Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
LatencyMon не показывает проблемы с цп, в принципе, он не для этого. Он показывает, что какие-то отложенные на потом операции драйвером затянулись слишком сильно, в следствии... чего-то. Verity Freedom Давайте сначала попробуем победить DPC Latency. Попробуйте отключать всё подряд оборудование, вообще всё подряд, кроме монитора. Если это поможет, то надо будет установить какое конкретно оборудование конфликтует или провоцирует проблему.
Я могу выдернуть мышь, клавиатуру и колонки только, в теории, потому что всё остальное точно не имеет отношение к этому, мышь свою юзбшную я купил через долгое время после появления проблем, со звуковой картой они непосредственно связаны.
Кстати тут в заголовке поста написано измерять латенси в простое - это неправильно, латенси измеряться должна во время воспроизведения контента какого-то и должна в пределах 500 наверное быть в идеале, а у меня скачки до 1300+ минимум.
У меня мышь и клава прямо очень старые, что-то из них ps/2 использует, у монитора случился отвал кнопки включения/выключения экрана, один из юзб разъёмов выломаный и коцаный, сама мать тоже гигабутовская, а я гигабутов не очень уважаю, думаю что асусы лучше, в том числе и потому что проблема у меня возникла именно на их матери, а асусы типа премиальные больше.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
У меня нет земли, холодильник включается\выключается иногда вызывает тихий короткий щелчок в наушниках через монитор. Колонкам через рилтек пофиг. DPC на это никак не реагирует, от слова совсем.
Звук или видео? Может ещё что-то? куда галочки поставить/убрать?
Драйвер должен уметь работать в этом режиме. В утилите MSI_util_v3 можно посмотреть совпадает ли у них irq, если да то переключить в MSI. Может не взлететь. Можно обо устройства перевести в MSI режим если драйвера позволят. Там всего 3 варианта, попробовать все. Если не поможет вернуть как было.
Я хз есть или нет мы недавно купили квартиру а что такое земля я даже не слышал никогда ни разу. Она тут не причём ибо это именно с латенси проблема которую через латенсимон увидеть можно.
Добавлено спустя 1 минуту 6 секунд:
Agiliter писал(а):
примерно одинаковые
А у вас тоже были какие-то проблемы с dpc latency на этой дерьмоплате или наоборот проблем нет и помогаете заблудшим?
Добавлено спустя 15 секунд: У меня такая же только v2.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Verity Freedom писал(а):
а что такое земля
Это когда у вас в розетке помио двух контактов есть ещё и 3(металлическая пластина с двух сторон). Ну и она ещё должна быть подключена и на ней не должен висеть весёлый сосед. Но это про наводки от других приборов в сети в первую очередь.
Добавлено спустя 37 секунд:
Verity Freedom писал(а):
А у вас тоже были какие-то проблемы с dpc latency на этой дерьмоплате или
Нет и не было. Я даже не представляю что надо сделать чтобы их вызвать тут. А я уж поверьте старался.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.06.2009 Откуда: Омск
Verity Freedom конфиг ПК в студию. В чем проблема продать проблемный ПК и купить без каких то там скачков, что аж звук заедает?
Добавлено спустя 1 минуту 22 секунды: Да. И с чего вы решили что от помех в сети Не будет скачков dpc? Если от них может буквально фризить железо и следовательно дрова, которые будут давать эти скачки.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Я сейчас выключил из розетки систему и оставил висеть на ИБП. Нет скачка, воткнул обратно нет скачка. Без ИБП их тоже нет, но выключать и включать не буду. Я даже не представляю, что должны быть за помехи и БП чтобы это аж систему фризило.
Я просто мало представляю что это и насколько они важны ибо это стандартный многоквартирный дом и я живу с родителями никогда нигде подобным не занимался.
Цитата:
конфиг ПК в студию
Я тут много где писал по кусочкам. Не знаю только чья оператива всё остальное известно и вроде проблем не вызывает. Единственное что бесит это латенси на внешних звуковых в остальном ноль претензий. Ну и у монитора отвалилась кнопка но это совсем про другое.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Так если внешний звук отключить Latency в норму приходит? И не надо ориентироваться на единичные скачки при запусках игры, альт-табах в 3D приложениях и тп от драйвера Nvidia, даже если они есть это как правило не является проблемой.
Это не драйвер nvidia, это Wdf01000.sys Среда выполнения платформы драйвера режима ядра, про nvidia я уже понял что не они проблема, на всякий случай макс. производительность в 3d settings выставил только.
Добавлено спустя 50 секунд:
Agiliter писал(а):
Так если внешний звук отключить Latency в норму приходит
Надо сравнить будет но по идее да ибо щелчков-то нет.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения