Siller никто не ответил за 2 мес. ... Ну, мои 4 корпусных вентилятора(марка Young lin) крутятся хорошо до сих пор. Весьма доволен.
Единственная засада - у многих других вентиляторов при таком подключении слышится высокочастотный *писк* на малых оборотах (зависит от настроек "pwmout clock" из программы Speedfan).
Писк замечен у моторов: Gt(2шт), Delta(1шт), adda(1шт), titan(1тш).
Не пищали вообще только уже упомянутые Young lin и парочка залманов.
Добрый день!
Отличная простая схема!
Из элементов применил, то что было VT1 - КП350, VT2 - TIP42C, R1 - 1K, R2 - 470 Ом, добавил R3 - 360 Ом между эмиттером и базой VT2 - зависимость изменения оборотов от регулятора в speedfan стала почти линейна.
Собрал схему, обороты регулируются. Но датчик оборотов не работает.
Мультиметром на постоянном напряжении между землёй и таходатчиком показывает 0.15 В.
Мультиметр в режиме показа частоты выдаёт одну цифру, которая меняется если пальцем чуть вентилятор тормозить.
Управляю сразу 5 вентиляторами по 0.6 А каждый, тахометр беру только с одного вентилятора.
Если подключить однин из вентиляторов в 3 пиновый разъем матери, то обороты показываются нормально.
VT1 IRF840
VT2 КТ837В ( посажен на радиатор, т.к. на малых оборотах греется. Чем меньше обороты, тем больше греется )
Как сделать, чтобы показывались обороты вентиляторов ?
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Надо добавить диод на 1-2А между +5В и коллектором КТ837. Т.о., чтоб на вентилятор всегда подавалось напряжение.
Проверить правильность установки диода можно при отключенном коллекторе VT2 - при этом на кулеры должно подаваться примерно 4.3В
Если это так, то дальше надо подключить коллектор VT2 и запустить схему. При этом тахометр должен работать. Если получилось, то следующая попытка будет запитаться не от +5В, а от +3.3В. Впрочем, последнее не обязательно, 4В на кулеры не слишком большое напряжение.
add - и убери выходные сглаживающие конденсаторы. Из-за них ключ и греется.
Последний раз редактировалось serj 12.05.2009 21:17, всего редактировалось 1 раз.
Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 16.03.2007 Откуда: СПб
Парни такая проблема, пытался вставить диод, в месте подключения кулера проца к материнке, типа чтоб отображал загрузку вентилятора . Диод мигнул, вентилятор остановился, напряжение не подаеться проверял мультиметром, запитал от SUS_FAN пока, вертиться нормально... в EasyTune5 отоброжаеться только скорость sus_fan, проца нет горит воскл знак и все. мать НЕ на неработающий кулер, биос обнулял, У кого какие идеи есть?
PS: простите за оффтоп лазию с GPRS подходящюю тему искать уже нет сил.......
сделал так, конденсаторы пока не отключал.
Всё равно датчик не показывается, как до этого было напр. на датчик земля - 0.15В, частотомер мультиметра выдаёт частоту, зависящую от оборотов.
При включении без коллектора vt2 вентиляторы крутились, на них было 4.33В, датчик не работал. При подключении к коллектору VT2 диода вентиляторы стали управляться от ШИМ.
UPD: время больше 22, а вентиляторы из 5 штук по 15 тыс. оборотов шумят очень сильно. Включить смогу только завтра...
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Наверно понял суть проблемы. Ты просто смотрел напряжение на выводе тахометра? Думаю - ДА.
Дык, там и должна быть "какая-то фигня".
Вывод тахометра - это замыкатель на землю. Если его не подключить к схеме мониторинга, то он не может показать никакого напряжения. Если не хочется втыкать в матплату, то просто прицепи вывод тахометра через резистор к +5В. Резистор какой-нибудь, 1К....47К (и больше). При медленном вращении крыльчатки там будет переключаться напряжение 0-5В (очень примерно).
В схеме мониторинга матплаты такой притягивающий резистор есть, поэтому тахометр будет работать нормально.
Диод ты подключил правильно, именно это я и имел в виду.
Если окажется, что всё мое написанное 'туфта', тогда будет другой вариант - тахометр работает или от чипа контроллера (для 'умных' вентиляторов) или с обмотки двигателя. Т.к. это устройство не может нормально работать в большом интервале напряжений, то есть шанс, что мониторинг валится.
Тогда давай так - тебе из всего хозяйства надо снять тахометр только с одного вентилятора? Если так, то, скорее всего, тебе придется разобрать один вентилятор и разделить цепь питания схемы управления и обмотки мотора. Такое можно сделать только на старых, 'тупых' вентиляторах.
Впрочем, сам не дорабатывал и 'возможно всякое'.
Тахометр мерял при подключённым к материнке выходе тахосигнала. Мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения выдавал 0.15 В.
Скорость вращения меряю только у одного вентилятора ( всего будет с 2, т.к. на материнке больше входов на кулеров нет )
Причём при больших напряжениях миниторинг тоже валится, при максимальном ШИМ, на обмотках вентиляторов 11.4 В, но скорость вращения всё равно не показывается.
Если подключать один кулер на мать в 3 пиновый разъем для кулера, то обороты показываются.
Разобрать кулер не могу, т.к. через год или позже придётся их менять ( рекомендуют ) и переделывать 2 кулера будет проблематично.
Странно всё получается, вроде несколько человек собрали схему и всё прекрасно мониторится, а тут какая-то шняга... Пахнет тем, что я что-нибудь просто не так включил.
А надо ставить на VT2 ещё диод ? Как я понимаю чтобы обратные токи "не ходили".
Не понял. Ты хочешь объединить тахосигналы с двух кулеров? Это невозможно.
Объединять не хочу. Из 5 кулеров 2 с тахосигналами будут на материнку заведены.
Цитата:
Подключи их напрямую к +12В, тогда все будет работать нормально?
К сожалению только завтра могу подключиться - вой при закрытых дверях в другой комнате слышно отчётливо
Я подключал один кулер на материнку - обороты показывались. Правда ограничивал ток до 100-200мА через резистор, т.к. 600 мА материнка может не выдержать. Резистор грелся нехило.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Повтори тест с резистором, но при этом померь напряжение на вентиляторе.
И вообще, было-бы здорово увеличивать номинал этого сопротивления и смотреть напряжение на кулере, когда перестанет работать тахометр.
Если у тебя тахометр всегда дает 'почти 0', то это лечится. Просто надо увеличить ток через вывод тахометра. Если подходить без фанатизма, то проблем не будет.
Завтра попробуй вывод тахометра повесить на 5В через резистор, скажем, 1К. Наверняка дело улучшится. (в матплату пока не втыкай)
Оказывается датчик с обычного вентилятора 80x80 нормально показывается, в схеме которая выше.
Не показывается датчик с этих 5 маленьких ( 40x40x28 ) вентиляторов. Ещё раз подключил один через 90.Ом резистор прямо на мамку - вентилятор крутится, а скорость не меряется. Мультиметр показывает 0.15 В. Частота по мультиметру 1500.
Удалось увитель микруху, на которой этот кулер сделан - LB11961. Вот даташит на неё http://www.datasheetpro.com/327896_down ... sheet.html . Навороченная микруха.
Причём с виду достаточно много видно smd компонентов на платке. Кулер не разбирал - под углом видно немного.
Появился осциллограф. На обычном вентиляторе 80x80 с датчика идут чёткие прямоугольники, размах 12 В. На маленьком получилось вот что http://s57...radikal.ru/i157/0905/ff/8a8b99d08b37.jpg (28 кило) 0.02 В, 1мсек. развёртка.
У меня такой вопрос, если я возьму тонкий 40x40 вентилятор, с обычным таходатчиком и подсоединю на выход этого навороченного, чтобы тот раскручивался от его воздушного потока. Смогу я мерять таким образом обороты при помощи таходатчика дополнительного вентилятора ?
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
vilak, в LB11961 внутренний стабилизатор на 6В. Судя по осциллограммам там валится работа с датчиком положения. Увы, в этом чипе нельзя разделить управляющие и силовые цепи.
Вначале попробуй, что я говорил ранее - подключи вывод тахометра к +5В через резистор ~1К и посмотри характер работы. Добавлено спустя 5 минут, 52 секунды Вариант с внешним вентилятором плохо. Тут скорее может пойти подсовывание датчика холла или, раз у тебя виден чип, просто сделать отвод от любого вывода OUT чипа.
У меня была такая проблема, так я наклеил на ротор полоски фольги и сделал оптодатчик.
Подключил на выход таходатчика +5 В через резистор 1-2 кОм, картина не изменилась. К материнке не подключал, смотрел на осциллографе между землёй и выходом таходатчика.
Похоже проблема в кулере.
Наклеить что-то стрёмно, т.к. обороты доходят до 15 тыс. , я так точно не отбалансирую. Единственно есть у кулера вот http://s42...radikal.ru/i097/0905/d5/174ed3ea5275.jpg прямоугольничек посреди матовой части - этого будет достаточно для чёткого принятия отражённого сигнала ?
Датчик холла как я понимаю надо тоже вплотную вешать ?
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Попробуй иначе. Рисовать не буду, думаю и так поймешь.
Давай попробуем усилить сигнал. Для этого возьми любой npn (КТ315 &etc) и подключи к выводу тахометра.
База на тахометр, эмиттер на землю, коллектор будет выходом - его через резистор ~10К на +5В.
Между базой и +5В надо подобрать резистор. Подбери в интервале 470Ом-100К, даже примерно не знаю. Скажем, 1К для начала.
Смотреть на коллекторе. Если там напряжение уползает в 0, то 'базовый' резистор уменьшать (без фанатизма, не меньше 470 Ом), если уползает в Vcc, то увеличивать. Не стремись получить чистый меандр, главное - чтоб импульсы были и они были без сильного дребезга.
Вначале стоит перебрать электрические методы, а уж затем лезть в 'механику'.
Прямоугольника может быть достаточно, то ты замучаешься отлаживать и калибровать эту систему.
Датчик тебе вешать некуда. Добавлено спустя 1 минуту, 14 секунд p.s.
Сдается мне, что ты попутал вывод земли и тахометра в этом кулере.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения