Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2011 Фото: 1
OLD HunterДа не , там глухо, у них даже в самых фарш роутерах нет этого, выключение Ppe hardware дало https://www.dslreports.com/speedtest/56597299 , думаю нормально, софтовое если выключить , там просто проц задохнется, хотелось бы минимальный уровень который в Cfos есть реализованный в роутере, список бы таких не помешал, а то никто и не пишет по сути в обзорах про это, и про проблемы бафферблоатов и прочего, всем бы вафлю помощней)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 554
krasnov77 писал(а):
новое мерило нашли ?
С dpc и так ясно, решает качество драйверов и ос окружение- заплатки ядра и микрокод, остальные случаи, это не исправность оборудования и периферии, переразгон кп и других компонентов. Если подытожить- вариантов не много.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.02.2016 Откуда: Москва
Всем привет, по методике из шапки с измерением задержек в простое никаких проблем вроде нет, а некоторые игры фризят, значит проблема исключительно этих игр? Есть игры которые не фризят вообще(например радуга), есть которые фризят в конкретные моменты типа респов/повторов и тд с абсолютно плавным основным геймплеем(мв,овер, апекс), а есть которые фризят рандомно(например бф5) или полу-рандомно(например новые джедаи или борда 3). Из фака всё сделано, прикладываю латенс мон в простое и во время игры в бф5(замер начинал после начала раунда). Винду переставил на 1809 LTSC. Из проделанного не из шапки - удалён драйвер сата АМД, с ним регулярно была огромная задержка драйвера storport.sys. Система вся в профиле есть.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 31.01.2012 Откуда: Москва Фото: 21
stormpand Что используется в качестве звуковой? Встройка или транзитом через hdmi/dp звук идёт на ресивер/моник? Если первый случай, то попробовать в биосе отключить её и проверить, ещё разные версии драйверов можно попробовать. Во втором случае могу только посоветовать воспользоваться WPA.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Попробуйте вот так для диагностики. Поставьте HWiNFO Поставьте RTSS Выведите в RTSS из HWIFO показатели Max CPU/Thread Usage - отображает загрузку одного потока, максимальную среди всех потоков. Total Activity (для каждого диска вне зависимости используется или нет). Отображает любую дисковую активность в %. Гораздо лучше чем смотреть МБ/с. Можно и с 1МБ/с иметь 100%. Есть ли корреляция фризов с этими показателями? Если фризы в ситуациях вроде открытия тяжёлого интерфейса, респа и прочего, то от них вероятно в принципе невозможно избавиться.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
stormpand писал(а):
фризят в конкретные моменты типа респов/повторов и тд с абсолютно плавным основным геймплеем(мв,овер, апекс)
это не фиксится. ОВ (особенно когда кто-то героев меняет и сообщения в чате, или выходит/коннектится), арех, МВ пытаются что-то патчить(там фриз у некоторых в момент респа перса)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.02.2016 Откуда: Москва
Agiliter, попробую глянуть OLD Hunter, ну допустим эти вещи не фиксятся, но на нормально работающим пк могут ли проскакивать большие dpc и isr как у меня на скрине или нет?
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
У вас на скрине нет ничего что вызвало бы фриз. Естественно, что задержка в момент загрузки игры возрастает. Так как поток на котором выполняются драйвера загружается на 100%. Если это разовое явление в момент выполнения ресурсоёмкой задачи, то это можно считать нормальным. Вообще у меня есть теория, которая скорее всего ничего не даст. В диспетчере задач повесить выполняться приложения на все потоки кроме 0. Так как на нём обычно и висит существенная часть ядра и драйверов. Но я сам в этот бубен не верю.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.02.2016 Откуда: Москва
Agiliter, то есть на последнем скрине красные полоски никак не повлияли бы на плавность игрового процесса? Вот например бывает ещё такое, как узнать кто виновник? Аудиокарта если что выключена в биосе
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.02.2016 Откуда: Москва
Agiliter писал(а):
Если это разовое явление в момент выполнения ресурсоёмкой задачи, то это можно считать нормальным.
к таким я бы мог отнести всякие classpnp, nt_kernel и тд, которые в определенных сценариях дают большую задержку, но это не сама игра, а например её запуск
Добавлено спустя 1 минуту 33 секунды:
OLD Hunter писал(а):
Это в простое или во время игры/какой-то нагрузке?
Раньше такое могло произойти во время просмотра видео, после кучи манипуляций в простое и легкой нагрузке поймать стало сложно, в данном случае я гонял тестовый участок из новых джедаев, где имеют место 3 фриза, правда не только на моей системе, а игра кривая
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Это контроллер майкрософта. Там идёт цепочка контроллер мелкософт - драйвер звука. Его кстати можно отключать для неиспользуемых устройств. Диспетчер устройств вид - устройства по подключению. #77 Здесь например отключена встройка 1050ti. Её не видно именно потому что её контроллер отключён. Очевидно, что это не какой-то другой звук потому что висит на одной шине с видеокартой.
Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд: Кстати на скине этот драйвер проблем в принципе не вызывал.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2010 Фото: 12
stormpand писал(а):
хард по идее вообще не используется
На самом деле используется немного, винда туда будет лезть что то кэшировать и если на том диске к примеру есть кандидаты на переназначение секторов/медленные сектора то вполне может вызвать фриз. И еще не надо забывать про проблему с кэшированием винды, не знаю как там на последнем билде пофиксили это или нет, скорей всего нет имхо) ну и разгон памяти вполне может давать те же рандомные фризы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения