Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Во время игры и проявления фризов был запущен LatencyMon, вот показатели Highest reported DPC routine execution time: Видеодрайвер 446.14 - 1270,7 μs Видеодрайвер 451.22 с активированным GPU scheduling - 1245,8 μs
Видеопамяти и, тем более, оперативки - более чем достаточно для такой игры. Неужели этому старью на DirectX 9 нужен SSD???
Да, нужен ССД. Я тоже испытываю рандомные микрофризы в CSGO. Никакие настройки не помогают. Переустановил игру на системный ССД и офигел от результата. А я до этого в прямом смысле дрочил настройки памяти... завтра поеду покупать ССД. Слишком много игр стало фризить из за жесткого диска.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Дались вам эти значения. Я понимаю если фризы есть, то приходится что-то крутить. И то если фризы и высокие dpi то это скорее что-то хардварное(как у чела на прошлых страницах с 2080 на 2 системах) А так, если просто интересно, то стоит наверное поинтересоваться сначала значениями по платформе/чипсету/матери/процу. Ведь есть же профильные ветки. Но большинство почему-то думает что винова винда.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.06.2012 Откуда: Стольный Град
Хасус касаемо показателей БП - по данным HWiNFO64, +12V проседает до 11.968V, +5V проседает до 4,932V, райзен прогрелся до 74°, оперативка - до 40.3°, чипсет - до 52°, процессор видеокарты - до 78°, винчестер постоянно 37°.
К кривизне CS:GO тут добавляется кривизна винды 10. Только на 2004 были фризы даже при прогоне fps benchmark-демки (а ещё я поймал 2 BSOD всего лишь за пару недель использования, на других десятках BSOD не было!), сейчас поставил LTSC с вырезанной телеметрией - на ней всегда было хоть и совсем чуть-чуть, но больше fps, но фризы были на любой десятке - попробовать бы семёрку, да драйвера Intel 211 под неё нет, как и не вызывающего BSOD драйвера USB.
d1shd писал(а):
Слишком много игр стало фризить из за жесткого диска.
В BF V тоже были фризы, но там было достаточно пробежаться везде по карте, на диске C: создавался какой-то кеш, потом прогонял дефрагментацию, и фризов больше почти никогда не было. Но там я могу понять - графика DX12 и огромные карты на 64 рыла. Чему же фризить во вшивой контре на DX9 - вопрос разработчикам.
d1shd писал(а):
ХДД от сеагейт?
WD ezex.
_________________ 4-ех фаз хватает, что бы разогнать !!!8-ми ядерный!!! райзен до 3.8-3.9 Lopos, 13.10.2017
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.06.2012 Откуда: Стольный Град
kolyan1980-08-11минимум - Windows 8 Но есть ещё проблема USB3 - все livecd с семёркой стабильно падали в bsod вскоре после установки любых предлагаемых в инете драйверов, а без них не работают usb устройства даже на адаптере usb 2.0.
_________________ 4-ех фаз хватает, что бы разогнать !!!8-ми ядерный!!! райзен до 3.8-3.9 Lopos, 13.10.2017
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.06.2012 Откуда: Стольный Град
kolyan1980-08-11 видимо, мне с X470 и Ryzen 3000 повезло значительно меньше... Найти драйвер, оживляющий USB и не сваливающий систему в синий экран, не вышло.
_________________ 4-ех фаз хватает, что бы разогнать !!!8-ми ядерный!!! райзен до 3.8-3.9 Lopos, 13.10.2017
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.06.2012 Откуда: Стольный Град
kolyan1980-08-11 я пока что только пробовал сделать LiveCD с семёркой, развернуть его на флешку и загрузиться с него. Загружаюсь, устанавливаю драйвер для USB - устройства начинают работать, но вскоре семёрка падает в BSOD. Мне хотелось убедиться, что семёрка способна нормально работать, прежде чем её устанавливать.
_________________ 4-ех фаз хватает, что бы разогнать !!!8-ми ядерный!!! райзен до 3.8-3.9 Lopos, 13.10.2017
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.06.2012 Откуда: Стольный Град
llLEXXXll писал(а):
Глазки
#77
kolyan1980-08-11 спс. Для сетевухи последний драйвер - 25.0, в 25.1 уже нет папки NDIS62 - видимо, поддержку семёрки и здесь забросили. Говорят, BSOD'ят драйверы с подменёнными DEV_ID. Нашёл какие-то хакнутые драйверы и с ними полдня пока без синих экранов. На AsMedia пришлось брать дрова со station-drivers, на NVIDIA USB-C в видеодрайвере от NVIDIA почему-то не оказалось соответствующего драйвера, но в "хакнутых драйверах" он нашёлся. Семёрка местами задумчивее десятки, но конкретно в CS:GO, кроме плюс пару fps, фризы тоже есть, но субъективно они чувствуются чуть слабее. Из всего делаю вывод, что виноват движок игры.
_________________ 4-ех фаз хватает, что бы разогнать !!!8-ми ядерный!!! райзен до 3.8-3.9 Lopos, 13.10.2017
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения