Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Victor91rus писал(а):
не встречал, по мне так +33 и выше мс к базовому лагу
Минимальный добавочный лаг от VSync это 1 кадр. https://youtu.be/E3wTajGZOsA Не ну можно отключить MPO, включить классический оконный режим, воткнуть VSync и выставить настройки которые не тянут. Вот тогда да будет больно.
Добавлено спустя 7 минут 34 секунды:
Agiliter писал(а):
воткнуть VSync и выставить настройки которые не тянут.
Для максимальной боли надо ещё Тройную буферизацию выключить.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Agiliter писал(а):
Он ничего не убирает.
Описание говорит, что "режим низкой задержки" = Ultra, режет глубину буфера до 1 кадра.
Добавлено спустя 1 минуту 44 секунды:
Agiliter писал(а):
уменьшает количество буферов, да и то если их изначально много. Меньше 2х буферов на вывод не бывает. Один отображаем, в другой рисуем
Это вообще включением/выключением тройной буферизации делается (другая отдельная опция, не рефлекс).
Добавлено спустя 3 минуты 33 секунды:
Agiliter писал(а):
Без лимита фпс минимум 1/3 игр будет с проблемами
Потому что, делать внутриигровую синхру через лоченый 60 фпс очень легко и почти на автомате. Потому этот метод и очень популярен. Особенно с таким зоопарком моделей и ассетов, к в Фолы4е.
Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:
antiOVER писал(а):
для чего ограничивать, если это никак не помогает?
Ещё как помогает (упростить труд разрабов и тестеров - читай меня выше).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Agiliter писал(а):
Минимальный добавочный лаг от VSync это 1 кадр.
добавочный к чему? К предыдущему 16,6мс кадру при 60гц. И это в лучшем случае. Ты же инпуты делаешь не строго на последней миллисекунде отрисовки монитора? Поэтому всегда добавляй минимум х2. Это далеко не то же самое что +3мс при 300фпс. Собственно, это лучше не обсуждать, а просто зайти в любую игру и проверить. Vsync даже на 144гц очевиден. Хотя не так плох, многие не заметят, но я сразу получаю инфаркт глаза и бегу его вырубать
OLD Hunter писал(а):
А зачем он сегодня, когда есть фрисинк и гсинк?
на них лаг пониже, но по-моему они все же иногда допускают тиринг. Не играл долго и не настраивал, не знаю, может быть проблема решаема. Из-за лага они мне не подходят. 300+фпс тоже устраняют тиринг, но еще и лаг в нулину.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
darthvedar допускаю, что может быть такое, я в КС не играю. 1000 средних не значит, что среди них не затаилось несколько долгих кадров. Сам по себе тиринг(заметный) означает, что один старый кадр остался, а другой из буфера, частично отрисованный поверх него, был настолько новее, что смещение оказалось слишком сильным, и оно заметно глазу. А это возможно только если между ними большая разница во времени.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
WhiteRatify потому что когда ошибка в дровах амд, буквально всем плевать. Но если у инвидии когда-то на паскалях были проблемы, то тема будет жить в веках.
На видеокартах nvidia задержки DPC невероятным образом, происходят из-за подключения вашего монитора по hdmi кабелю. Задержка выше в том случае , если задейсвованы DP порты (тоесть когда к ним подключены мониторы и работают), и процессор работает с настройками по умолчанию касаемо перехода ядер в режим энерго сбережения, + когда включена парковка ядер. Чтобы комп заработал без задержек нужно выключить монитор который работает по HDMI и перезагрузить компьютер, + в bios должны быть отключены энерго сберегающие функции и парковка для процесссора (парковку ядер можно попытаться оталбчить в windows через processlasso (зависит от настроек bios), + мной через консоль cmd была применена команда bcdedit /set disabledynamictick yes. При задействованных трех DP и включенных трех мониторах задержки в самых тяжелых играх не превышают 500ms. В то время как с задейсвованным hdmi при включенном мониторе подключенном к нему подскакивали до 2000ms были лаги в играх и щелчки в звуковом тракте на всех аудио устройсвах (встройка, внешняя usb звуковая карта , звуковая карта через pcie-e).
Добавлено спустя 7 минут 57 секунд: А теперь поделитесь информацией. Это брак конкретной видюхи или такое на всех линейках видеокарт 1660 / 1660 ti , 3080 / 3080ti, 4080super master ? Кто-нибудь задействовал порты dp + hdmi, или dp + dp + dp + hdmi одновременно ? Кому-нибудь помогла замена видеокарты на новую ?
_________________ Aorus Elite X WiFi7/M2 SSD Samsung 980pro//Kingston DDR5 64Gb/i7 13700k 4,5/Aorus 4080s master /Seasonic Prime PX-1300W/ Arctic 420 на проце.
Проблема в том , что когда любой из 4 мониторов подключен к hdmi порту видеокарты - включен и работает , то периодически возникают щелчки в звуковом тракте любой аудиокарты подключенной к материнской плате и на встройке в том числе, происходит это из-за постоянных или периодически возникающих прерываний от видеокарты, в том числе могут быть фризы в играх. Как только отключается монитор подключенный по hdmi и перезагружается компьютер проблема исчезает, до следующего включения монитора по hdmi. Какая windows ? 10 или 11 , какая версия 22h2, 24h2 ? Какие порты задействованы одновременно ? (dp + hdmi) ?
_________________ Aorus Elite X WiFi7/M2 SSD Samsung 980pro//Kingston DDR5 64Gb/i7 13700k 4,5/Aorus 4080s master /Seasonic Prime PX-1300W/ Arctic 420 на проце.
Последний раз редактировалось dark-----13 26.03.2025 11:44, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.01.2019 Фото: 45
Тоже всё нормально. Никаких проблем не было никогда. Последние драйвера стоят, oled 2k@360hz по hdmi 2.1 , второй 1920x1080@360hz по dp 1.4 подключены. Ластовая win11@24h2
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения