Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
serg1186 писал(а):
от игры тоже многое зависит. Не только от видюхи на 100%
Да, именно так. Взять туже Rise of the Tomb Raider где всё идеально, или Call of Duty: Infinite Warfare где тоже проблем нет. обе игры пройдены на максимальных настройках без какого либо дискомфорта. В BF4 в мультиплеере, никаких проблем не наблюдаю. Crysis 3 начал снова проходить))) на gtx 770, gtx 970, теперь очередь на gtx 1070))) вечная походу игра. как бы всё прекрасно работает. Watch Dog 2 особо не играл (очень не нравиться игра,скачал сейв где всё пройдено) но за примерно час игры проблем не было. несмотря на то что загрузка проца в этой игре под 100% частенько бывает, но лагов при этом нет никаких. не работал бы мониторинг вовсе не знал бы что у проца потолок. Doom 4 тоже всё прекрасно пашет. То есть во всех выше описанных играх загрузка GPU стабильная. а вот в GTA5 или WoT в моём случаи порой играть просто нереально, то есть как повезёт. проблемы может и не быть. решил короче просто грохнуть GTA5 да забить. жаль с WoT так не выйдет)))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
aleksios я так понимаю вы шиной гоните? в таком случае у вас все другие шины тоже работают не в номинале и не все устройства вообще смогут так работать в том числе встроенное аудио, контролеры жестких дисков и т.д., у меня допустим видяшка не выносит частоту FSB даже 101 Мгц, сразу драйвер вылетает
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
aleksios ну если не шиной, то тогда вряд ли к этой теме видеокарта имеет отношение, попробуйте тайминги памяти увеличить, напряжение на нее поднять, а лучше в теме по процам спросить )))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
SINgle84 писал(а):
Нет, множителем (6600к на 4400), Ставлю память 2600 и выше - треск.
Контроллёр памяти уже не справляется с таким разгоном-зачем насиловать систему,если охота экспериментов-попробуйте uncore компоненты цпу разогнать,тайминги повысить на память. Но лучше сбросить)).
Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:
jjxaker писал(а):
Да, сегодня вечером в лc кину. забыл
Кстати если память перевести в cr2 и замедлить до 1600,как плавность лучше? ,3200 это не сток для контроллёра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Не в тему dpc, но по теме msi-mode. Тут вычитал что usb 3.0 порты работают в этом режиме(да и у себя посмотрел - так же) , а usb 2.0 в обычном и в msi-mode не переключить. Так вот, сравнивал кто эти порты на предмет инпут лагов и прочего, подключая туда клаво-мыши? Есть какая разница? з.ы. видяху переключил в msi-mode, хз зачем , циферки в латенси мон немного упали, посмотрю еще, а потом наверн обратно верну. Кстати, на второй системе, вин 8.1, раньше была амд карта, система не менялась, дрова снесены, но утилита по переключения режима показывает что дрова работали в мси мод(запись реестра видимо осталась). Хотя об этом уже тут писали, что у амд мси режим нативный.
микрофризы каким-то образом связаны с опцией V-Sync. Поэтому в каждой игре можно поэкспериментировать с отключением/включением синхронизации, поэкспериментировать с видами синхронизации в драйвере (выбрать между адаптивной, быстрой и т.д.), попытаться вручную ограничивать максимальный фпс, опять же всё это связав с отл/выкл синхронизации и её видами, выбирать вид отображения игры (в рамке, в полном экране)… Возни конечно много
Месяца 4 уже пользуюсь таким методом в NvidiaPROFILEinspector , проблем с фризами не обнаруживал. Правда на некоторые старые игры оно не действует + на Heaven benchmark не пробовал
_________________ "...Никем не ставший, зачем ты жил?!..."
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
kiberman писал(а):
Кстати если память перевести в cr2 и замедлить до 1600,как плавность лучше? ,3200 это не сток для контроллёра
Когда я указал что пробовал сток я и имел в виду именно сток) 3200Mhz это уже когда активируешь XMP-Профиль, а по дефолту он ни у кого не включается сам(да и я им не пользуюсь никогда). память в стоке 2133Mhz что соответствует спецификациям.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
OLD Hunter писал(а):
. Так вот, сравнивал кто эти порты на предмет инпут лагов и прочего, подключая туда клаво-мыши? Есть какая разница? з.ы. видяху переключил в msi-mode, хз зачем , циферки в латенси мон немного упали, посмотрю еще, а потом наверн обратно верну. Кстати, на второй системе, вин 8.1, раньше была амд карта, система не менялась, дрова снесены, но утилита по переключения режима показывает что дрова работали в мси мод(запись реестра видимо осталась). Хотя об этом уже тут писали, что у амд мси режим нативный.
usb 3.0 для коммутации использует ту-же шину pci-ex, хост реализуется средствами чипсета-южный мост или сторонний контроллер, любой например Nec. Для мыши клавы значение это не имеет)), имеет значение качество драйвера.
Добавлено спустя 10 минут 16 секунд:
jjxaker писал(а):
Когда я указал что пробовал сток я и имел в виду именно сток)
Извиняюсь что переспрашиваю как дурак ,привычка,постоянно уточнять.
Если это только в Гта,wot,то можно сделать выводы и забить на это,но если хочется докопаться можно использовать любой perf монитор в режиме логов. Скоро выйдут новые драйвера на Нвидия,может у вас исправится ситуация. А какой билд и версия 10-ки?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.11.2012 Откуда: С фронта Фото: 7
SINgle84 писал(а):
микрофризы во всей красе, а это версия квантума на дх 11 или 12
Стимовская, наверно дх11.
EVGENIYYY писал(а):
Эти микрофризы влияют на прыжки времени кадра?
Совершенно никоем образом.
jjxaker писал(а):
Crysis 3 начал снова проходить))) на gtx 770, gtx 970, теперь очередь на gtx 1070))) вечная походу игра. как бы всё прекрасно работает.
А вот у меня с ним дикий ахтунг, фризит пипец. Момент в траве где с вышки обстреливают, провалы до 25 кадров. На i5 2300 и GTX 660, нормально игралось на средне-высоких, а щас с i7 и 1060 намного хуже.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.11.2012 Откуда: С фронта Фото: 7
Duce H_K_ писал(а):
Месяца 4 уже пользуюсь таким методом в NvidiaPROFILEinspector
Я тоже недавно о ней узнал, и это единственное решение которое действительно устраняет лаги при вертикальной синхронизации, но к сожалению не во всех играх, хотя я кроме лока фпс ещё в ней ничего не менял (буду шаманить дальше).
Добавлено спустя 1 минуту 24 секунды:
Olegdjus писал(а):
этот момент?
Да именно он.
Добавлено спустя 2 минуты 42 секунды:
Olegdjus писал(а):
Не знаю, на руках GTX 1060 нет, но на GTX 1070 в том же Quantum Break(steam), который установлен на обычный 5400rpm жесткий диск, проблем не вижу.
Я могу ошибаться, но кажись плавности там особой нету. Включи синхронизацию в игре и не бегая покрутись неспешно.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения