Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
В Apex Legends я не заметил разницы, примерно + - тот же самый. В Overwatch у меня как было 190-300 так и осталось. А вот в Far Cry 5 без HT если запустить встроенный бенч, то средний Fps на 3-4 кадра вырос.
На самом деле уже боюсь что либо трогать. Пусть пока работает как работает, вроде за целый вчерашний день все хорошо. Буду отписывать периодически что как.
До сих пор вроде все хорошо. Еще буду конечно следить, но может мне кто объяснить одну вещь.
Как смена провайдера помогла в проблеме фризов? У меня просто в голове не укладывается, и там и там у меня одинаковая скорость, 100мбит, пинг не изменился. Технология подключения немного разная, не знаю какая у меня была, но заводилась витая пара в квартиру, а у Ростелекома заводят оптику, ставят терминал и дальше по квартире витуху.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Как сетевое соединение может влиять на фризы? Да легко. 1. Потери пакетов приводят к остановке игры. ФПС есть, но данные не гоняет и всё кроме фоновой анимации "стоит". Когда отлипает может произойти "ускоренное воспроизведение" при котором возможен и провал фпс и фриз. Но это должна быть заметная задержка измеряющаяся в секундах. 2. Путают фризы с первой частью пункта 1. Под фризом обычно подразумевается полное замирание картинки и\или всей системы. 3. Оборудование и\или тип соедения работали плохо, что приводило к подобной проблеме.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
tauRUS9292 писал(а):
Как смена провайдера помогла в проблеме фризов?
на 100% быть уверенным что это было из-за интернета нельзя, т.к у вас до сих под выключен HT. Вот включите его обратно, и фризов так же не будет неск дней, тогда можно будет порассуждать
Как сетевое соединение может влиять на фризы? Да легко. 1. Потери пакетов приводят к остановке игры. ФПС есть, но данные не гоняет и всё кроме фоновой анимации "стоит". Когда отлипает может произойти "ускоренное воспроизведение" при котором возможен и провал фпс и фриз. Но это должна быть заметная задержка измеряющаяся в секундах. 2. Путают фризы с первой частью пункта 1. Под фризом обычно подразумевается полное замирание картинки и\или всей системы. 3. Оборудование и\или тип соедения работали плохо, что приводило к подобной проблеме.
У меня был именно фриз, т.е полная остановка всего, а не то что у описано в пункте 1.
OLD Hunter писал(а):
на 100% быть уверенным что это было из-за интернета нельзя, т.к у вас до сих под выключен HT. Вот включите его обратно, и фризов так же не будет неск дней, тогда можно будет порассуждать
Я как ваше сообщение получил насчет HT сразу же его включил, т.е вчера я без него поиграл час максимум. Остальное время как обычно с HT, весь вечер вчера и сегодня пару часов. Вечером, после работы буду еще тестить, но вчера даже LatencyMon ни на что не ругался.
Добавлено спустя 4 часа 11 минут 53 секунды: Сегодня поиграл в игрушки буквально час, полтора, фризов не было. Но LatecyMon показал красный график. Теперь даже не знаю, боюсь снова фриз вылетит.
tauRUS9292 Попробуй EFT, там каждые 10 секунд микрофриз. А каждые 5 минут врубается автоклинер памяти и игра зависает на секунду.
Я немного не понимаю смысл твоего сообщения. Ты приводишь в пример игру от криворуких (по всей видимости) разработчиков, чтобы доказать что в 2019 году делать игры которые сами по себе лагают это нормально? Простите, я предпочитаю получать удовольствие от комп игр, а не наоборот.
По теме. Сегодня выходной, буду проверять, в конце дня как всегда, отпишу что как
В общем еще пару дней все спокойно. Надеюсь не накаркаю но видимо решение было действительно в провайдере. Честно не укладывается в голове что именно это помогло, но хочу сказать всем ОГРОМНОЕ спасибо за помощь, ребята вы просто ЛУЧШИЕ =)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
iG0Lka тут не важно какой пров. Качество инета, именно для игр, может разниться от дома к дому, возможно даже от подъезда к подъезду, даже на одном провайдере.
tauRUS9292 так ты провайдера сменил? какой был и какой стал?
Был местный мелкий провайдер (Новые Телекоммуникации) я живу в Новосибирске. Подключил Ростелеком, по оптике (GPON)
Добавлено спустя 1 минуту 53 секунды:
OLD Hunter писал(а):
iG0Lka тут не важно какой пров. Качество инета, именно для игр, может разниться от дома к дому, возможно даже от подъезда к подъезду, даже на одном провайдере.
Просто странно именно то что это все началось после замены комплектующих (материнки, проца, SSD, оперативки), до этого на старом компе все без проблем работало. Поэтому интернет это последнее на что я мог подумать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2010 Фото: 12
По поводу фризов, кроме GPU View можно пробовать еще Intel VTune Amplifier - показывает ботлнеки проца, памяти, диска и т. д., правда долго обрабатывает инфу в отличии от Windows Performance Analyzer. Погонял несколько игр (лару в кувак яку возле моста где фриз постоянно, ассасин ориджин в александрии), во всех случаях упор в однопоток, что впрочем неудивительно. Фризы смотрел по временному интервалу и загруженности гпу - в момент фриза падает общая загрузка cpu и ram.
Конечно если рандомные фризы сидеть писать гигабайты отчетов не вариант, в этом случае можно добавить счетчики производительности в афтебернер: прерывания, которые можно хоть как то с периодом 100 мс посмотреть на графике афтебернера в отличии от Latency Monitor где нет привязки ко времени и другим счетчикам; страничные ошибки софтовые и хардварные, длина очереди диска и процессора, и т. д. http://www.aha.ru/~maiden/mcse/memory.htm https://www.sqa.org.uk/e-learning/ClientOS04CD/page_09.htm https://www.dell.com/support/article/ua/ru/uadhs1/sln215187/выявление-узких-мест-в-производительности-памяти?lang=ru В моем случае, как и в Intel VTune Amplifier, четко видно по счетчику Processor Queue Length, что упор в проц. Скрин примерно во время фриза, кстати заметил не только в ларе, а и в других, что когда фриз растет soft page fault (ошибки внутри памяти).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения