Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Solid_FEAR писал(а):
Несовместимые в каком плане? Видеокарта+материнка+процессор?
Да, в каком-то сочетании.
Solid_FEAR писал(а):
Неважно какая мать или проц, во всех жалобах фигурируют джифорсы. Даже если несовместимость, то она проявляется только на видеокартах от нвидии. Может я ошибаюсь конечно.
Ну уж так и нет. Как раз про фризы можно найти кучу тем, как просто по платформе, там и отдельно по видюхам. Нвидиа фигурирует может и чаще(что еще вопрос), но и объем продаж больше, так что количество человек, которые попали на несовместимость - больше. Можно просто в темму по 2070 пойти и поинтересоваться или поискать, чколько человек с жалобами на фризы - думаю не много. И в тему по процам пойти или материнке/платформе - там тоже поискать. Если все же думается что прям нвидиа виновата - при наличии финансов взять аналог амд(такой есть? 5700?) и проверить/протестировать, потом сдать, если сохранится проблема или оставить., если все норм, а 2070 продать. Можно 2070 и сразу продать, но не факт что в этом дело.
такая проблема и полный переход с одной платформы на другую, который ее не устранил
Судя по его нику и latency памяти в 51 на 3733 cl16 дела в его "треснутой фляге" сменил платформу, но удосужится потестить с другим видео так и не додумался, хотя бы память настроил по человечески, зато нашёл кучу времени написать тонну бессмысленного текста.
А как тогда подобрать? Ну ладно там оперативка, есть qvl-листы (которые тоже по сути не панацея), а как узнать что совместимы определенные компоненты процессор/материнка/видеокарта между собой?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Solid_FEAR писал(а):
а как узнать что совместимы определенные компоненты процессор/материнка/видеокарта между собой?
Подбором, логично же, нет? Я же выше говорил как это примерно делается. Людей с фризами меньшинство, а не большинство. Проверил на другой видюхе - фризит, пробуй другую материнку.
Подбором, логично же, нет? Я же выше говорил как это примерно делается. Людей с фризами меньшинство, а не большинство. Проверил на другой видюхе - фризит, пробуй другую материнку.
Опять же, что понимать под словом фризы, а то может я из мухи слона раздуваю. Например: есть такая игра кроссаут. При первом запуске, выезжая в бой, она жутко фризит (запинается скорее, то есть не на секунду экран замирает как при 100% загрузке проца, а так, кратковременные запинки, возможно правильнее сказать статтеры без какой-либо высокой нагрузки), спустя пять минут становится лучше, а через 10 минут статтеры вообще уходят, лишь может раз в 20 минут проскочит один. При этом заполняется кэш нвидии в папке NV_Cache. Если выйти из игры, очистить папку и снова зайти, то ситуация повторится. В ведьмаке 3 то же самое. В Одиссее и ларках проскакивают одиночные запинки раз в 10-20 минут, видимо при смене локаций. Прост попробовал на компе бати, у него другая такой же проц, но материнка и видюха (но тоже зеленая) другие и у него аналогичная ситуация. Такие же статтеры. Они в принципе не мешают играть, но немного накаляют. Что любопытно, бывает так, что ловишь статтер и сомневаешься был ли он. Потом смотришь на график, видишь пик маленький и получаешь подтверждение догадкам. Более того, батя вообще эти фризы не замечал, даже когда ему на них указывал. Может микростаттеры допустимы в определенных моментах и я себе накручиваю?
Solid_FEAR т.е без мониторинга они и не заметны глазом? Советую ещё это видео глянуть
Заметны, но прям еле-еле. Я их вижу, а батя нет. Наверное это потому что я уже на взводе сижу и играю не в саму игру, а в игру под названием "поиск статтера". Как бы так описать статтеры... В общем они настолько кратковременные, что их можно прошляпить, если моргнуть в этот момент Спасибо, гляну
Зарегался чтобы отписаться. Вообще ору с таких кадров выше. Буквально пару лет назад стабильный фреймрейт 60 фпс считался идеалом, а сейчас имея наверняка более высокий фпс судя по описанию его конфигурации гражданин сидит пачкой в мониторе и ждет когда раз в 10 минут вылетит фриз. как выше сказали так до дурки рукой подать
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
10900_dude писал(а):
стабильный фреймрейт
Сам же причину и описал. Дело - в стабильности. Другими словами, чем меньше разброс значений мин и макс - тем лучше. Повышая же средний и верхний фпс (настройками или более мощным железом), ты никак не влияешь на операции типа подгрузок с диска. А значит - сам же и увеличиваешь нестабильность своего фпс. Снижать настройки сложности для ЦП, чтобы его разгрузить, как советуют в видео (чтобы был запас на "когда ему захочется подгрузок" - такой себе костыль, "для бедных" (играть с низкой полигональностью или без половины объектов, которые "для красоты и антуража"). А вот почему подготовкой кадров для ГП не могут заниматься одни ядра ЦП, чтобы подгрузку данных на опережение при этом делали другие - мне, например, непонятно (ау, товарищи разработчики!). Почему игра (движок) при старте не анализирует сколько ОЗУ и VRAM на компе, чтобы загрузить их по максимуму и меньше подгрузок делать в процесса - мне тоже непонятно. От всего топового железа, получается, реальная и заметная польза идёт только чисто от повышенных частот ЦП и ГП, а не от числа ядер, каналов, объёмов (относительно среднерыночных ПК) рам и врам.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Небольшой "Лайфхак" специально для автора вышеуказанного видео на тему "при первой загрузке кеш системы совсем бесполезен": перед запуском игры копируешь всю её в null и кеш, насколько позволяет объём свободной ОЗУ - будет забит именно игровыми данными.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Видео вообще не о том, что писал я. Но, никто не спорит, что перегружать или ЦП или ГП (не ставя капу) - это прямой путь к получению нереальных накладных и с ними геморный рассинхрон на одном из этапов конвейера ЦП => ГП =>.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 12.07.2020 Откуда: Киев
Подскажите по RYZEN 5 3600 + be quiet! Dark Rock Pro 4 DDR4-3400MHz CL16-16-16-36 1.35V 32GB (2x16GB) F4-3400C16D-32GVR RTX 2080 super
В Метро ексодус на ультра 2k и DLSS часто возникают стартеры и фризы. Может ли это быть из-за процессора? Память так себе конечно, задержка 74 ms в тесте аид
Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 23.06.2019 Откуда: Челябинск
norrest писал(а):
В Метро ексодус на ультра 2k и DLSS часто возникают стартеры и фризы.
У меня на Ryzen 3600x + RTX 2060 на DX12 фризы, что в Метро, что в Battlefield V. Кривой DX12? Возможно... Но ведь не у всех так. Была мысль, что под DX12 становится мало видеопамяти на моей 2060 (не супер)и отсюда фризыМожет кто-то знает в чем проблема? Играю в 2560х1080.
Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 23.06.2019 Откуда: Челябинск
Alex TOPMAN писал(а):
DX12 лучше работает с памятью
возможно. Но я так и не нашел решения ни англо, ни на русскоязычных форумах.
Добавлено спустя 1 час 38 минут 52 секунды: Сейчас отключил DXR (Ray tracing) в Battlefield V и сразу пропали все статторы и фризы. Со включенными лучами игра потребляет 5,5 ГБ видеопамяти, без лучей 4,1 ГБ. У кого RTX-карта с 8 ГБ памяти как у вас игра идет на FHD/WFHD?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения