Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.06.2011 Откуда: Uzhgorod
jack55 писал(а):
Я вот думаю с этой проблемой в сц сходить.Как думаешь,смогут чем то помочь или дохлый номер?
Возможно. По крайней мере у них есть практика и опыт, мы же не одни с этими проблемами. К ним наверняка уже многие обращались, может подскажут в чём траблы. ....думаю посоветуют Вин 7 установить Какая у тебя материнка кстати ? В частности интересует звуковой контроллер. У меня "супер крутой" Realtek Alc S1200A. Что-то мне подсказывает что он может быть основным виновником конфликтов.
_________________ R7 5800x3d ASUS TUF B450 ProGaming ОЗУ: G.Skill DDR4 32GB(2x16GB)3200Mhz Trident Z AMD Radeon RX 6900XT MERC319 Chieftec GPS-750C gold Windows 11 Pro
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.06.2010 Откуда: Минск Фото: 104
Xray999 писал(а):
Но сам софт может глючить и из-за проблем с железками.
А какая проблема должна быть с железом, что б софт глючил? Если бы действительно проблема была физически с железом, то оно просто не работало бы. Если при проектировании чипа допустили ошибку в дизайне, то это бы просто выражалось меньшей производительностью, а не фризами и статерами время от времени. Фризы и статеры, это все софтовые проблемы. Сама игра может быть кривая и помимо самой игры в Windows крутится еще куча системных процессов и драйверов, которые ставятся в зависимости от железа. Проблему надо искать в софтовом окружении. Может еще CPU не справляется кормить видеокарту.
_________________ Jetway V266B; Athlon XP 1600+; DDR 256MB; GIGABYTE GeForce2 MX 400/32MB; PSU 250W; Seagate 40GB; FDD Samsung; CD LG GCR-8520B; LG Flatron 795FT Plus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.06.2019 Откуда: Надым Фото: 5
Xray999 "супер крутой" Realtek Alc S1200A. Что-то мне подсказывает что он может быть основным виновником конфликтов не может а именно он и дает все траблы
_________________ Msi z490 gaming plus/intel 10850/rtx Palit Game pro 3080/ gscill royal 32g 4266 cl16 контур из EKWB kinetic+velocity+vector на двух 360 радиаторах
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.06.2011 Откуда: Uzhgorod
F22 писал(а):
Если бы действительно проблема была физически с железом, то оно просто не работало бы. Если при проектировании чипа допустили ошибку в дизайне, то это бы просто выражалось меньшей производительностью, а не фризами и статерами время от времени. Фризы и статеры, это все софтовые проблемы.
Что угодно может быть. Может плохая стабилизация напряжений на мамке, где-то на звуковой контроллер слегка недовольтаж и в нагрузке может сбоить, или перевольтаж и опять же в нагрузке будет захлёбываться ....да вообще что угодно может быть.
nikandr0421 писал(а):
не может а именно он и дает все траблы
Столкнулся с подобными траблами ? Откуда уверенность что именно он виновник ? Удалось одолеть этот недуг ? Какую версию драйвера на звук используешь ?
Добавлено спустя 46 минут 36 секунд:
Alexxx480 писал(а):
Ну так отключи в биосе и проверь без него.
Отключил. Теперь клинит Wdf01000.sys. Короче тут надо винду ставить начисто и смотреть ЛатенсиМон не устанавливая на ОС вообще ничего. Или реально пробовать на вин 7 как оно там будет. Жаль на это нужно много времени а у меня его не особо.
_________________ R7 5800x3d ASUS TUF B450 ProGaming ОЗУ: G.Skill DDR4 32GB(2x16GB)3200Mhz Trident Z AMD Radeon RX 6900XT MERC319 Chieftec GPS-750C gold Windows 11 Pro
Xray999 asus z170a,пользуюсь встройкой звук.картой.Щелчки кстать были и на отдельной карте.Я вот ходил в 2 сц и мне ничего не сказали.В одном дали совет менять железо.Просто высокое айсикью.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.06.2011 Откуда: Uzhgorod
jack55 писал(а):
asus z170a,пользуюсь встройкой звук.картой.
У тебя старый и провереный временем ALC892, софтовых проблем с ним быть не должно. Высокий ASICQ самого проца что ли ? ...ты напругу на проц понижать пробовал ?
_________________ R7 5800x3d ASUS TUF B450 ProGaming ОЗУ: G.Skill DDR4 32GB(2x16GB)3200Mhz Trident Z AMD Radeon RX 6900XT MERC319 Chieftec GPS-750C gold Windows 11 Pro
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.06.2010 Откуда: Минск Фото: 104
Xray999 писал(а):
Что угодно может быть. Может плохая стабилизация напряжений на мамке, где-то на звуковой контроллер слегка недовольтаж и в нагрузке может сбоить, или перевольтаж и опять же в нагрузке будет захлёбываться ....да вообще что угодно может быть.
Не все что угодно. Такие проблемы приведут не к фризам и статерам, а к полному зависанию системы, крэшу, вылету видео драйвера. Фризы и статеры это совершенно штатная работа полностью исправного компьютера. И это всего лишь означает, что какой то процесс в фоне отобрал процессорное время у игры или какого то другого приоритетного приложения. http://maxedtech.com/the-case-of-dpc-latency/
_________________ Jetway V266B; Athlon XP 1600+; DDR 256MB; GIGABYTE GeForce2 MX 400/32MB; PSU 250W; Seagate 40GB; FDD Samsung; CD LG GCR-8520B; LG Flatron 795FT Plus
Xray999 Вообще я узнал что есть латенси после того как начались щелчки в звуке.Напрягу в проце не менял.Да я вообще не менял ничего,только вот наушники купил новые и понеслось.Может быть я что-то пробил статикой когда вставил уши во время работы пк(наверное глупо звучит,но все же).Я лично уверен что это не программы,а именно дефект железок.Было тут что-то подобное у людей? Мне просто читать 100+ страниц времени нет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.06.2011 Откуда: Uzhgorod
jack55 писал(а):
Может быть я что-то пробил статикой когда вставил уши во время работы пк(наверное глупо звучит,но все же).Я лично уверен что это не программы,а именно дефект железок.
Ничего ты не пробил. Вот что пишут про высокий ASICQ чипов видеокарт:
Цитата:
Чем выше asic, тем лучше погонится ваша карта, и тем меньшее напряжение потребуется для функционирования на высоких частотах. Можно выделить примерно семь уровней асика:
90-100% - Вам очень повезло, можете расчитывать на очень хороший результат. 80-90% - Сильно повезло, потанцевал высок. 70-80% - Среднее значение, я бы не обольщался. 65-70% - Терпимо, если вас устраивает производительность чипа. 60-65% - Довольно плохо, постарайтесь либо поменять, либо поскорей избавиться. Чип изношен. 55-60% - Очень, очень плохо, вас ждёт высокое напряжение и не менее высокое потребление электричества. 50-55% - Немедленно избавляйтесь.
Они легко раскрываются очень малыми напругами. Но в то же время требуют очень точной настройки напряжения. При чуть больших напряжениях чипы могут глючит, или перегреваются. Попробуй отключить буст в биосе и выставить фиксированную напругу на проц пониже. .... хз короч что с этим делать, буду пока так юзать, может обновами винды и дров что и подлечится. И надо мне попробовать откатиться на более старую версию биос.
_________________ R7 5800x3d ASUS TUF B450 ProGaming ОЗУ: G.Skill DDR4 32GB(2x16GB)3200Mhz Trident Z AMD Radeon RX 6900XT MERC319 Chieftec GPS-750C gold Windows 11 Pro
Xray999 Ну.Я бы не сказал что 5,3 года примерно.Последний год вообще почти не было их.Мне сказали могут быть наводки по питанию.Надо искать сц хороший.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.01.2011 Откуда: Нижегородчина Фото: 31
OLD Hunter писал(а):
А вот огромные задержки(не пинг) и плохую регистрацию с рассинхронами можно увидеть только в игре. А замерить это никак нельзя ибо нет инструментария.
kiberman писал(а):
Нет базы и инструментария, для того что-бы это показать например инженерам кто сидит у провайдера на оборудовании- что это такое-если он сам никогда не играл в сетевые игры.,
Есть один онлайн тест(наверное едва ли не единственный) созданный каким-то американским студентом, позволяющий протестировать сеть на прохождение/потерю именно UDP-дейтаграм: https://ru.packetlosstest.com/
Соединяется с каким-то сервером на территории США, потому пинг в районе 150-170мс. Интересно мнение местных гуру?
P.S.: прошу прощения что не совсем по теме, но это пожалуй единственное место на оверах, где более-менее тематика раскрыта, да и народ реально шарящий в этом вопросе подобрался.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения