Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 03.11.2016 Откуда: Химки
iG0Lka писал(а):
Capsula отключить у видюхи hdml и все что связано со звуком пробовал? в настройках сетевой попробовать изменить параметр связаный с обслуживанием прерываний.
Если выключить передачу изображения на внешний монитор, подключенный к hdmi, то задержки драйвера nvidia в latencymon приходят в адекватное состояние. Но мне нужно работать именно с внешним большим монитором (у меня ноут), поэтому продолжаю поиски, удалось значительно снизить треск, но не полностью. Неделю уже бьюсь)
Переустанавливал несколько разных сборок Win 10 и Win 11, вплоть до самых порезанных, менял разные драйвера. Самый низкий DPC на Win 10, в пределах нормы, но звук все равно трещит. В итоге выяснил, что треска нет только на встроенном Realtek, имеющиеся у меня внешние USB аудио-устройства (ЦАП Fiio KA3 и Audient ID14MK2) трещат вне зависимости от показателей DPC Latency. Эти же устройства на десктопе с Ryzen 7950X работают идеально. То есть чип, распаянный на плате ноута, работает отлично, а вот со звуком через USB явные проблемы. Такие дела, ноут Asus Rog Strix G17 2023 на Ryzen 7945HX. Уже думаю, может стоило взять на Интеле)
Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 03.11.2016 Откуда: Химки
Alex TOPMAN писал(а):
Capsula писал(а):
со звуком через USB явные проблемы
А через hdmi если выводить на внешку?
Не пробовал пока, т.к. в моем сценарии использования не подразумевается. А что это даст? У меня уже ощущение, что треск звука из любого устройства, кроме встройки - это какой-то аппаратный косяк данного ноута.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Если не пользуетесь звуком по HDMI отключите "контроллер" на котором он висит. Называются одинаково для звуковых карт, но подключены к ним разные устройства.
#77
Цитата:
что имеете ввиду под этими действиями?
Изменить частоту обновления и тайминги для вывода изображения. Иногда пользовательский режим в авто отличающийся на 1Гц уже может решать часть проблем по сравнению с вшитыми в экран режимами. Ужатие "таймингов" позволяет передавать меньше информации при той же частоте обновления. Ужатие может сломать звук по HDMI. При достижении минимального предела для экрана вместе со звуком и картинка выйдет из диапазона. Есть два метода. 1. Простой, надёжный, безопасный.
#77
Можно смело пробовать авто и CVT-RB. Случайно не применить мёртвый режим при чёрном экране пока идёт таймер подтверждения поможет ограничение шаловливых ручек. 2. CRU. https://www.monitortests.com/forum/Thre ... tility-CRU Можно использовать как образец, так и для непосредственно создания режима. Создаёт пользовательские разрешения через EDID в реестре. Nvidia и Windows видит их как штатные. В комплекте мини-утилита для отката изменений с горячей клавиши. Рекомендую её запустить. Хотя с учётом что у вас ноут, то у вас два экрана, сделать мёртвые разерешения сразу для двух это надо постараться...
Latency moon прога красивая, но бесполезная... на вин 10 идельные показания зелёные показывает что в простое что в играх.. а на вин 11 сходуже при старте винды показывает задержку критическую ошибку...
Система Windows 11 Pro, Процессор i5 11400, В биосе выключен C-State, отключил динамические тики bcdedit /set disabledynamictick yes, и отключена парковка ядер в параметрах электропитания (Максимальная производительность с добавлением доп настроек через программу, забыл название). Используется программа ISLC с разрешением 0,5. Таймер в системе используется invariant TSC 10 Mhz.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
sava777666 писал(а):
Система Windows 11 Pro, Процессор i5 11400, В биосе выключен C-State, отключил динамические тики bcdedit /set disabledynamictick yes, и отключена парковка ядер в параметрах электропитания (Максимальная производительность с добавлением доп настроек через программу, забыл название). Используется программа ISLC с разрешением 0,5. Таймер в системе используется invariant TSC 10 Mhz.
Почему в пустую? Быстрее реакция на открытие окон и приложений, более плавный график фреймтайма в играх, более отзывчивый курсор. Не сказал бы что эффекта нет и он не ощущается.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
sava777666 писал(а):
Почему в пустую? Быстрее реакция на открытие окон и приложений, более плавный график фреймтайма в играх, более отзывчивый курсор. Не сказал бы что эффекта нет и он не ощущается.
Потому что нормальный человек не станет на современной системе отключать динамические тики, там можно проблем больше получить, чем пользы. И использовать всякие кривые-программы вроде ISLC. Дай угадаю, по ролику из ютуба оптимизировал?
Потому что нормальный человек не станет на современной системе отключать динамические тики, там можно проблем больше получить, чем пользы. И использовать всякие кривые-программы вроде ISLC. Дай угадаю, по ролику из ютуба оптимизировал?
Почему же по ролику. По гайдам зарубежным и российским форумам, и по роликам из ютуба тоже. Да много откуда. Дело каждого конечно заморачиваться или нет. Главное что эффект для меня есть и пофигу)
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
От асболютного большинства оптимизаций эффекта нет, либо он негативный. Необходимо тщательно проверять КАЖДУЮ отдельно взятую "оптимизацию", чтобы польза от неё превышала погрешность измерений. До сих пор живы советы по очистке Standby(кэш). Проблема с DPC выражается скачками до нескольких тысяч, десятков тысяч. Снижать нормальные значения полностью бесполезно. Впрочем люди и дальше могут себе в ноги стрелять, не буду вам мешать развлекаться.
Цитата:
динамические тики
Не думаю, что их отключение что-то сломает. Если параллельно кто-то "случайно" не пропишет в загрузчик принудительный HPET, он там часто рядом идёт.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения