Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
без заполненного профиля/конфига Цитата: P/s. HPET отключен в BIOS, система чистая, без ключей bcdedit /. Драйверы видеокарты устанавливал разные, но эффект потери плавности остается... это бесмысленная инфа.
Я очень плохо разбираюсь в комплектующих, прошу простить меня... i5 3570K, плата ASUS Z77, 16Gb ОЗУ, GTX1060 (или AMD RX470), SSD 6Gb/s SATA, блок питания 700 ватт. Вы хотя бы скажите относительно показателей таймера мнение...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 31.01.2012 Откуда: Москва Фото: 21
Kiyo-San 1. отключить защитные патчи с помощью InSpectre и протестировать. 2. удалить/переименовать mcupdate_genuineintel.dll из папки C:\Windows\System32 и также проверить на предмет улучшения отзывчивости.
ps таймеры как таймеры, вот с профильной системы, отличий - минимум.
Ant1Cheater Огромное спасибо за рекомендации!!! Благодаря Вам наконец удалось решить проблему! По Вашей рекомендации начал с отключения защитных патчей, перезагрузился - стало лучше, отзывчивость прибавилась, но сам интерфейс системы по прежнему лишен плавности... Но стоило только удалить mcupdate_genuineintel.dll плавность полностью вернулась!
Так же спасибо за то, что развеяли сомнения касательно показателей таймера, изначально думал что в нем причина потери плавности...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.11.2003 Откуда: Москва
для некоторого уменьшения задержек можно отключить устройства в девайс менеджере, ниже список безопасных отключений для стандартного домашнего пк
Wifi Bluetooth Touchpad (if it lets you) Any USB device not needed Any sound device not need
ASMedia USB 3.0 eXtensible Host Controller - 1.0 Microsoft (if not using) Auto Inputs And Outputs (these would disable and still work for me) Composite Bus Enumerator Generic PnP Monitors (your monitors will still work) Generic SuperSpeed USB Hubs (disable all unneeded usb devices) Generic USB Hubs (disable all unneeded usb devices) HID-compliant Consumer Control Devices (all of them) HID-compliant System Controllers (not needed) HID-compliant Vendor-Defined Devices (not needed) High Definition Audio Controller (for nvidia) High Precision Event Timer Intel Management Engine Interface (this should show as unknown pci with no driver) Microsoft GS Wavetable Synth Microsoft System Management BIOS Driver Microsoft Virtual Drive Enumerator NDIS Virtual Network Adapter Enumerator NVIDIA USB 3.10 eXtensible Host Controller - 1.10 Microsoft (2000 series gpus) Numeric Data Processor PCI Device (2000 series gpus) PCI Devices (unused or uninstalled ones) PCI Simple Communications Controller (unused or uninstalled ones) PCI standard RAM Controller PCI-to-PCI Bridge (disable all unused pci bridges) Programmable Interrupt Controller Remote Desktop Device Redirector Bus SM Bus Controller (unused or uninstalled ones) System Timer UMBus Root Bus Enumerator
OLD Hunter не могли бы вы еще раз дать ссылку на англоязычный форум, на котором люди якобы решали проблему с инпут лагом при помощи сетевого фильтра, я пролистал сообщения, но не нашел...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
helpme111https://www.nvidia.com/en-us/geforce/fo ... illing-me/ Новый форум ужасен, плюс саму тему закрыли. Выбирать нужную страницу не получится, придется все пролистывать, но там сотни страниц, т.к теме несколько лет. Какой идиот решил сделать такой форум загадка
Здравствуйте. Проблема с фризами в PUBG. Постоянно фризит особенно когда бежишь и машешь камерой. На скрине видно обратные пики на загрузке ГП:
Cкрин с MSI Afterburner
#77
Каждый пик = фриз. Прям видно где я бегу а где сижу на месте. Кстати они коррелируют с загрузкой контроллера памяти, а с процессором вообще нет. Проц и память разогнаны суперстабильно, все стресс\мем тесты успешны и даже линкс. Всё без тротлинга. Скидывал на дефолтные частоты - фризы становились еще более лютыми. HPET выключен. Дрова на видеокарту поставлены по инстре, через DDU в сэйфмоде. Кстати есть момент: дрова не определяют видеокарту, типа нет подходящего оборудования. Ставлю через диспетчер устройств - обновить драйвер и выбираю там распакованные дрова Nvidia. Через GF Experinice тоже встают, я пробовал. В других играх фризы где-то есть, где-то нет. Всё железо в компе нулевое даже месяца нет, кроме видеокарты, ей года 2. БП новый на 850W.
LatencyMon
#77#77
HWiNFO64 System Summary
#77
Как это победить? И это точно видеокарта, без вариантов?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.05.2019 Откуда: Москва Фото: 7
anabol писал(а):
Проблема с фризами в PUBG
Я думал для PUBG это норма. Или ее уже оптимизировали? Ни разу не играл, но видел эту игру в тестах, везде микрофризы. Что-то мне кажется не в карте дело. В профиле вижу до этого был i7-3930K, на нем было то же самое?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
anabol писал(а):
Здравствуйте. Проблема с фризами в PUBG.
вангую что проблема в инете. что-то подлгнуло, потеря пакетов -> кривая интерполяция которая нагнет любой проц - фриз. Желательно проверить на другом провайдере или у друзей/знакомых (со своим пк)
Перенос на ссд ничего не дал, только игра стала грузится в 3 раза быстрее.
Dimonas писал(а):
2. C-states пробовал отключать?
Выключены все энергосберегалки кроме SpeedShift, без него тоже пробовал.
OLD Hunter писал(а):
проблема в инете.
Сильно сомневаюсь. Я нашел место на карте с большим обзором, и заметил что если находясь там начать вращать камерой то фризы начинают сыпаться как из пулемета, и на графике загрузки гп начинается вакханалия. Проблема 100% железная, только как определись источник?
Сейчас этот форум просматривают: Legender, wwr222 и гости: 12
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения