Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 17.08.2007 Откуда: Раша
Пол интренета облазил, но так и не нашел, как смазывать вентиялоры на шарикоподшипниках. То пишут, что под давлением шприцевать, то трансмиссионку лить в щель около центральной втулки... Пробовал, но толку мало. От моих опреаций вентилятор начинал работать только шумнее. И вот вчера решил рабораться, как же отрыть подшипник без повреждений для него? Тем более, что смазывать его надо консистентной смазкой. Пока искал решение - изуродовал 2 подшипника, но решение было найдено. Может кому пригодится???
Итак, нужны следующие компоненты: сам подшипник, иголка, обычное гибкое лезвие, вата, зубочистка, растворитель
1. Берем подшипник и смотрим по внешнему краю пыльника (железка, которая шарики накрывает, я ее так называю, не знаю, как правильно) небольшой разрез миллиметра 3. Это разрез очень маленькой стопроной шайбы, которая держит пыльник.
2. Упираемся иголкой в левую или правую часть разреза и пытаемся вынуть конец шайбы из паза, в котором она стоит и вынаем шайбу
3. Аккуратно вставляем лезвие в щель между центральной втулкой и пыльником и выковыриваем пыльник. Тут вам сразу могут окрыться шарики и небольшой кусок грязной смазки, а может просто желтый пластиковый сепаратор, который очень похож на смазку литол - не вздумайте выковыривать его потом шарики не вставите обратно в подшипник. Если шариков не видно, то вам не повезло :p придется закрывать эту сторону подшипника и открывать другую.
4. Когда нашли подшипники, наматываем вату на зубочистку и вытираем старую смазку. Затем наматываем новую вату, обильно мочим в растворителе и протираем внутренности подшипника, можно просто промыть растворителем.
5. обильно закладываем новую констистентную смазку типа литол, графитку, шрус и т.д. - кому что нравится, накрываем крышкой (только не перепутайте, как стояла крышка. если попутали - посмотрите на другом подшипнике), стираем излишки смазки, и фиксируем шайбой: вставляем один конец шайбы в паз, немного сжимаем ее и она сама вставится на место.
ВСЕ - ваш подшипник смазан
P.S. Если кому не очень понятно, могу через несколько дней всю опреацию сфоткать и выложить сюда.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.10.2007 Откуда: Тюмень
есть еще один способ, он заключается в том что подшипники кипятятся в солидоле в смеси с перетертым графитом. Возможно и не такой эффективный, какой описал автор статьи, да и смазка тогда жидкая, зато не надо подшипники разбирать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.12.2004 Откуда: Москва
Отдираешь наклейку, там на оси надета пластиковое колечко (это и есть стопорная шайба), берешь иголку, поддеваешь колечко со стороны оси и снимаешь (только не потеряй его). Снимаешь крыльчатку, смазываешь все что нужно, крыльчатку на место одеваешь и стопорную шайбу одеваешь на место, она должна в канавку на оси встать
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.12.2002 Откуда: Нижний Новгород
Чего-то мне кажется, что смазывать затрещавший подшипник великого смысла уже нет. Треск - люфт в подшипнике, т.е. повреждён сепаратор, либо что-то с шариками уже не в порядке. Смазка может задемпфировать вибрацию, временно устранить треск, но повреждения металла она не восстановит никак.
Конечно, всё упирается в финансы, покупать новый вентилятор не всегда получается, а иногда надо обязательно восстановить именно подыхающий экземпляр, например, крыльчатку турбины кулера видяхи. Тогда советую обратиться в знакомую/ближайшую комп. фирму и выпросить несколько сдохших вентиляторов, они часто просто выкидываются. Из них можно вытащить подшипники и просто их поменять. =) Даже если один развалился, то второй точно будет цел.
Ещё можно взять справочник предприятий города и обзвонить фирмы, торгующие подшипниками. Я себе так нашёл подшипник для катушки спиннинга, причём там даже был выбор по классу точности с довольно символической разницей в цене. =) Надо только сказать толщину подшипника, внутренний и внешний диаметр колец.
И ещё. Графитовой смазкой я бы оч не советовал подшипники мазать, всё ж таки абразив, для подшипников скольжения (т.е. втулок, sleeve bearing) она подойдёт, а шарики она сожрёт. Обычное мотороное масло вполне подходит, лучше взять пожиже, меньше сопротивление от него будет при сравнительно низких температурах работы вентиялтора.
_________________ Граждане Германии, Франции и Японии, аккуратнее там на своих автомобилях - нам на них еще ездить!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2005 Откуда: эта страна Фото: 3
Заливаю ТАД-17, что бы попала и на подшипники и на втулку. Становится тише.
А разбирать подшипник- это геморрно и имхо рискованно. Одно неверное решение и будет только хуже.
Надо вообще переходить на гидродинамики Тихо и необслуживаемо, жаль дороговато.
_________________ _________________ _________________ Team MXS
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2005 Откуда: Оренбург
Илья /Martin/ писал(а):
Чего-то мне кажется, что смазывать затрещавший подшипник великого смысла уже нет. Треск - люфт в подшипнике, т.е. повреждён сепаратор, либо что-то с шариками уже не в порядке. Смазка может задемпфировать вибрацию, временно устранить треск, но повреждения металла она не восстановит никак.
Сгласен, только есть еще вариант. Заклинить шарикоподшипник и превратить его тем самым в подшипник скольжения. Потом смазать и пусть работает тихонечко как втулка.
Не раз так спасал вентиляторы с дохлыми подшипниками.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2007 Откуда: Москва
vvc1 писал(а):
Заклинить шарикоподшипник и превратить его тем самым в подшипник скольжения.
Эта идея давно преследует меня. Но как это лучше сделать на практике? Особенно в том случае, когда подшипник не может быть вынут. Поделитесь опытом, пожалуйста!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2005 Откуда: Оренбург
servo777 писал(а):
Но как это лучше сделать на практике? Особенно в том случае, когда подшипник не может быть вынут. Поделитесь опытом, пожалуйста!
Обычно вынимал, снимал крышку-пыльник, чистил от лишней смазки, капал чуток эпоксидки, прикрывал пыльником. Бывало на выезде обламывал под клин древнее бритвенное лезвие типа "Нева", загонял его в щель между внутренним кольцом и крышкой-пыльником и обламывал лезвие. Или шилом пробивал крышку вблизи одного из колец, загонял тоненький гвоздик и обкусывал его.
В общем, все подручными средствами.
разобрал подшипник качения у залмановского кулера. а в нем сепаратор из мягкой пластмассы. неудивительно что со временем трещать начал. и зачем тогда рекомендуют подшипник качения при высоких температурах?
смазывать его разумеется бесполезно. вытащил подшипники у термалтейка и переставил в залман. где бы побольше надыбать таких подшипников? а то у залмана вентили слишком оригинальные. таких не найти в продаже.
погугли, в инете есть способ как смазать закрытый подшипник неразборного кулера. вот как его разбирать особо не разжевано, а как смазать: береться отрезок трубки поливинилхлоридной, в нее засовывается подшипник, серединка подшипника затыкается резиновой пробкой, за подшипником одевается на трубку кольцо из этой же трубки чтоб его не засосало. с одного конца трубки подсоединяется насос велосипедный и им через подшипник сначала прокачивается под давлением растворитель для вымывания остатков смазки, потом заполняется маслом. я сделал так с zalman-ом - пошел купил zalman sleeve вентилятор корпусный на 92, вырезал из него вентилятор, в остатках от крепежей на которых он крепился к рамке высверлил две дырки, да прикрутил его на место старого. стоил вентилятор 5 баксов. выпиливал и высверливал около часа - неподготовился: отпиливал лезвием от ножовки, а сверлил 1 мм сверлом в ручную, и осторожно делал чтоб не испортить вентилятор. самое сложное было прикинуть где сверлить, чтоб от центровано получилось, получилось идеально
разобрал вентилятор, уже второй. первый был залман - пришлось помучиться с зажимной шайбой. с блока питания SUPERRED вообще кайфный - сзади пластиковая зажимная шайба с разрезом, специально продуман чтоб его разобрать было легко. разобрать то разобрал - но вытащить оттуда подшипник не смог. ниче он карандашами не выдавливается, особенно в суперреде - там диаметры одного подшипника и второго разные. хорошо не сломал. тупил тупил как смазить подшипник - щелочку там даже видно но не жидкое ни тем более густая смазка туда не просачивается. может растопить густую смазку? смазал вал и намазюкал ЦИАТИМ 201 на подшипник, собрал назад - шуметь он перестал, практически не трещит на максимальных оборотах - в самом БП он на 1500 крутится в пол силы. как подшипник сам смазать и надо ли это делать фиг пойми
Cooler Master зажимная шайба утоплена в пластмассовое кольцо - никак его не разобрать. жалко отличный вентиляторы были. шесть лет прокрутились и чуть чуть шуметь начали на максимальных оборотах 2500, они с термодатчиками зимой крутяятся 1700 летом 2100-2150. тихие. залман на качении шумнее на 2000
bomz да не. тут дело не в этом. смазку циатимовскую протолкнуть в подшипник получилось но вот трещать он от этого не перестал. работал круглосуточно несколько лет. если сепаратор износится то уже поможет только замена. надо иметь в виду что подшипники от других кулеров подходят к залману.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 12.12.2014 Фото: 2
Сам страдал такой чепухой ! (Yate Loon D14BH-12) Отверстие под втулку заливал пятиминутной бакситкой, так как закрывать его при таком давлении бесполезно. #77
Давил пока смазка не потекла с другой стороны и потихоньку начал прокручивать подшипник. #77Смазка- Prolong® EP-2.5
Толку ноль ! Нужно искать донора для замены подшипника. Только где стоят такие подшипники ?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
hmara666 Говорят подшипники у 80-140 кулеров стандартизированы(кроме некоторых вертушек с явно маленьким мотором, типа Арктик Кулинг) и подшипники мешками можно брать на алиэкспрессе не очень дорого. Можно точно замерить подшипник штангенциркулем и поискать на али. Только подшипники разумеется бывают разные - из говнометалла и с низкой точностью изготовления(будут греметь и быстро сдохнут), но дешевые. Ну и хорошие и дорогие. А смазывать подшипник когда он загремел уже как бы почти поздновато. Продлите его агонию на месяц-полгода. Лучше купить новых и тавотницей прокачать его. Это специальный ручной механический насос для прокачки густой смазки в крестовины карданных валов. Смазку надо высокотемпературную.
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.08.2003 Откуда: Санкт-Петербург
В вентиляторах обычно используются шариковые подшипники 3*8*4(693zz). 3мм - диаметр вала/отверстия. 8мм - наружный диаметр. 4мм - ширина. Найти приличные на Али сложно. Даже среди сравнительно недешевых качество нестабильное.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения