Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
St@s1987 писал(а):
ведь обычно это бсоды, перезагрузки т. д.
Какая разница, если всё это идёт от нестабильной работы железа из-за его некачественного питания? Фриз - это по сути успешное преодоление возникшего затруднения, а бсод и перезагрузка - неуспешное.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
St@s1987 писал(а):
В ветках про бп утверждают обратное.
И что? В этих ветках про БП я им в противовес и сам могу написать, что несколько лет назад, после добавления стабилизатора напряжения перед своим 1,5 кВт БП от ТТ, я вообще напрочь забыл, что значит внезапные бсод и перезагрузки. И разгон ЦПУ я смог после этого ещё поднять на 200-300 Мгц. Сначала был обычный недорогой стабилизатор, а сейчас вообще поставил инверторный.
Всем привет, В некоторых играх картинка фризится на 1 секунду иногда и больше и потом снова все нормально идет до поры до времени. Думал изначально что проблема кроется возможно в оптимизации самих игр, пока не наткнулся на данную тему. Карта не греется, вирусов нет, винду уже не раз под чистую сносил, в шапке уже все перепробовал. Кто нить разобрался как побороться с данным недугом и пробовали по гарантии сдать карту ? Пара примеров проблемы https://www.youtube.com/watch?v=XTc3dco ... 9SB0VmHvMl
_________________ i7 6700K/ASUS MAXIMUS VIII RANGER/PALIT GAMINGPRO OC 2060 6GB/CORSAIR DDR4 4x8GB 2133MHz/NOCTUA NH-D15S/SEASONIC M12II EVO 750/CORSAIR GRAPHITE 600T
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
K1D писал(а):
Всем привет, В некоторых играх картинка фризится на 1 секунду иногда и больше и потом снова все нормально идет до поры до времени. Думал изначально что проблема кроется возможно в оптимизации самих игр, пока не наткнулся на данную тему. Карта не греется, вирусов нет, винду уже не раз под чистую сносил, в шапке уже все перепробовал. Кто нить разобрался как побороться с данным недугом и пробовали по гарантии сдать карту ? Пара примеров проблемы
Здравствуйте.
фризы были с момента покупки карты? или сначала все ок было?
1)Патч MELTDOWN отключен в системе( Ос)?
2)Биос на мп плате последний?. если поработать без звуковой аудио платы- CREATIVE SB AUDIGY RX 7.1,её вытащит из слота и поиграть на встроенном звуке, проблемы есть?
Игры на HDD винда на SSD файл подкачки только на диске C
Добавлено спустя 7 минут 14 секунд:
K1D писал(а):
фризы были с момента покупки карты? или сначала все ок было?
Карту с рук брал но когда проверял все в норме было, кстати когда карту постувил в свой пк и устоновил драйвера на карту у меня на звуковой карте Creative начались проблемы звук был а микрофон не работал но после переустоновки драйверов на звук все стало на место. Насчет MELTDOWТ и без звуковой карты попробую и отпишусь.
Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд: По ходу нашелся виновник всех проблем не раз причем проверял этот вариант но все было отлично, сейчас crystaldisk показывает тревогу именно на тот диск на котором игры установлены https://1drv.ms/u/s!ArTd1cT4sBr1mQfVbluH1NO2YRBZ
Добавлено спустя 16 секунд: Еще заметил что после переустановки в винды появились подвисания на рабочем столе, если отключить интернет то подвисаний становится меньше, пробовал на разных драйверах видеокарты
_________________ i7 6700K/ASUS MAXIMUS VIII RANGER/PALIT GAMINGPRO OC 2060 6GB/CORSAIR DDR4 4x8GB 2133MHz/NOCTUA NH-D15S/SEASONIC M12II EVO 750/CORSAIR GRAPHITE 600T
EaST открой командную строку от администратора -> вводишь bcdedit , Enter -> ищешь строку useplatformclock Yes -> если есть - значит включен, если ее нет или есть с No - значит выкл чтобы вЫключить - bcdedit /set useplatformclock no включить - bcdedit /set useplatformclock yes по умолчанию (обычно выключено) - bcdedit /deletevalue useplatformclock
После изменения настройки перезагрузка обязательна
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.11.2003 Откуда: Москва
Mr_VIT писал(а):
открой командную строку от администратора -> вводишь bcdedit , Enter -> ищешь строку useplatformclock Yes -> если есть - значит включен, если ее нет или есть с No - значит выкл
По ходу нашелся виновник всех проблем не раз причем проверял этот вариант но все было отлично, сейчас crystaldisk показывает тревогу именно на тот диск на котором игры установлены https://1drv.ms/u/s!ArTd1cT4sBr1mQfVbluH1NO2YRBZ
Все таки винчестер был не причем так как заменил на другой полностью переустановил систему, фризов меньше стало но все же они имеют место быть, думаю карту по гарантии сдать но надо точно убедиться что дело в карте как еще можно проверить карту на вшивость?
_________________ i7 6700K/ASUS MAXIMUS VIII RANGER/PALIT GAMINGPRO OC 2060 6GB/CORSAIR DDR4 4x8GB 2133MHz/NOCTUA NH-D15S/SEASONIC M12II EVO 750/CORSAIR GRAPHITE 600T
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.01.2015 Откуда: СПБ Фото: 0
K1D В свое время тоже ловил фризы в некоторых играх, много чего перебрал (снос системы и т.д.), причиной был SSD с системой - у него критично упала скорость записи (в два раза ниже HDD), теперь уже второй год в простеньком ноуте работает для серфинга.
_________________ Z170 MAXIMUS VIII HERO / I9 QTJO ES / 6900XT RedDevil / BenQ BL2420PT
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения