Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.01.2009 Откуда: Екатеринбург
Alex TOPMAN писал(а):
повороты стрелками на клаве давали более плавный видеоряд, чем вращения мышкой
Отметил интересный момент: при игре с геймпадом, инпут-лаг при подключении к портам usb 3.0 намного выше, чем при подключении к разъемам (или в режиме совместимости) 2.0.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.02.2008 Фото: 0
При дефолтных настройках биоса ещё одну зависимость падения нагрузки на GPU нашел. Это частота System Agent. выставление 1000Mhz даёт сильное падение нагрузки на GPU в следствии чего FPS проседает до 20(в некоторых сценах например в GTA5) а при частоте 800Mhz этой проблемы нет.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 22.12.2005 Откуда: Киров
leetSmithy писал(а):
Отметил интересный момент: при игре с геймпадом, инпут-лаг при подключении к портам usb 3.0 намного выше, чем при подключении к разъемам (или в режиме совместимости) 2.0.
Еще бы т.к. повышение пропускной способности на одной и той же архитектуре требует больше буферизации и задержек, поэтому USB 3.0 будет хуже для мыши и геймпада.
Секция А3: Intel MEI v11.6.0.1050 for Corporate systems
Ссылка ведёт на портал Station drivers, сам файл драйвера в архиве 11.6.0.1042. С официального сайта Msi там сборка 11.6.0.1036, а в архиве файл 11.6.0.1032.
kiberman Спасибище вам огромное!) Долго я бы искал intel Me driver)) Есть вопросик один, на сайте МСИ и Интел есть утилиты которые сами обновляют драйвера ( MSI Live Update и Intel Driver Update Utility) стоит ли их вообще использовать? Потому что проверял обеими программами наличие обновлений и ни одна из них не показывала что есть доступные обновления. До момента пока вы мне не скинули ссылки на новые драйвера, думал что все обновлено раз программы не находили апдейты.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2011 Фото: 1
Зачем качать дрова на чипсет и ме? Они все есть в 10 ке уже, чем меньше дров , тем меньше лагов, 10ка уже давно сама все что нужно ставит, даже в теме этой и в гайде это описано, максимум дрова на звук и видеокарту, остальное все подтянет винда сама.
И да про старые чипсеты это из пальца как и латенси игру же не фризит с системой вместе как было на ранних релзах 10-ки. А инпут лаг он от монитора выше чем тут на графиках просадки.
У меня на z77 такого не было с 1070 и близко , хотя латенси мон там постоянно в бешеных джиттерах был....решилось фиксом от нвидии , но по сути это проблема красной тряпки , в реальной нагрузке всегда все идеально было.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
xBeast писал(а):
мне стоит что то ковырять?
Не думаю за 5 минут мониторинга могли быть скачки от чего угодно-обслуживание пошло,активность диска или сети,в целом ничего криминального. Если у вас такое при 3д тесте в окне,это не нормально. Учитывайте альт-таб если вы меряли в свёрнутом режиме-тогда не репрезантивно.
lookedme писал(а):
Спасибище вам огромное!) Долго я бы искал intel Me driver)) Есть вопросик один, на сайте МСИ и Интел есть утилиты которые сами обновляют драйвера ( MSI Live Update и Intel Driver Update Utility) стоит ли их вообще использовать? Потому что проверял обеими программами наличие обновлений и ни одна из них не показывала что есть доступные обновления.
Пожалуйста, системные драйвера не часто обновляются-и смысл использовать утилиты которые обновять через 3-6 месяцев один раз-смысла никакого. У официалов вы вручную найдёте свежий вариант или на портале Station drivers. Самое свежее.
aivill писал(а):
Зачем качать дрова на чипсет и ме? Они все есть в 10 ке уже, чем меньше дров , тем меньше лагов, 10ка уже давно сама все что нужно ставит, даже в теме этой и в гайде это описано, максимум дрова на звук и видеокарту, остальное все подтянет винда сама.
Для "старых" z87-97, новых изменений в inf нету,но я по старинке-ставлю всё свежее на машину,как результат -у меня нет нигде проблем,как минимум если они возникают-вопрос к железу и драйверам не стоит. Это правило "хорошего тона" в технической сфере.
Что касается новых чипсетов z170-250-270, там крайне желательно использования последний версий-всё написано в релиз нотс,10-ка с каждым новым билдом делает правки в ядре,меняет системные драйвера pci. Для корректной работы-должен быть актуальный inf.
"чем меньше дров , тем меньше лагов"- это странное заявление, меньше "фарша" и включённых контроллёров на материнке- как следствие меньше драйверов и дополнительных проблем-да,но все основные должны стоять-это как отче наш для Пк. Лучшие результаты по dpc как раз дают бюджетные модели Мп с минимум оборудования. Тут соглашусь.
kiberman, поставил с нуля винду как вы и говорили, драйвера и скачал гта5. Микро-фризов вроде бы нету, но время кадра так и пляшет дальше. Хотелось чтобы ещё кто-то выложил такой скрин для сравнения побегав предварительно ~5-10 минут в гта5 , вдруг это бюрнер неправильно показывает?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
lookedme писал(а):
поставил с нуля винду как вы и говорили, драйвера и скачал гта5. Микро-фризов вроде бы нету, но время кадра так и пляшет дальше. Хотелось чтобы ещё кто-то выложил такой скрин для сравнения побегав предварительно ~5-10 минут в гта5 , вдруг это бюрнер неправильно показывает?
Время кадра и будет "плясать" -потому-что "пляшет" фпс - эти величины не разрывны-как вы видите на графике , причины скачет частота гпу/цпу и их загрузка.
Не "заморачивайтесь" и не ищите себе "проблем",если фризы ушли. Можно обеспечить более ровный фремрейт фиксированной частотой на цпу-запуская приложение с профилем электропитания высокая производительность,так-же отключив c-state режимы энергосбережения на цпу в биосе и добавив ключ ядра Ос в загрузчик командной bcdedit /set disabledynamictick yes
И профилировав гта5 в панели видеодрайвера-выбрав для экзешника игры- режим питания- максимальной 3д производительности
По аналогии с ведьмаком:
Выбираете гта, и меняйте режим электропитания,в глобальном профиле можно оставить оптимальный режим.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
lookedme писал(а):
EIST
Пожалуйста,для этого сообщество, форум и нужен.
Нет eist -оставьте,для сброса частоты и напряжения в простое -тем более у вас нет разгона-зачем "кочегарить" процессор в Ос. с-state- режимы энергосбережения ядер и анкор компонентов в простое. Мануал глянул к вашей материнской плате, но там ничего полезного-настройки не описываются.
Подготовьте флэшку с fat32, и подключив её. В биосе сделайте мне скриншоты экрана всех настроек-клавиша обычно F12, потом в личку ссылку на архив я посмотрю завтра ближе к вечеру и опишу полезные для вас параметры.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2006 Откуда: мск Фото: 5
kiberman писал(а):
режимы энергосбережения
вот прям счас воткнул комп через ваттметр. Вернее UPS+комп. до этого смотрел только с С1 но без всего остального и без EIST В броузере (опера) было 117Вт, на рабстоле 110Вт без C1 122Вт и 122Вт соответственно... Если включить все энергосберегайки то получается 95-96Вт
Разница довольно приличная - 26Вт, это при средней работе компа 16часов и средней цене 5р за квт/ч получим аж 62 рубля в месяц.
пойду поиграю со всеми включенными сберегайками вдруг разницы не будет
поиграл. хреново... ватность... конечно может это пласебо, но лучше отключить и не мучиться мнительностью
_________________ ✅ РЕМОНТ мышек! ✅ качественно и с гарантией ✅
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
iG0Lka писал(а):
поиграл. хреново... ватность... конечно может это пласебо, но лучше отключить и не мучиться мнительностью
Если бы дело только в играх,там весь Пк при множестве задачах - "вата" ощущается,SSD "тупее" и медленее, рефреш папок и т.д - да-же на хороших конфигах разница заметна. В любом случае спасибо за результаты. Для профильной ветки -полезно.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 05.01.2006 Откуда: мск Фото: 5
я убрал все сберегайки, а также запретил авто на подгонку напряжения проца (не помню как там это точно звучит), уменьшил разгон проца на 400мгц. (было 4400, стало 4000). потребление в раб столе и в броузере стало 118Вт. В игре все было четко.
ну и вот графики:
алинклюзив
Вложение:
allON.JPG [ 346.87 КБ | Просмотров: 2784 ]
все выключено
Вложение:
allOff.JPG [ 347.82 КБ | Просмотров: 2784 ]
_________________ ✅ РЕМОНТ мышек! ✅ качественно и с гарантией ✅
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения