Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Advanced member
Статус: В сети Регистрация: 29.03.2017
Вообще иногда сложно убедиться применились ли изменения. Иногда перезагрузка может их не вызывать. Лучше выключить и включить. Не увести в сон или гибернацию, а именно выключить и включить. Если не поможет. эта команда вернёт как было. BCDEdit /deletevalue disabledynamictick
Следующий вариант. BCDEdit /set nx AlwaysOff верёнт как было BCDEdit /set nx Optin
Потенциально вредный параметр который может приводить к фризам и снижению производительности. Иногда это меньшее из зол. BCDEdit /set useplatformclock yes Вернуть как было BCDEdit /deletevalue useplatformclock
Добавлено спустя 1 минуту 29 секунд: Вообще, проверить явное указание не использовать тоже не помешает. BCDEdit /set useplatformclock no По-умолчанию BCDEdit /deletevalue useplatformclock
Добавлено спустя 26 минут 2 секунды:
Agiliter писал(а):
useplatformclock
Ковыряние этого параметра имеет смысл только если HPET в биос не был отключён (вкладка power).
но даже на 5000-й проблемы. И не поверите, даже на Intel.
Я не согласен по двум причинам:
1) У нас у обоих не 5000 серия. 2) Я видел одного человека кто жаловался на проблемы с щелчками на интеле. Он решил через кипер. А кипер решает проблему с щелчками от засыпания карты - они у меня на интеловском компе тоже были, обычных не было. То есть тут могут быть аж два типа щелчков, одни решаемые, вторые не решаемые.
Когда был стабильный звук, а потом резко пропал полностью, вырубив подачу сигнала на карту, происходит щелчок. Такое не везде - на x7 этого нет, на g6 это есть, и на g6 это норма. Полностью решается через установку саундкипера и большой проблемой не является, единственное, что кипер должен стоять в автозагрузке. А на райзенах именно ЛЮБЫЕ внешние звуковые (как говорит интернет) с совершенно разной архитектурой, особенно на ранних немощных, могут работать хуёво. Я нашёл специфическую статью про проблемы райзенов и там это есть.
Agiliter писал(а):
Если не поможет. эта команда вернёт как было.
Не помогло. Вообще как я понял эти штуки влияют на оптимизацию в играх. А проблема райзеновская имеет отношение к конкретно внешним звуковым и весьма хорошо известна. Я нашёл какой-то специфический гайд про это и буду пробовать по нему.
Добавлено спустя 3 минуты 58 секунд:
Agiliter писал(а):
Иногда перезагрузка может их не вызывать
Ну я именно перезагружал насколько я помню делать что-то другое не подумал.
Elongated Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2015 Откуда: Москва
Verity Freedom писал(а):
и на g6 это норма.
А, ты про это. Здесь G6 ни при чем. Проблема засыпания звука и, как следствие, щелчки при коротких уведомлениях винды, например, или при перемотке явление массовое. По поводу кипера интересно. Попробую потестить. Обращал внимание всю свою компьютерную бытность на эти щелчки, но не придавал значения.
Ну у меня две звуковые карты от креатива совершенно разные из разных считай эпох. На них обоих есть щелчки от того что ранний райзен не справляется с обработкой звука от внешней звуковой. Только на g6 ещё и засыпание есть с которым справляется кипер, а x7 как-то по-другому делали, там этой проблемы нет, x7 более самодостаточная, и статус у неё в народе всегда был хороший.
Добавлено спустя 34 секунды: При перемотке у меня в принципе звука никогда не было и не считаю что он должен быть.
Advanced member
Статус: В сети Регистрация: 29.03.2017
Verity Freedom писал(а):
эти штуки влияют на оптимизацию в играх
Поняли неправильно. Они меняют поведение системного таймера. Системный таймер влияет практически на всё. nx - отвечает за DEP. Вы уже все проверили? Есть ещё пара команд которые потенциально могут поменять поведение системы.
Advanced member
Статус: В сети Регистрация: 29.03.2017
Какой-то кликбейт. TCP Optimizer устаревший оптимизатор с потенциально вредными настройками. К звуку он никакого отношения не имеет. audiodg конечно напрямую связан со звуком, но у меня есть сильные сомнения, что назначение ему высокого приоритета что-то поменяет. По-умолчанию обработка звука в ОС и так идёт с повышенным приоритетом. Через задание affinity вы указываете(ограничиваете) на какие потоки процесс будет вешаться, на само количество потоков процесса это не влияет, параллелизм не добавляет. С оооочень небольшой вероятностью может быть какой-то эффект если повесить повесить его на 0 поток. Но я думаю, что это бесполезно.
Добавлено спустя 53 секунды: Проблемы с деньгами нет просто цель состояла в том чтобы именно на данный момент проблему решить.
Добавлено спустя 3 минуты 12 секунд: До сих пор не понимаю почему тема называется "проблема с латенси на видеокартах nvidia", если латенси создают процессоры, а не видеокарты, притом в основном amd процессоры.
Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд: Здесь предлагают увеличивать вольтажи и pci режим менять.
Коллективный идиотизм, у всех один и тот же 450 чипсет на райзене, решения предлагаются абсолютно разные. При этом часто люди пишут "ну у меня щелчков стало вроде как меньше но они не совсем исчезли так что вот вам вроде как решение проблемы вот", идиоты блядь.
Сейчас этот форум просматривают: Inquisitorr и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения