Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 12.06.2012 Фото: 0
Запустил я тут ради интереса LatencyMon на GTX580 и профильной системе (2600к в стоке, и т.д.), и просто поработал пару часов (серфинг+маткад+чтение пдфок в хроме). Дровишки 355.82. Ужасы присутствуют (на звук жалоб нет).
Вложение:
Снимок.PNG [ 114.53 КБ | Просмотров: 4588 ]
Дополню, что за эти пару часов фризов я не заметил, в играх (в тех, которые не упираются в 1.5гб видеопамяти) тоже всё норм. С глазами тоже всё окей. Не хочу делать какие-либо выводы, просто информация. Хотя чтонибудь из настроек в системе я бы покрутил, почему бы и нет
Последний раз редактировалось WSK 19.12.2016 20:56, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 31
Olegdjus Ребята, давайте по серьезнее, зачем вы издеваетесь? и причем тут ХЕВАН, у меня с хеваном тоже нулевые задержки даже в СЛИ ПРОВЕРЯТЬ НУЖНО В ИГРАХ, а не в хеване #77
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.12.2014 Откуда: из Голливуда Фото: 0
wolfire я эти "микрофризы" наблюдаю с самой gtx 8800... эдак с 2007 года. были ВК разные, обоих производил - одно и тоже в общем. дело совсем не в паскале.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Alzov писал(а):
ПРОВЕРЯТЬ НУЖНО В ИГРАХ, а не в хеване
Ну давай так - идет дефрагментация, пишется видео игры, я играю в ROTTR и мониторю задержки с помощью святого грааля LatencyMon Вот итог
Какой следующий шаг? Вызвать Ктулху? К слову, это я тестил на карте с 2ГБ vram.
Alzov писал(а):
просто Олег сжульничал и прогнал зачем-то хеван
В чем я сжульничал теперь? Игра не та? В дополнение - драйвер в стоке(то есть оптимальный режим работы включен) и сбалансированный в винде(видно по сбросу частоты проца)
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.12.2014 Откуда: из Голливуда Фото: 0
Alzov писал(а):
в хеване и у меня
все правильно он прогнал, хевену цпу по барабану, там уклон на тестирование ГПУ.
Alzov писал(а):
камень тут вообще не причем
практика показывает обратное. и5 - он и африке ипять.
Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:
Olegdjus писал(а):
Вот итог
камень - сказка!!!
пысы, прожка очень отзывчива к кол-ву реальных ядер. многопоточностью ее не обмануть. дайте мне камень как у алежки, нашего командира, - латенсимон устанет пыль глотать чтоб нагнуть мою 1070.
Последний раз редактировалось antiOVER 19.12.2016 21:20, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 31
antiOVER еще раз говорю, камень тут вообще не причем. тут драйвер косячит с таймерами системными. щас такое же видео сниму игра+видео и мониторинг сбоку. тоже нет красноты. но это не показатель. DPC латенси это просто легко проверить лаги и задержку. а так то может и не показывать, но фризить
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Alzov писал(а):
ПРОВЕРЯТЬ НУЖНО В ИГРАХ, а не в хеване
Вы альтабитесь, смысл-результат будет в любой игре +- такой,вобще откуда пошло это тестить в играх.
Если логи выводить и как фоновой процесс ещё может быть-а так оно переключилось и вывалило овер 500+
antiOVER писал(а):
кстати, на твоем 4790 тоже резалты добротные... значит все таки любой и7 решает.
Это не заслуга i7,в биосе хлам отключен не нужный-встроенный звук,шины выставлены и множители вручную,фапч на llc,spread выключен,мониторинг. Порты те что нужно,смарт и энергосбережение на портах выключен. В ос ничего лишнего-стандартный Ав. Кстати asus z97-k без настройки хуже себя показала gigabyte z87-dh3p.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Olegdjus писал(а):
Стоп, так надо было играть в окне, чтобы увидеть эти задержки(
В том то и ирония что окне теоретически проблем должно быть больше,а в фуллскрине как не мерь да-же свернув latency monitor-она зафиксирует снятие нагрузки с железа при выходе с игры-то-есть покажет всплеск. Другими словами такая метода меряет пшик-нерепрезентативна. Мерять в Ос,простой +окно
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 31
antiOVER мой и5 лучше чем 99% процессоров, 6 ядерник не факт что удачный попадется и будет еще хуже. Что бы вы не троллили вот снял тоже самое на своем и5, задержки еще ниже чем у Олега, что теперь будешь всем говорить что и7 фигня, нужно брать и5 там ниже задержки?? Причем заметь что я записывал видео в 4к разрешении и играл в 4к разрешении с 300фпс, стоит ли говорить о том что в этом случае нагрузка на ЦП выше?? Я тут пытаюсь найти проблему, которая может быть и не в DPC задержках, а вы тут начали старую байку не смешную что для игр нужен 100 ядерный и999
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Alzov писал(а):
Я тут пытаюсь найти проблему, которая может быть и не в DPC задержках
ты наверно забыл, как залетел в тему и начал рассказывать про проблему dpc latency, которая есть у всех? А сейчас сливаешь свои же громогласные заявления.
Alzov писал(а):
мой и5 лучше чем 99% процессоров,
обычный четырехядерник с посредственным разгоном. Удивлю, но у нас в среднем 42см. Mellow, поддерживаем эго "профессора")
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
antiOVER писал(а):
нормальный камень, ибо сам имею и5. просто я в отличие от тебя не гонюсь за идеальными зелеными полосками. вполне комфортно играю и моя 1070 полностью устраивает.
Человек просто не совсем понимает для чего этот инструмент. И зачем тестировать простой. Железо в порядке -будет зеленая зона. Драйвера переходят в спящий нормально-то-же порядок. Если при минимальной активности в Ос,когда сеть и диск стоит,а цпу ничем не занят- задержки скачут аномально высоко- это беда,а не когда подключено -4к монитор,происходит дёрганье гуи и так далее. Инструмент не правильно используется.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Alzov писал(а):
задержки ниже чем на божественном и7
Которые работает со всеми энергосберегайками, как и видеокарта(которая gtx1050), да еще и в фоне дефрагментируется диск, на котором игры. Хоть бы не позорился, коли начал писать о массовых проблемах-смог бы хоть подтвердить это. Или как мужчина признать свою неправоту.
MagicHero писал(а):
НО зато какие громкие заявления
Это стало нормой для автора
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 31
Olegdjus да залетел, и настаиваю на том что в ОКНЕ тестить не правильно,в окне и у меня отлично все. В окне рендерится в лоу разрешении игра. нужно именно игровой режим фул скрин, запись только программу бы сменить.что бы ЛОГ писала, а не смотреть в нее. что бы альтабы не учитывались Сейчас вот увидел, что на видео сли вырубилось у меня в настройках игры одну карту показывает. Значит проблема в СЛИ, на одиночной карте более менее! Ну пробелма то высокой задержки DPC есть, нвидиа же даже признавала, что ан меня накинулись то? буд-то я что-то плохое делаю, а не пытаюсь помочь комьюнити найти проблему фризов на паскале?
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Alzov писал(а):
не пытаюсь помочь комьюнити найти проблему фризов на паскале
Ты доказываешь людям, которые "не видят этой проблемы"(хотя, скорее, у них ее просто нет), что у них есть проблема. Ты называешь это помощью? "Диалог" заканчиваю, продолжай свой троллинг
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения