Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2016
SINgle84, скорее не паскаль виноват, а старая материнская плата) Тут Интел на 9-серию чипсетов забили давно. А на Z68 уж подавно А скоро очередной новый сокет и i7-8700K Хотя, на примере Z77 я не вижу где тут связь с видеокартой вообще. PCI-E линии идут напрямую в ПРОЦ. Возможно в нём дело... #77
_________________ синтетические соли помогают нам при боли 😈
Оказывается, у меня тоже что-то не так... #77 2й раз уже записывал видео, во время скачка DPC каких-либо фриза не было #77 Еще обратил внимание, при алт+таб драйвер nvidia зашкаливает за 1400, но это именно в момент алтаба из фулскрин приложения. И как тут измерять, графиком можно сделать? Иначе ложное значение во время ALT+TAB он показывает.
_________________ Солдатушки-ребятушки, нашему царю показали фигу. Умрём все до последнего!
Да этот дпц вообще не понятная вещь, когда играешь в игру видео драйвер всегда с высоким латенси отображается, но никаких фризов, кряков звука и прочего нет, и никогда не было лично у меня
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2016
kiberman писал(а):
Монитор нужен для выявления проблем в простое-кривой драйвер,не работает энергосбережение,есть ли аномальные скачки-что-то с оборудованием. Если всё выключено, разгон,профили питания в Ос-(фиксация частот оборудования), то там и будет около плинтуса..
_________________ синтетические соли помогают нам при боли 😈
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.02.2008 Откуда: Калининград Фото: 99
Альт-таб из фулскрина это всегда фриз, вы его даже видите невооруженным глазом. Так что скачок DPC в момент альт-таба это естественно. Плохо если у вас при обычной фоновой нагрузке сильные скачки и высокий средний уровень (больше 200пс)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 11.01.2009 Откуда: Екатеринбург
Странное дело: каждое третье приложение дергается при стабильном фреймрейте, однако переключением в полноэкранный режим "без рамки" этот эффект обычно нивелируется. Щелчков, проблем со звуком или зависаний нет вообще. Да и показатели latmon'а более-менее в норме. У кого наблюдается подобный условно-положительный эффект от borderless-режима и почему Pascal столь недружелюбен к полноэкранному режиму? Спасибо
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.02.2008 Откуда: Калининград Фото: 99
Почему вы паскаль вините? Я вообще никогда не использовал никакие оконные режимы для игр, т.к. играю соревновательно а любые оконные режимы - это vsync, а значит дополнительный инпут-лаг. Только полноэкранный режим. Проблем с плавностью ровно ноль. И на P67 + win7, и на Z270 + win10.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 22.12.2005 Откуда: Киров
Кстати на заметку, я думаю это пригодится всем обладателям звуковых карт от Asus. Я надеюсь вы не пользуйтесь старыми дровами от асус которые забили на поддержку 4 года назад. Я использую Uni драйверы отсюда: http://maxedtech.com/asus-xonar-unified-drivers/ . Дак вот, при их установке можно выбрать вариант дров: "Low DPC latency" который обеспечивает низкую задержку DPC и минимальные помехи в системе и воспроизведении звука.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.02.2008 Откуда: Калининград Фото: 99
В реале что беспокоит? Без анамнеза диагноз не поставить. За эти 32 минуты, что у вас на скрине, вы с компом что делали? Любые ресурсоемкие приложения, игры и т.п. - генерят задержки. Естественно что мониторинг покажет "проблемы". Мерять только в простое нужно.
Судя по второму скрину, стоит отключить Legacy mode для USB и вообще поотключать USB устройства которые не нужны. Вот что у вас за c-media audio? У вас судя по спецификациям материнки, встроенный звук Realtek. Это какая-то USB звуковая карта (гарнитура)? В эту сторону стоит копнуть.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.02.2008 Откуда: Калининград Фото: 99
Дрова звуковой другие пробуйте, вроде есть для Асуса какие-то драйвера с low DPC latency, погуглите по этому вопросу или в ветку звуковых Асус сходите. У меня pci-e Creative и с ней нет проблем. Тут видно что аудиодрайвер генерит много прерываний, очень много. Что-то с ним, вероятно, не так. Но возможно, что пациенту не поможет замена драйвера - PCI устаревший интерфейс. Пробуйте ещё PCI latency timer/clock. Конечно в биосе, как и USB legacy.
Добавлено спустя 4 минуты 11 секунд: Очень много прерываний сгенерил драйвер usbport.sys - что за USB устройства подключены? Отключайте всю периферию кроме самой необходимой (мышь. Клавиатуру обычно можно подключить к PS/2 через простой переходник), не задействуйте usb порты дополнительных контроллеров матплаты (только чипсетные использовать), обновить драйвера чипсетного USB контроллера.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.02.2008 Откуда: Калининград Фото: 99
1. PCI latency clock может совсем не быть. Драйвера для звуковой ищите. 2. Веб камеру отключить. Мышь подключить в порт USB 2.0, не в 3.0. 3. http://bfy.tw/BRA3
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения