Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
kiberman "Отключение C1" через idledisable это значит, что цп ВСЕГДА выполняет задачу на 100%. Вот вообще всегда. Это ломает все алгоритмы сбережения, выбора оптимальных ядер и прочее. Без разницы, что в биос стоит, в операционной системе не будет задачи бездействия системы. Это максимально глобальное отключение сбережения ядер. У них просто не будет возможности находится в любом состоянии кроме с0. Кроме как посмотреть как это выглядит и одним действием сразу проверить вызвана ли проблема планом питания или с-state это исключительно вредное действие. powercfg -attributes SUB_PROCESSOR IDLEDISABLE -ATTRIB_HIDE и можно прямо на лету побаловаться в плане питания. ну или через https://forums.guru3d.com/threads/windo ... ty.416058/
Добавлено спустя 12 минут 11 секунд: И это к слову единственный способ "отключить" C1. То что в биосе его никогда и нигде не отключит. У Intel есть отключение C1E, но это не то.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Agiliter писал(а):
Это ломает все алгоритмы сбережения, выбора оптимальных ядер и прочее. Без разницы, что в биос стоит, в операционной системе не будет задачи бездействия системы.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.01.2015 Откуда: --- Фото: 0
kiberman писал(а):
На Амд AM4, в Agesa 1.2.0.6 - 1.2.0.8 и более ранних, цпу с 2ССD были серьёзные баги с таймером, при выходе из сна возникал: clocksource tsc unstable
Не знаю как там на камнях с 2CCD и гибернацией. Но на моем камне с AGESA 1.2.0.A. таймер сломан к херам. Warzone не возможно играть, все лагает, но как только отрубаешь таймер сразу все отлично Я хотел шить на 1.2.0.E. но как только подумаю, что надо будет все заново настраивать, тестить. Такая зеленая тоска нападает И сразу мысль "Да пошло оно все нахер! Работает же сейчас? Че надо еще тебе?"
Добавлено спустя 12 минут 27 секунд: Не надо смотреть на PageFault. Не нужен вам этот показатель. И переводить так не надо... Если очень хочется попробовать изучить вопрос и ничего не понять, то гуглите: "страничная память".
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 17.02.2019 Фото: 0
Agiliter да просто странно что их насчитывает тысячами при активном каком нибудь процессе и указан защитник. Мне вот этот момент интересен, влияет ли он как-то на это или нет..
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.05.2021 Откуда: Big Shell Фото: 2
mouz писал(а):
Latencymon IDLE.png
круто конечно, сам бы хотел так. Только практической пользы не вижу, в нагрузке в играх что ? Если так как у всех, <1c, то это зачем напрягаться ?
_________________ Asus h510m | 10400F | 2666cl13 | 6700XT RD | Be quiet SP 600 | Samsung 980 Pro 512 | FHD&240Hz Who are the Patriots ? La-li-lu-le-lo !
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.05.2021 Откуда: Big Shell Фото: 2
ManOfSteel писал(а):
Как у вас получилось сделать такие низкие показатели ??
тоже самое что подойти к качку в гиме, и спросить откуда мускулы.
_________________ Asus h510m | 10400F | 2666cl13 | 6700XT RD | Be quiet SP 600 | Samsung 980 Pro 512 | FHD&240Hz Who are the Patriots ? La-li-lu-le-lo !
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.05.2021 Откуда: Big Shell Фото: 2
и вот такие у нас в футбол играют (с)
_________________ Asus h510m | 10400F | 2666cl13 | 6700XT RD | Be quiet SP 600 | Samsung 980 Pro 512 | FHD&240Hz Who are the Patriots ? La-li-lu-le-lo !
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.10.2020 Откуда: град Тушино Фото: 3
Амигос, прошу прощения что без скринов, но я для начала, хочу задать "базовый" (для себя) вопрос. Случилось "горе от ума" (чужого). Человек выложил скрин из latencymon с высокой задержкой драйвера Nvidia и просьбой к народу проверить у себя. Ему выложили пара человек скрины где всё ок. Ну тут хз, это форум, так что 2 чела что-то выложили, а 10 у которых не "ок" не выложили. "Горе" в том, что я про эту утилиту не знал ну и решил посмотреть что и как. Увидел эту самую задержку драйвера Nvidia. Причем я не могу понять на что это влияет. Звук везде идёт ровно, игры (Экспедиция 33, Rest of the wicked, Doom) идут без лагов (кроме Tainted grail, но он сам по себе тот ещё лагодром). Все бенчи и стресс-тесты проходятся на ура. Винда стоит "свежая" из оригинального образа. Есть, правда, "сомнительная" железка - старая креативовская карта, которую всё собираюсь поменять. В данной теме я "не Копенгаген". Стоит ли забивать себе голову и искать решение, или практика показывает что "так бывает и лечить только нервы трепать"?
_________________ «Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» Нильс Бор.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.05.2021 Откуда: Big Shell Фото: 2
ChugBur писал(а):
Увидел эту самую задержку драйвера Nvidia
покажи и нам. Я считаю что если задержка ниже 1000мс (когда сами проги мониторинга не ругаются), то можно и не дергаться. Если только из спортивного интереса. Да и все эти замеры относительны по времени. Можно как советуют в шапке, снимать показания
Лангольер писал(а):
в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке,
а можно смотреть реалтайм в обычном повседневе. Итоги будут разные.
_________________ Asus h510m | 10400F | 2666cl13 | 6700XT RD | Be quiet SP 600 | Samsung 980 Pro 512 | FHD&240Hz Who are the Patriots ? La-li-lu-le-lo !
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 17.05.2021 Откуда: Big Shell Фото: 2
ChugBur ээ, ну я бы напрягся, хотя бы потому что прога алярмы бьет. На нвдии у меня такого не было. Плюс в том что проблема локализована, есть куда копать сразу. Я бы начал с переустановки дров начисто и проверки в стоке.
_________________ Asus h510m | 10400F | 2666cl13 | 6700XT RD | Be quiet SP 600 | Samsung 980 Pro 512 | FHD&240Hz Who are the Patriots ? La-li-lu-le-lo !
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.10.2020 Откуда: град Тушино Фото: 3
WhiteRatify писал(а):
Я бы начал с переустановки дров начисто и проверки в стоке.
Да дрова я переустанавливал... можно конечно попробовать всё посносить и начать с одного NVidia... Я правильно понимаю - проблема софтверная? И по прежнему не понимаю почему это не проявляется как-то физически... И еще - в шапке (и не только) указана утилита DPC Latency Checker. Вот она говорит что её ничего не напрягает.
_________________ «Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» Нильс Бор.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 22.12.2005 Откуда: Киров
ChugBur писал(а):
Причем я не могу понять на что это влияет. Звук везде идёт ровно, игры (Экспедиция 33, Rest of the wicked, Doom) идут без лагов (кроме Tainted grail, но он сам по себе тот ещё лагодром). Все бенчи и стресс-тесты проходятся на ура
Вам ничего делать не нужно если у вас все ок и все устраивает, тем более вы не понимаете что это и зачем это вам... И если что измерения идут микросекундах (µs), а в одной секунде 1 000 000 микросекунд (µs), а 4000 микросекунд (µs) у вас на скринах (хотя вы не указали при каких условиях вы их делали) равны 0,004 секундам....
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.10.2020 Откуда: град Тушино Фото: 3
eLfiK писал(а):
хотя вы не указали при каких условиях вы их делали
Просто запускал монитор. Данный пик показаний появлялся в момент запуска, например Комбустера. Но иногда (не всегда) браузера. Ещё вывел для себя, что при отключенном Рейзер Синнапс на браузер уже перестаёт реагировать.
eLfiK писал(а):
И если что измерения идут микросекундах
Этот дзэн я уже познал, но всё равно спасибо за пояснения. Да и вообще сказал себе "Отступись" и забил. Всем спасибо за участие, амигос
_________________ «Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой специальности» Нильс Бор.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения