Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
Olegdjus о, было бы интересно сравнить плавность в одном компе на низких фпс, так то вроде с микрофризами не сталкивался или не замечал, а вот звук в играх щелкает это да, на 570 такого не было, плавность картинки на дх12 отлично чувствуется по сравнению с дх11 при одинаковых фпс, жаль, что памяти при этом жрется больше, тот же деюс последний небо и земля по очучениям, ну и вот л.а. нуар - на 570 30фпс прошел все ок было, даже не знал что там лок стоит, а тут уселся играть и не понял, что за фигня творится, полез смотреть оказлось лок 30фпс.
kiberman писал(а):
Интересное видео,напруга курвой выставлена? вас не смущает 0.775 и скачки частот? -при номинальном напряжении и разгоне ситуация лучше?
да нет это карта просто не загружена, игра старенькая и не грузящаяя + в не же лок 30/60фпс, в режиме максимальной производительности то же самое.
Последний раз редактировалось SINgle84 18.01.2017 12:04, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 554
Olegdjus писал(а):
Вы то видео открывали?) Что тогда мониторит msi ab?
Конечно,там быстрее просто мониторится время кадра чем фпс,потом идёт провал фпс, а не потому-что провалилось время кадра из-за чего-то и от этого фриз. Надо не Афтербюрнер смотреть в момент фризов,а включать любой перфоманс монитор в бэкграунд с ключами, и потом логи в момент фризов смотреть что с системой. Афтербюрнер в данном случае бесполезен-ну просто констатировать-да что-то происходит.
Добавлено спустя 1 минуту 36 секунд:
SINgle84 писал(а):
да нет это запись в стоковом состоянии, карта просто не загружена, игра старенькая и не грузящаяя, в режиме максимальной производительности то же самое.
Оценить время кадра можно. Различия в плавности тоже не вижу, видео в 4k с средним fps ~29 в WD2 я делал) Для примера, кто не может открыть файлы msi ab, вот графики по тем точкам для Deus Ex MD.
Вложение:
framerate.jpg [ 103.21 КБ | Просмотров: 2017 ]
Вложение:
frametime.jpg [ 110 КБ | Просмотров: 2017 ]
Ничего криминального. И это sli, а не одиночная карта. И движок аля hitman)
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
на ютубе имеет 60фпс, да в игре 30, но само видео 60фпс, ваше в местах где 30фпс выглядит даже плавнее. Сравнивать плавность по ютубу не стоит, на нем все выглядит значительно лучше.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
А вот так вот у меня работают некоторые игры с GTX 1070))) временная замена карты от другого производителя ничего не дала. в ближайшее время заменю мать и проц на kaby lake, посмотрим что выйдет с этого. Ясное дело что вина драйвера, софт это фиксирует. но где то ведь несовместимость... иначе бы у всех были проблемы а так видать зависит от системы или ещё какого чуда. Самое дебильное то что проблема плавающая, то есть не всегда проявляет себя. скорее резе чем чаще. тогда как с GTX 970 нет никаких проблем.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
jjxaker, эта картина не имеет отношения к всплескам времени кадра и фризам, у вас процессор боттлнечит порой. И игровой движок GTX V при более 100fps ведет себя некорректно
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
SINgle84 писал(а):
скорей всего просто и5 ее не вывозит местами
Если бы не тот факт что проблема живёт своей жизнью... я могу 4 часа играть и не видеть проблемы на тех же участках игрового мира. а могу в первых 3 минуты поймать падение нагрузки на GPU, причём чаще всего в доме, метро, в небе при полёте. вообщем где FPS высокий.
Olegdjus писал(а):
И игровой движок GTX V при более 100fps ведет себя некорректно
А вот этого я не знал... но vSync не решает проблемы полностью, не смотря на то что FPS становится 60 железно. Я ради прикола пробовал опускать все настройки игры с максимальных(в том числе в расширенных настройках) на средние, и это тоже не решило проблемы. А так то все всегда навалено по максимуму кроме сглаживания и размытия, FPS все равно остаётся крайне высоким. и коль vSync не помогает то я фиг что делать.
И у меня та же самая проблема в WoT. начинается замес где нибудь в городе, нагрузка на GPU становится в место 99% аж 20% появляться жуткие лаги с рывками изображения. естественно меня выносят))) проходит 3 сек и всё ок. потом может повторится а может и нет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 554
jjxaker писал(а):
и коль vSync не помогает то я фиг что делать.
Добрый день,если информация в профиле верна то у вас модинг солянка,такое поведение карты я наблюдал при разгоне,использования утилит таких как мсиай афтербюрнер в комплексе,проявляется редко,после возврата в дефолт,удаления АБ со всеми ключами и переустановкой DDU -обычно лечится. Мод биос на мат плату?-что там микрокоды?-модули? ещё что-то? Регион Ме-обновлялся?. После модинга? старт на холодную без дежурки был с обесточиванием на минуту-полторы?+ clr_cmos?
Виндовс ещё свой,смотрите,обычно это не коректная работа энергосберегающих,фаст бут криво пашет, и совокупность драйвера+утилиты разгона. Во Ос-профиль высокая производительность,в панели видеодрайвера то-же поставьте .
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
kiberman писал(а):
если информация в профиле верна то у вас модинг солянка
Верна, но естественно всё проверялось в полном стоке и чистой OS без единой программы(кроме игр). Танцы с энергосбережением тоже ничего не дают. Вообщем сложная и загадочная на самом деле ситуация. я чё только уже не крутил...
Добавлено спустя 3 минуты 41 секунду:
Olegdjus писал(а):
А какая проблема-то?
Я имел в виду что FPS держится железно но проблема падения нагрузки на GPU остаётся после чего и этот FPS тоже проседает до 5 а место 60, может вылазить а может и нет. но почему такое происходит, ведь 100 FPS c vSync уже нет...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 554
EVGENIYYY писал(а):
Так, а что с ним вообще может быть не так? Просто интересно....
У меня была такая-же проблема как у jjxaker-загрузка падала гпу-визуально провал частот сильный,так как я сам щепетильно отношусь к настройки и сборки Пк,предположил софт- бюрнер,им крутил вентиляторы,кривую,потом сбросил в сток.
В итоге-проблема ушла когда Удалил "АБ" полностью и почистил драйвера, DDU. Уже не единожды такое слышу на паскалях,проблема есть,скорее всего это на уровне буста+драйвер. На Пк легитимная Ос и софт. Последние драйвера и прошивки на оборудование.
Где копать? пусть Нвидия обновляет биос или драйвера,корректирует такое поведение.
И у меня та же самая проблема в WoT. начинается замес где нибудь в городе, нагрузка на GPU становится в место 99% аж 20% появляться жуткие лаги с рывками изображения
Насчет танков там в соседней теме у человека из-за модов тормозило.. но перманентно, на чистых танках проблема пропала.
Ну, раз фризы есть на паскале, а вставив старую видео их нету, значит баг железный (нВИДИА так и называет в своих драйверах latency bug on pascal), видимо какуе-то косячную партию возможно были выпустивши.. ревизии бы сравнить всех страдальцев.
И еще вопрос, этот баг микрофризов есть у кого он проявляется на референс платах, оригинальных nVIDIA? Вроде замечены только владельцы нереференс плат, не?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
Nik t-800 о, микрофризы во всей красе, а это версия квантума на дх 11 или 12? если на 11, скачать народную версию на 12 и попробовать? jjxaker это как раз проц не причем, а микрофризы паскалей во всей красе
Сейчас этот форум просматривают: kir_jeka и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения