Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
А вот так игры выглядят у людей с нормальным эл-м https://www.youtube.com/channel/UCLSNjv ... xrVOVbxgPg Можно любую игру взять, все оочень плавно и быстро, как будто на записи не 60 фпс а 100-120. Но так игры работают у 10%, если не меньше. И никакого инпут лага
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
OLD Hunter писал(а):
И никакого инпут лага
Кстати, я решил проблему с эффектом когда в бою ты ведешь, ведешь мышку, а она кажется вязкой и никак не можешь довести до противника будто дикий инпутлаг у тебя. Проблема была в коврике мышки. Точнее в скольжении. Коврик, или его сочетание с мышкой, у которого липкий(тяжелый) старт-стоп вызывает такой эффект, который мозг в пылу боя интерпретирует как инпутлаг. Как правило таким эффектом липкого старта-стопа обладают спид ковры, да-да, которые гладкие и на свет переливаются как шёлк. Контрол ковры, именно такой я и купил, обладают шершавой поверхностью, на котором эффект липкого сдвига не возникает, даже через месяц впитывания пота и сала. И это не грязный ковер, потому что я проверял стиркой спидовый и он липнет уже через 3-5 дней. На контроле я уже месяц и никакой липкости нет. Наоборот, у меня первую неделю вообще был ад в игре, потому что я не приучен к микроконтролю мышки. Любое микродвижение выливается в сдвиг прицела и нужна дисциплина руки. Липкий ковер не требовал дисциплины микродвижений. Вот уже месяц на контроле и я до сих пор не восстановил свой прежний аим как на старом ковре, но прогресс идет заметно. Мышку тоже заменил с g102 на MX518. Заменил по причине что 518 шире и ее удобнее держать, не надо скукоживать кисть в трубочку. Но сама мышка для момента с доводкой значения не имеет, всё дело только в глайде по ковру.
Ну и в довершение скриншот с видео чела, который мучается от инпутлага и колдует с розетками. Игры разума.
#77
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Последний раз редактировалось Genrix 14.06.2021 15:22, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
krasnov77 писал(а):
ну да ,три по 0.5 и лаги
Ну лаги мозга я вижу отдельно, когда понимаешь что надо сделать мышкой, а команда на выполнение что-то затупила. Или устал/не выспался или надо просто больше играть, для улучшения скорости.
На картинке просто чел оторвал все ножки на мышке и у него там дикое трение всем пузом, кривой глайд. Еще и ковер возможно спидовый и он хавает за компом, судя по тарелкам мелькающим на видосах. В итоге у него глайд говно и мозг выдает такие вот эффекты лага ввода, которые немного меняются от активности мозга в разное время суток и степени промокания ковра от пота рук. Он говорил, что через час комп "устает" и появляется инпутлаг, комп отдохнул и опять норм. Коврик увлажняется и сохнет. Плюсом к этому может добавляться эффект от фенозепама (если я правильно нагуглил название из его видосов), который он запивает пивом на своих видосах.
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Последний раз редактировалось Genrix 14.06.2021 15:46, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Genrix Ну уже тут все поняли, что у тебя нет такой проблемы, зачем что-то комментить. Да и играешь ты на телевизоре(!) 60 гц. По этой проблеме я общаюсь с разными людьми, включая тех кто играет в кс и валорант профессионально, есть те кто, кто имеет 360Гц мониторы и проверял игру, поведение, плавность, инпут и т.д на разных квартирах. Инпут лаг от эл-ва это не миф
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
OLD Hunter писал(а):
Инпут лаг от эл-ва это не миф
Еще какой миф, раз челам не помогают он-лайн ибп. И вообще, электроэнергия проходит в пека через столько преобразований, что твое "грязное" электричество дальше БП просто не пройдет. А в чем оно грязное - никто так и не показал. Сунуть осциллограф в розетку - это запретная тема. Точно как аудиофилы, вопрос веры ощущениям.
Добавлено спустя 4 минуты 42 секунды:
OLD Hunter писал(а):
Да и играешь ты на телевизоре(!) 60 гц.
Это мне не мешает ощущать разницу между 120 и 200фпс, а так же от включения стрима, который вызывает бОльший разброс фреймтайма, потому что проц слабый, надо апгрейдить до 6-8 ядер.
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Genrix Ты упорно пытаешься спорить ни разу не столкнувшись с проблемой.
Genrix писал(а):
Сунуть осциллограф в розетку - это запретная тема. Точно как аудиофилы, вопрос веры ощущениям.
Сували. Есть гармоники, интергармоники и постоянный ток.
Genrix писал(а):
Это мне не мешает ощущать разницу между 120 и 200фпс, а так же от включения стрима, который вызывает бОльший разброс фреймтайма, потому что проц слабый, надо апгрейдить до 6-8 ядер.
Причем тут фпс когда сам монитор в дополнение к ПК работает по разному, от времени суток или рандомно. Т.е 144 выглядит как 60, 240 как 120 и т.д. На зарубежных форумах даже видосы были.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
OLD Hunter писал(а):
Сували. Есть гармоники, интергармоники и постоянный ток.
Какой ужас! Они наверное еще и прорываются через трансформаторы и диоды и поступают на выход с БП, а потом и прорываются через VRM и даже конденсаторы не в силах их остановить.
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Genrix Наверное стоит подтянуть матчасть, а потом что-то писать Особенно что касается гармоник и интергармоник, на какой частоте они бывают, как и куда прорываются и какое влияние оказывают на оборудование.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.01.2004 Откуда: Ростов-на-Дону Фото: 4
OLD Hunter писал(а):
Особенно что касается гармоник и интергармоник, на какой частоте они бывают, как и куда прорываются и какое влияние оказывают на оборудование.
Очень сомневаюсь, что их удастся выделить(показать на графике) на любительском оборудовании (не лабораторном за десяток килобаксов) на фоне собственных шумов от БП и шумов VRM мамки, особенно перенеся в квартиру, где этого инпутлага нет и показать что эти шумы ушли в линиях питания после БП.
_________________ 12400|224XT|MSI PRO B660M-A DDR4|4x8Gb@3466|KFA2 3060-12X|Deepcool PQ650M|Corsair 200R|Win11x64
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 23.06.2019 Фото: 0
Genrix писал(а):
Очень сомневаюсь, что их удастся выделить(показать на графике) на любительском оборудовании (не лабораторном за десяток килобаксов) на фоне собственных шумов от БП и шумов VRM мамки, особенно перенеся в квартиру, где этого инпутлага нет и показать что эти шумы ушли в линиях питания после БП.
Более того, если пофантазировать и предположить, что они остаются в выходной линии БП (т.н. пульсации), то, чтобы как-то значимо повлиять на скорость передачи сигнала от USB-контроллера к ЦП, коэфф. искажений должен быть такой, что материнка от них мгновенно гавкнется.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2006 Откуда: мск Фото: 5
самый простой вариант просто поставить автономный УПС с подключенным мощным аккумом (напрмиер автомобильным) и запитав от него комп и моник поиграть часок другой на компе где есть лаги.
У меня кстати есть упс, но нет мощного аккума. Если кто предоставит автомобильный аккум готов провести эксперимент.
_________________ ✅ РЕМОНТ мышек! ✅ качественно и с гарантией ✅
Сейчас этот форум просматривают: Inquisitorr и гости: 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения