Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.06.2016 Фото: 0
Всем привет! Есть какой-то предварительный итог по задержкам (dPC) незнаю как их правильно назвать? Есть ли прога или как узнать от чего задержки? "та прога Latency mon которая измеряет задержки, если там все красное, то ахтунг искать причины, или это ничего не значит если картинка плавная?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
antiOVER писал(а):
вопрос, а чо делать с остальными?
Ничего,хаб не переключится в режиме 2.0,разницы вы не заметите, а нестабильности добавить может. Оборудование которое может изначально работать так-рапортует об этом и работает. Сомневаюсь вобще надо ли видеокарту трогать. Информ панель драйвера говорит что Irq не используется.
С марта будет апдейт виндовс глобальный,обещают внедрение новой драйверной модели wddm 2.2 Будут опять сотни хотфиксов.
AlexK13 писал(а):
та прога Latency mon которая измеряет задержки, если там все красное, то ахтунг искать причины, или это ничего не значит если картинка плавная?
Это диагностический инструмент,для поиска проблемных драйверов,тестирования-если вы их пишите. Мониторинг сбойного или "умирающего" оборудования. И критерий оценки здоровой системы-как настроена. Если у вас всё хорошо и система в порядке он вряд ли вам понадобится,им удобно диагностировать периферию.
Если там всё красное,а система работает на глаз нормально,-это всего-лишь информация о том что она могла бы работать лучше,и какой-то драйвер,активность- вызывает это или неисправная периферия/сторонний контроллёр,несовместимость или сбой режимов энергосбережения.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Vbnm писал(а):
Полоса с нВидией в норме или что-то не так?
Измерять "простой системы" в Ос или игру в окне с монитором,если этот результат получен после альтаба-он не корректен-эти скачки переключение оборудования.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
coolio писал(а):
А что насчет видео скажешь? DPC latency на видеокартах Nvidia #14356875
Это всего-лишь видео на конкретной системе,причин по которым у человека статтер может быть миллион,от софта,Ос и Ав,вирусов и майнеров, до активности в момент записи,от скачков частот видеокарты,и много чего. Там ещё разгон Цпу и карты. Видос из разряда "я послушал гитару на ютубе-понравился звук, купил"
Лично я привык оперировать практикой. Тестировал пиратку Гта5. Конфиг в профиле,файлы были установлены на хдд,на тот момент было ещё 8 гб озу.
Всё идеально-да же "не летает", а "летит по маслу"-фпс и его стабильность,отзывчивость мыши-игра работала превосходно. Это притом что единственная пиратка на Пк для теста,потом удалил. Кроме заводского не было никакого разгона. Настройки электропитания Баланс/Оптимальный. Система чистая,пару нужных софтин,свежие драйвера и прошивки на оборудование(мат плата+ssd) В ос стандартный Ав,реестр не трогал никакие твики не делал.
У друзей видел на 1060 Гта,при наличии большого списка софта в трее-то-же проблем не заметил. Все довольны покупками.
Раз уж мой пост вынесли в отдельную тему, можно как-то вернуть мне доступ к редактированию этого первого поста? Чтобы по мере появления новой информации по проблеме я мог добавлять её в данный пост.
Нашёл тут один любопытный документ, как я понимаю, посвящённый разработчикам игр, касательно проблемы фризов. Довольно, правда, старый, дата проведения конференции значится от 2012 года. Но тем не менее весьма полезный, так как в нём представители Нвидия довольно детально описывают проблему фризов, приводя её разновидности, причины появления и возможные пути устранения. В первую очередь это посвященно именно разработчикам игр, но и рядовым пользователям, данная информацию, думаю, будет интересна и познавательна. https://developer.nvidia.com/sites/defa ... sis_EN.pdf
Цитата:
Stuttering – A Killer to Game Experience
When people talk to you:
–“For every few seconds, the game hitches...” –“The framerate is high, but it doesn’t feel smooth...” –“The animation’s choppy...” –“The response to input lags constantly...”
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
antiOVER писал(а):
так на душе спокойнее. говорит-то она говорит, да вот только в диспетчере устройств картина теперь другая
А вот кому "верить"?). По задержкам -одинаково,субъективно в системе рефреш мыши на десктопе хуже при переключении,в тестах чуть медленнее,диспетчер может там что угодно показывать,просто ключ msi в реестре. Оставил то-же. Но предполагаю что этим рулит сама материнская плата и драйвер (intel.inf) как им работать. Надо поискать инфу по этому вопросу,как регулируется это на современном железе.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
так что-то решли с проблемой паскалей? стояла 570 все было нормально, переехал на 1060 и ОЧЕНЬ часто в играх стали появлятся щелчки, микрофризов вроде нет, или я их на 120 герцовом монике не вижу, но щелчки заколебали, по латенс монитору все более-менее.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Nik t-800 писал(а):
Кто шарит в английском? Это ли не решение проблемы?
Документ уже выкладывали,в массе он для разработчиков,почитав его складывается впечатление- буд-то нвидия полностью переложила проблему на кодеров,мол все проблемы от плохого кода и менеджмента ресурсов,памяти,конечно так. А драйвер в конвеере рендера не причём,прыгающие частоты(гпу-буст),и прослойка directx api то-же
Речь в этой теме в большей степени относится к видеокартам поколения Паскаль,ввиду особенностей - таких как новая схема управления бустом,и новый режим энергосбережения-"оптимальное энергопотребление" -который привнёс новую схему рендеринга картинки в Ос.
И как бороться и уменьшить негативные побочные эффекты -такие как тиринг или статтеринг,если таковые сильно заметны на каких-то конфигурациях.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Mikanoshi, 1080+6700к устарели) Наглядная проблема паскаля На 1070 всё получше, но всё равно время не соответствует fps. Nik t-800, попробовать установить 10 и проверить. Я же не утверждаю, что пройдет, но форму-то почитайте.
Добавлено спустя 25 минут 20 секунд: Mikanoshi, а в ведьмаке какая картина с frametime? Я думал, что такие вещи связаны со слабым процессором и т.д., но уже интереснее стало)
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.10.2010 Фото: 1
Olegdjus писал(а):
1080+6700к устарели) Наглядная проблема паскаля
На самом деле проблема в слишком высоком фпс, карта может выдавать 120+ фпс стабильные, но из-за 11 директа и из-за кривых однопоточных движков есть моменты, когда загрузка видяхи падает, draw calls дофига или упирается в 1-2 потока рендеринга.
Olegdjus писал(а):
такие вещи
Какие вещи?) Чё там реально время кадра 34мс? У меня игра идёт 80-160 фпс, идеально плавно, если бы было ниже 60 фпс я бы это почувстовал в ту же секунду. Хрень какую-то меряет этот RTSS, надо более продвинутый мониторинг делать.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения