Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
ar1ur писал(а):
А с чего вы взяли, что многоразовость недешевая?
Есть примеры из практики (я о многоразоаости именно последней ступени)
ar1ur писал(а):
Кстати это слово здесь надо писать слитно (или хотя бы "дорогая") -
Что? Опять?
ar1ur писал(а):
Нет, не увеличит
Именно увеличит, т.к. все это делается из каких-то материалов и очевидно имеет какую-то массу))
ar1ur писал(а):
теоретически полезная нагрузка рассчитывалась исходя из имеющейся конструкции
Повторяю - основа импульс двигателей. Ты можешь сделать на них многоразовую РН, с полезной нагрузкой а тонну, или одноразовую с нагрузкой в две (значения условны) т.е. просто это закладывается на уровне конструирования. Но это снова в тему эффективности доставки - один из критериев
ar1ur писал(а):
она не дает ответа на ваш вопрос.
Конечно не даёт, потому что тут так же как и с ДВС, важен баланс множества факторов (по секрету - подобное почти везде)
ar1ur писал(а):
из полезной нагрузки Старшипа ничего не минусуется - 150 т это номинальная полезная нагрузка в многоразовой опции.
Если исключить средства многоразоаости, то нагрузка станет больше. Суть- мтнусуется на уровне конструирования, что не меняет сути - минусуется
ar1ur писал(а):
говорите, что не путаете эти понятия. Еще раз - это НЕ одно и то же. Полезная нагрузка - это груз на орбиту, а сухая масса - это масса самой ракеты, без полезной нагрузки и топлива.
С позиции вывода на орбиту последней ступени - это одно и тоже, т.к на этом этапе они представляют собой одно целое. Скол ко можно повторять?
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
Есть примеры из практики (я о многоразоаости именно последней ступени)
Это был вопрос? Если да, то нет. Как лет десять назад не было примеров многоразовости и первой ступени.
Zorro писал(а):
Именно увеличит, т.к. все это делается из каких-то материалов и очевидно имеет какую-то массу))
Еще раз: это часть конструкции РН: материалы, их масса и т.д.
Zorro писал(а):
Повторяю - основа импульс двигателей. Ты можешь сделать на них многоразовую РН, с полезной нагрузкой а тонну, или одноразовую с нагрузкой в две (значения условны) т.е. просто это закладывается на уровне конструирования. Но это снова в тему эффективности доставки - один из критериев
Основа чего? На уровне конструирования Старшипа заложена полезная нагрузка 150 т в многоразовой опции, т.е. с возвращением обеих ступеней.
Zorro писал(а):
Конечно не даёт, потому что тут так же как и с ДВС, важен баланс множества факторов (по секрету - подобное почти везде)
Ну вот и не поминайте физику всуе
Zorro писал(а):
Если исключить средства многоразоаости, то нагрузка станет больше. Суть- мтнусуется на уровне конструирования, что не меняет сути - минусуется
Я могу даже сказать насколько больше - на 100 т
Zorro писал(а):
С позиции вывода на орбиту последней ступени - это одно и тоже, т.к на этом этапе они представляют собой одно целое. Скол ко можно повторять?
До тех пор, пока вы не поймете: это не одно и то же. "С позиции вывода на орбиту последней ступени" надо поднимать не сухую массу РН, и не полезную нагрузку, а их сумму. А еще топливо на обратную посадку, если многоразовая опция.
Система Старшип, это одноступенчатая система. Супер Хеви, ака бустер, и собственно сам корабль Старшип. Бустер будут ловить Мегазиллой, чтобы быстро вернуть его на стол запуска, ну и сохранить движки.
#77
Старшипу топливо для посадки будет нужно тока на последнем этапе для кувырка и торможения. Если выгорит, то никакая одноразовая система не сравнится в эффективности. Даже китайцы признали, что не в состоянии конкурировать по цене с Маском. Да и когда полетит Великий поход 9, одному Будде известно.
Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
ar1ur писал(а):
Это был вопрос?
нет, утверждение
ar1ur писал(а):
Еще раз: это часть конструкции РН: материалы, их масса и т.д.
ты можешь поднять 10 кг, и у тебя есть 2 ведра - обычное в кило весом, и с теплозащитой - 2 кг сколько воды ты сможешь перенести первым ведром, а сколько вторым?
ar1ur писал(а):
Основа чего?
всего дальнейшего проектирования. можно конечно увеличивать количество двигателей, но это уже получается как бы другая ракета
ar1ur писал(а):
надо поднимать не сухую массу РН, и не полезную нагрузку, а их сумму
глаза открой))
Zorro писал(а):
они представляют собой одно целое
LEVAK писал(а):
Скрытый текст
я вижу как минимум 2 ступени
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.11.2017 Откуда: из леса
Zorro писал(а):
конечно (кроме того, что если речь о рекордной массе полезной нагрузки, а необходимо вывести на пару тонн больше... ) именно масса полезной нагрузки стоит денег. и чем бОльший процент от РН она составляет - тем больше можно получить денег с одного запуска и тут снова получаем баланс ( ) - что принесёт больше денег: не дешёвая многоразовость или дорогущая стоимость килограмма полезной нагрузки
Многоразовый ракетоноситель, конечно, выведет меньше полезного груза, и съест больше топлива с окислителем, по сравнению с аналогичным "одноразовым" с такой же стартовой массой. Но при неоднократном запуске одного и того же многоразового носителя, нет потерь самого носителя, и при каком-то количестве запусков многоразовых рн (которых, по понятным причинам, будет больше, чем одноразовых), суммарная стоимость "излишне" потраченного топлива с окислителем на "многоразовые" запуски, будет меньше суммарной стоимости потерянных "одноразовых" носителей, которые куды дороже пропеллянта+оксидизера, вот о чём я. Если чо, то и многоразовые носители придётся ремонтировать, обслуживать, "омолаживать", что увеличит стоимость программы, и конечно же - необходимое количество запусков многоразовых рн, для выгоды по сравнению с запусками одноразовых носителей, выводящих на орбиту такое же количество полезного груза.
_________________ Улыбок тебе... дед Макар (читай наоборот)
ты можешь поднять 10 кг, и у тебя есть 2 ведра - обычное в кило весом, и с теплозащитой - 2 кг сколько воды ты сможешь перенести первым ведром, а сколько вторым?
Я не ракета
Zorro писал(а):
всего дальнейшего проектирования. можно конечно увеличивать количество двигателей, но это уже получается как бы другая ракета
Вообще-то в ракете много таких основ. Двигатели - это наверное 10% успеха, достаточно вспомнить Н-1.
Zorro писал(а):
глаза открой))
Еще раз - они НЕ представляют собой одно целое. Одно целое - это общая масса РН. Которая складывается из разных частей: сухая масса, полезная нагрузка и масса топлива с окислителем.
Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
Иван Иванов писал(а):
суммарная стоимость топлива с окислителем на "многоразовые" запуски, будет меньше суммарной стоимости потерянных "одноразовых" носителей
так я о том, что если даже в случае с первыми ступенями, где "многоразовость" обходится дешевле всего, есть сомнения в этом то в случае с последними ступенями этих сомнений кратно больше) и Спейс шаттл тому пример. есть другие?
Добавлено спустя 5 минут 1 секунду:
ar1ur писал(а):
Я надеюсь вы не про Шаттл?
чем он плох в качестве примера подобных технологий?
ar1ur писал(а):
Я не ракета
это очевидно. потому и надеюсь, что уже после стольких разъяснений эта задачка окажется тебе по зубам
ar1ur писал(а):
Вообще-то в ракете много таких основ
суть в том, что из конкретной связки двигателей ты не выжмешь больше чем уже выжали при проектировании
ar1ur писал(а):
Еще раз - они НЕ представляют собой одно целое. Одно целое - это общая масса РН. Которая складывается из разных частей: сухая масса, полезная нагрузка и масса топлива с окислителем.
для нас представляет интерес только та часть РН, которая будет разогнана до первой космической (т.е. последняя ступень) потому как очевидно, что именно ей (или её части) и придётся возвращаться назад ну и так же очевидно, что до заданной скорости разгоняется она как одно целое)) или у тебя автобусы тоже разгоняются отдельно от пассажиров - динамика же тогда лучше
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
чем он плох в качестве примера подобных технологий?
Тем, что: 1) Его "первая ступень" не была многоразовой 2) Это была безумно дорогая программа, да к тому же опасная для пилотируемых полетов.
Zorro писал(а):
это очевидно. потому и надеюсь, что уже после стольких разъяснений эта задачка окажется тебе по зубам
Разъяснений чего - что одноразовая ракета поднимет больше груза, чем многоразовая? Так я в курсе, и уже давно. Но какое отношение эта банальная истина имеет к вашим претензиям на ЭКОНОМИЧЕСКУЮ неэффективность многразовых ракет? Неужели трудно понять, что в вашем примере лучше носить воду по 8 кг много раз в 2 кг ведре, чем один раз перенести 9 кг воды и выбросить 1 кг ведро на помойку?
Zorro писал(а):
суть в том, что из конкретной связки двигателей ты не выжмешь больше чем уже выжали при проектировании
Допустим - но к чему это?
Zorro писал(а):
для нас представляет интерес только та часть РН, которая будет разогнана до первой космической (т.е. последняя ступень), потом как очевидно, что именно ей (или её части) и придётся возвращаться назад ну и так же очевидно, что до заданной скорости разгоняется она как одно целое)) или у тебя автобусы тоже разгоняются отдельно от пассажиров - динамика же тогда лучше
Опять не пониманию - к чему это? What's your point, как говорят на загнивающем Западе?
Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
ar1ur писал(а):
Его "первая ступень" не была многоразовой
кроме того, что речь вообще именно о последней ступени) твердотопливные ускорители как раз и были многоразовыми - их перезаправляли. одноразовым был бак второй ступени
ar1ur писал(а):
Это была безумно дорогая программа, да к тому же опасная для пилотируемых полетов.
часом не в силу многоразовости последней ступени она была такой дорого?
ar1ur писал(а):
Неужели трудно понять, что в вашем примере лучше носить воду по 8 кг много раз в 2 кг ведре, чем один раз перенести 9 кг воды и выбросить 1 кг ведро на помойку?
это если ты носишь воду... а вот если носить золото, а подготовка защищённого ведра в несколько раз дороже одноразового - уже появляются вопросы...
ar1ur писал(а):
Допустим - но к чему это?
n+1 раз
Zorro писал(а):
Что принесёт больше денег: не дешёвая многоразовость или дорогущая стоимость килограмма полезной нагрузки
сколько стоят килограммы полезной нагрузки, потерянные из-за необходимости поднимать средства многоразовости?
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.11.2017 Откуда: из леса
Zorro писал(а):
так я о том, что если даже в случае с первыми ступенями, где "многоразовость" обходится дешевле всего, есть сомнения в этом то в случае с последними ступенями этих сомнений кратно больше) и Спейс шаттл тому пример. есть другие?
Ну спасе шуттле это разочаровывающий пример, хотя с самого начала космической эры был соблазн возвращать дорогие и сложные ступени ракетоносителей, но не получалось, и не было времени и средств, во время космической гонки Америки и Советского Союза, на всякие "излишества" вроде многоразовых систем. Затем, коды "выдохлась" гонка, американцы замыслили и осуществили многоразовую систему - упомянутый тобой спасе шуттле, но он оказался очень дорог, это да, к тому же использование водорода сильно прибавляло стоимость всему проекту, да и производство смесевого топлива для боостеров - тоже недёшево. Получается, тоды и наш "буран", в случае продолжения программы, мог бы принести много трат почившему в бозе СССР? А другой пример есть, это ракетоносители от спасе-х. Керосин, и особенно метан - недорогие топлива. Посмотрим, чо у них получится в итоге.
ar1ur писал(а):
Его "первая ступень" не была многоразовой
Вообще-то боостеры, играющие роль первой ступени, были как раз "многоразовые", хотя ихний ремонт и восстановление в заводских условиях, опосля приземления, был явно недёшев. Водородный "бак" был одноразовым, питая двигатели шуттле, работающие как "вторая" ступень, а затем сбрасывался и падал.
_________________ Улыбок тебе... дед Макар (читай наоборот)
Вообще-то боостеры, играющие роль первой ступени, были как раз "многоразовые", хотя ихний ремонт и восстановление в заводских условиях, опосля приземления, был явно недёшев. Водородный "бак" был одноразовым, питая двигатели шуттле, работающие как "вторая" ступень, а затем сбрасывался и падал.
Согласен. Будет считать это частичной многоразовостью "первой ступени"
Zorro писал(а):
кроме того, что речь вообще именно о последней ступени) твердотопливные ускорители как раз и были многоразовыми - их перезаправляли. одноразовым был бак второй ступени
Да, я ошибся.
Zorro писал(а):
часом не в силу многоразовости последней ступени она была такой дорого?
Разумеется - но реализация этой частичной многоразовости принципиально отличалась от той, что будет в Старшипе.
Zorro писал(а):
это если ты носишь воду... а вот если носить золото, а подготовка защищённого ведра в несколько раз дороже одноразового - уже появляются вопросы...
Если. Но какие основания так считать? Что там так дорого стоит - крылья, теплозащита, топливо на возврат?
Zorro писал(а):
сколько стоят килограммы полезной нагрузки, потерянные из-за необходимости поднимать средства многоразовости?
Давайте посчитаем. Полезная нагрузка (НОО) и цена запуска в одноразовой опции - 22.8 т и $95 млн ($4167 тыс / кг), в многоразовой - 15.6 т и $62 млн ($3974 тыс / кг). В 2018, с переходом на Block 5, цена запуска в многоразовой опции была снижена до $50 млн ($3205 / кг). Получается, что многоразовая опция дешевле одноразовой на $962 / кг (на 23%). Это в цене - в себестоимости относительная разница явно больше, поскольку SpaceX вряд ли сразу заложила в цену многоразовой опции 10-кратную многоразовость (она была достигнута только в этом году). А теперь представьте какой будет порядок этой разницы с переходом на 100-кратную многоразовость в Старшипе.
Тем, что это будет полностью многоразовая ракета, а не орбитальный самолет со сложной геометрией, который разгоняют частично многоразовые бустеры с одноразовым топливным баком. Которая совершает вертикальную посадку на небольшую платформу, а не приземляется на огромную взлетно-посадочную полосу. И еще мильон отличий, о которых я не знаю по причине отсутствия инженерной подготовки и доступа к секретам SpaceX
Zorro писал(а):
очевидно всё в совокупности, включая и наземную поддержку, которую так же необходимо приплюсовать к стоимости доставленного килограмма
Какая еще наземная поддержка? Персоналу что со взлета телеметрию получать, что со взлета с посадкой - она происходит в автоматическим режиме.
Zorro писал(а):
ну как бы представить-то можно... вопрос как реализуют. пример-то Спейс шаттла перед глазами
Еще раз - это во всех отношениях другой пример. Начиная с технической реализации и заканчивая расходами (150 млрд долларов в нынешних ценах). Тогда как финансирование Старшипа от НАСА (в рамках лунной программы) - меньше 3 млрд долларов. Что в 50(!) раз дешевле.
Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
ar1ur писал(а):
полностью многоразовая ракета, а не орбитальный самолет со сложной геометрией
геометрия там нужна была только для планирования до полосы. сейчас средства управления всё же подросли и обеспечивают успешное попадание даже при таком ничтожном аэродинамическом качестве как у Старшипа
ar1ur писал(а):
частично многоразовые бустеры
полностью
ar1ur писал(а):
с одноразовым топливным баком
это бак второй ступени
ar1ur писал(а):
а не приземляется на огромную взлетно-посадочную полосу
НАСА без проблем предоставляет свои лаборатории, стенды, технические данные,... думаю и на счёт полосы договорились бы без проблем
ar1ur писал(а):
Какая еще наземная поддержка? Персоналу что со взлета телеметрию получать, что со взлета с посадкой - она происходит в автоматическим режиме.
а подготовка стартов? производства и замены расходников, ремонты, логистика, 100500 проверок,... ты же экономист - представь расходы производства с численностью сотрудников в десятки тысяч человек (если со смежниками и т.п.)
ar1ur писал(а):
канчивая расходами (150 млрд долларов в нынешних ценах). Тогда как финансирование Старшипа от НАСА (в рамках лунной программы) - меньше 3 млрд долларов. Что в 50(!) раз дешевле.
если предположить, что при текущих расходах Старшип уже совершил первый не испытательный полёт, то 3 миллиарда почти в 3 раза больше, чем если разделить затраты на программу Спейс Шаттла на все полёты (1.1 миллиарда)
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
геометрия там нужна была только для планирования до полосы.
Я догадываюсь - но от этого она не перестает быть сложной, с риском выпадения плиток и т.д.
Zorro писал(а):
сейчас средства управления всё же подросли и обеспечивают успешное попадание даже при таком ничтожном аэродинамическом качестве как у Старшипа
Попадания во что? И какое это имеет отношение к дороговизне Шаттла?
Zorro писал(а):
полностью
Угу - с подбиранием бустеров из моря и их ремонтом, с потерей топливного бака.
Zorro писал(а):
это бак второй ступени
Потому и говорю - многоразовость частичная.
Zorro писал(а):
НАСА без проблем предоставляет свои лаборатории, стенды, технические данные,... думаю и на счёт полосы договорились бы без проблем
Не интересовались, почему программу Шаттлов свернули?
Zorro писал(а):
а подготовка стартов? производства и замены расходников, ремонты, логистика, 100500 проверок,... ты же экономист - представь расходы производства с численностью сотрудников в десятки тысяч человек (если со смежниками и т.п.)
С самолетами тоже так? Ну так вот есть что-то среднее между самолетом и одноразовой РН. С расходами на обслуживание, которые гораздо ниже стоимости ракеты.
Zorro писал(а):
если предположить, что при текущих расходах Старшип уже совершил первый не испытательный полёт, то 3 миллиарда почти в 3 раза больше, чем если разделить затраты на программу Спейс Шаттла на все полёты (1.1 миллиарда)
Я ошибся - программа Шаттлов обошлась в 200 млрд. За 30 лет они летали 135 раз - получается 1.5 млрд долл за полет. Сравните с запланированной себестоимостью одного запуска Старшипа (7 млн долл)
Добавлено спустя 5 минут 17 секунд: Из незаслуженно забытой рубрики Как тебе такое, Илон Маск!
Даже с поправкой на максимальную разницу с реальным запасом хода, полученным в прошлом году YouTube-каналом carwow (25%), получается довольно внушительная величина — 628 км. А по результатам полевых испытаний, опубликованных в августе нашими коллегами из MotorTrend, автомобиль проехал 658 км и показывал запас в 111 км. Поэтому скорее всего реальный запас хода Lucid Air Dream Edition R — 750-770 км. Для сравнения, современный автомобиль с ДВС при объеме бака 40 л и расходе бензина 8 л на 100 км на одной заправке проезжает 500 км.
Мозголом
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2004 Откуда: Нижний Новгород Фото: 0
ar1ur писал(а):
Попадания во что?
на посадочную площадку конечно)) Старшип точно так же планирует на посадку, только т.с. более стремительно
ar1ur писал(а):
Угу - с подбиранием бустеров из моря и их ремонтом, с потерей топливного бака.
и опять же, кроме бака, всё шло в повторное использование
ar1ur писал(а):
Не интересовались, почему программу Шаттлов свернули?
опять я не о том)) ВПП не есть причина ни дороговизны Шаттлов ни дешевизны (заявленной) Старшипа
ar1ur писал(а):
С самолетами тоже так? Ну так вот есть что-то среднее между самолетом и одноразовой РН. С расходами на обслуживание, которые гораздо ниже стоимости ракеты.
любая последняя ступень, вернувшаяся с орбиты, требует просто грандиозного технического обслуживания примеры Шаттлов как раз и показывают, что пренебрежение даже мелочами может быть фатально
ar1ur писал(а):
Я ошибся - программа Шаттлов обошлась в 200 млрд.
да не суть. пока всё равно говорить не о чем
Добавлено спустя 6 минут 26 секунд: к вопросу качества комплектующих
Вложение:
123123.jpg [ 80.75 КБ | Просмотров: 174 ]
треть светодиодов в центральном стоп-сигнале уже не горит... такого у меня даже в ладе не было, после 7 лет эксплуатации горели все
_________________ Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством.
ВПП не есть причина ни дороговизны Шаттлов ни дешевизны (заявленной) Старшипа
Я и не говорил, что это причина. Точнее она наверняка сыграла свою роль, но у меня на этот счет нет никаких данных.
Zorro писал(а):
любая последняя ступень, вернувшаяся с орбиты, требует просто грандиозного технического обслуживания примеры Шаттлов как раз и показывают, что пренебрежение даже мелочами может быть фатально
Нет, они показывают ненадежность конструкции Шаттлов. Потому их и свернули (наряду с очень дорогим обслуживанием).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 60
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения