Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 квант 18:6 = Оптимальный вариант При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера [spoiler=] [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.[/spoiler]
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
MagicHero писал(а):
все перечитал и ничего не было конкрент сказано. НО зато какие громкие заявления
Какие данные вас интересуют? Как настроить на минималку? есть Гайд на гуру3д,мне лень расписывать тут целая простыня будет. Могу в личку гайд набросать -пишите.
Добавлено спустя 1 минуту 28 секунд:
Olegdjus писал(а):
продолжай свой троллинг
да не троллит - раздосадован работой сли и ищет решение.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
kiberman писал(а):
да не троллит - раздосадован работой сли и ищет решение.
У меня sli-я пока проблемы не нашел, играл себе и играл, тестил. Количество игр, запущенных на 2 way sli gtx1070, могу назвать внушительным. И ничего. А Alzov изначально рассказывал как крут слай и как он ТХР рвет, как паскаль крут, теперь у него весь паскаль фризит, причем дело не в sli, ибо он перетестил 1060, 1070 и 1080, и все жутко фризят. Сейчас на одиночных картах, как оказывается
Alzov писал(а):
Значит проблема в СЛИ, на одиночной карте более менее!
Ранее(мне лень искать с телефона) найдете сообщение, что дело 100% не в sli.
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 29
Olegdjus Вообщем я так понимаю проблема в основном на СЛИ связках и материнских платах ASUS где в биосе нельзя отключить HPET и он по умолчанию включен. На других мат платах и одиночных картах проблемы нет. Для чистоты эксперимента прошу запустить всех программу WinTimerTester_1.1 и сказать сколько у них мегагерц стоит таймер. на асусе где HPET не отключается или 24мгц или 3.4 Вот ссылка на программу. http://rgho.st/8PwpxXBRG Пишите результат и вашу материнскую плату.
Добавлено спустя 56 секунд: Olegdjus Ну это нормально, что человек тестирует сотни вариантов, и вначале думает, что дело не в СЛИ, а потом убеждается в обратном и так и пишет? или я должен был на своем стоять до конца? и говорить что все супер и дело не в сли? ПОменять свое мнение после кропотливой работы это нормально
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Azlov На оверклокерс люди наши заметно подкованее в массе тут 99%,там просят разрабы логи прислать и тишина. А вопли это не факты. Фикс на паскалях касался работы оптимального режима,и высокого dpc на мониторах с высокой частотой обновления и проблему на интерфейсах.
Olegdjus писал(а):
ибо он перетестил 1060, 1070 и 1080, и все жутко фризят. Сейчас на одиночных картах, как оказывается
Уже не раз говорилось что на слай надо хорошие цпу котлы ставить,задержка -отражение работы цпу и платформы,и если где-то застряло-это где то узко- или не настроенно энергосбережение. Такое постоянно.
Поиск фризов не с монитора задержек начинается,это вспомогательный инструмент для настройки и диагностики.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 29
Так же на данный момент использую программу TimerResolution, которая даже в SLI снижает задержку и убирает фризы!!! прошу занести ссылку на эту программу в FAQ по ветке паскалей, можно написать, что у тех у кого дергается\фризит картинка можно попробовать программу, запускать в фоне перед игрой, ставить таймер 0.5 мс!! Те ребята кто мне в личку сейчас пишет! всем ответить не могу! попробуйте вот эту программу. http://rgho.st/7bzwgY6PP Запускаете до запуска игры ставите кнопку максимум 0.5мс и начинаете играть. драйвера на макс производительность, энергосбережения процессора итд выключить. левые устройства в биосе выключить, всякие USB 3.1 если они не нужны. после этого прошу отписаться в этой теме!! так же прошу запустить програму wintimer по ссылке выше и написать какой у вас таймер стоит
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 29
kiberman дело не в процессоре. в СЛИ режим вывода картинки меняется. вот сейчас отключил сли, нажимаешь альтаб, мгновенно переключается из игры на раб стол. а с включенным сли при альтабе 2-3 секунды черный экран, как если разное разреение выставить в игре и на рабочем столе. но оно одинаковое.какие-то баги сли
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 29
kiberman у меня аппаратно HPET не выключается вот нашел в инете. TSC+LAPICs Low performance (slow timers + syncing) = 2.76MHz LAPICs low performance (slow timer - no syncing) = 3.5Mhz TSC+HPET medium performance (slow and fast timer + syncing) = 3.8Mhz HPET high performance (fast timer - no syncing) = 14.3MHz а если включить в винде командной HPET у меня показывает 24MHZ но в играх в сли ФПС падает и лаги начинаются еще сильнее
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Дает возможность задействовать высокоточный таймер HPET (High Precision Event Timer) вместо стандартных часов реального времени. Основное преимущество от этого получают мультимедийные приложения и программы, обрабатывающие поступающие данные в реальном времени. Программная поддержка этого таймера появилсь в Windows Vista, более раннние версии Windows не способны корректно работать с данным устройством. Так что, если у вас установлена Windows Vista, есть смысл включить эту опцию (Enabled), во всех остальных случаях она должна быть выключена (Disabled).
в общем данную фичу отключать со времен вин виста не рекомендуется, наоборот должна быть задействована.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Alzov писал(а):
сли при альтабе 2-3 секунды черный экран, как если разное разреение выставить в игре и на рабочем столе. но оно одинаковое.какие-то баги сли
Если вы это понимаете почему ищете задержку,она при таком поведении-будет.
Hpet у вас да-же если его явно нет или включен в биосе,под 10-кой на интел платформе там будет Tsc или его разновидность-ядро ос само знает что лучше выставить. Сейчас не 95ый год.
В 10 ке друзья,не рекомендую вам трогать таймеры-ось сделает это лучше чем мы.
Alzov прокликал остальные тесты, там все нормально. Можно скинуть на косяк рендера, а можно и на проблему с всинком (который отключен), потому что в пике фризов там аж картинка рвется.
#77
_________________ R7 57X3D x MSI B450-A Pro Max x 5070 Ti TUF x Kingston Fury Renegade 2x16 x Fuma 2 x YS1000w Odyssey G7 x G305 x Qck x Corsair K30
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Alzov писал(а):
useplatformclock удалил. хочу проверить режим TSC+HPET в котором 3.8мгц. уменя сейчас 3.4мгц LAPICs
Вы не поставите зависит от цпу и платформы,тем более если вы говорите что Hpet у вас в биосе включен,была бы схема 3.8 - выбирает ядро оптимально возможностям цпу,+платформа.
Опции же нет в биосе?. Если уж хочется расковырять. Купите программатор для страховки, возьмите дамп биоса со своей платы и попробуйте разлочить скрытые настройки. Есть софт и утилиты. У меня у самого есть такое желание,но пока программатора нет под рукой.
Сейчас этот форум просматривают: fantomddd, Guzz и гости: 5
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения