Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Отсюда вывод :А нах нужен посторонний софт в виде АБ(ну эт на любителя конечно )
1)Получается, что по LatencyMon, разницы то и нет(MSI AB, не MSI AB), а по Latency Checker не пойми что рисуется в пределах 1000, разве нет? 2)Соотв, если DPC Latency Checker выдаёт на постоянку(для win 10): что +-50(избранные системы), что +-500, да даже +-1000(cкрин ниже) - в реальности, это те же +-50 по LatencyMon. 3) Так чем же чекать на реальность win 10:)?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Profy13 писал(а):
как включить первый пункт принудительно
Никак, Тип таймера определяется-флагом цпу,платформой. На интелах-это инвариантный Тск,в современных реалиях использование Hpet- не актуально. Ядро виндовс учитывая железо выбирает наилучшее. Опцию в биосе оставляют для дебага и тестирования различного оборудования. Можно с ней получить завышенные результаты в 3дмарк,но это кукуруза. и эти данные не принимаются в качестве репрезантивных.
Если вас интересует только минимальный инпут лаг любой ценой,то тут можно попробовать ключи загрузчика:
Или просто отфорсить минимальное разрешение таймера,выключив все энергосберегающие+ динамический тикрейт выключить. Лично я от такой схемы отказался.
Добавлено спустя 15 минут 10 секунд:
BOBKOC писал(а):
3) Так чем же чекать на реальность win 10:)?
Сам разработчик говорил что http://www.thesycon.de/eng/latency_check.shtml Dpc latency checker всё что выше win7 меряет не правильно. Для 10-ки есть Latency Mon. Результаты можно получить минимальные и в dpc в win10-но это лишь отражает разрешение таймера. Фиксацию режимов оборудования.
То-же самое справедливо к методике измерения в win 10. Не меряется практически полезные значения задержек в играх,или при разгоне оборудования-фиксированные частоты и множители-в этом случае там всегда будут значения около плинтуса-минимальные.
Инструмент использовать имеет смысл - холостой ход системы без фоновых задач,с минимумом вам необходимых энергосберегающих технологий- тогда можно выявить проблему-кривой драйвер, не работает энергосбережение,не исправное железо.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
iG0Lka писал(а):
видимо при определенных условиях. Если устранить то что мешает неправильно мерять то будет как у нас с fazometr
Инструмент не для "пиписькомерства".
Личное дело каждого форсить таймер и выкручивать все "энергосберегайки" в ноль-если нужен инпут лаг любой ценой. Для себя практического смысла не вижу- эту схему себе я зарубил на корню. Так как для определения реальных проблем в системе-он не подходит- 20-30 микросекунд текущая и красивые графики- мне ниочем не говорят-а только то что я выключил или оборудование "кочегарится".
А с точки зрения Служб Ос и софта, да и простого рационализма не "кипятить" систему просто так на рабочем столе/разгон его- то-же дилемма.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 16.01.2008 Откуда: модеры ПИДАРАСЫ Фото: 1
eLfiK писал(а):
Кстати на счет звуковухи от асуса я использую Uni драйверы отсюда: http://maxedtech.com/asus-xonar-unified-drivers/ т.к. при их установке можно выбрать вариант дров: "Low DPC latency" который обеспечивает низкую задержку DPC и минимальные помехи в системе и воспроизведении звука.
И достигнуто это тем, что убили панель настройки в автозагрузке и прибили HsMgr. Тоже на Asus Essence STX переделал и накатил дрова от Asus Essence STX II и сделал Low DPC latency
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 22.12.2005 Откуда: Киров
DeniZZka писал(а):
И достигнуто это тем, что убили панель настройки в автозагрузке
Ну и правильно зачем она нужна когда из за нее задержки выше. Я юзаю XonarSwitch т.к. наушники подключены к звуковой напрямую, а колонки к передней панели. Забиндил в XonarSwitch переключение на горячие клавиши и стало удобно, что кстати обычная панель делать не умеет.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 16.01.2008 Откуда: модеры ПИДАРАСЫ Фото: 1
eLfiK писал(а):
Ну и правильно зачем она нужна когда из за нее задержки выше.
Всё это субъективно и на слух имхо вряд ли определяется.
Цитата:
Я юзаю XonarSwitch т.к. наушники подключены к звуковой напрямую, а колонки к передней панели. Забиндил в XonarSwitch переключение на горячие клавиши и стало удобно, что кстати обычная панель делать не умеет.
Xonar-Switch классная тулза, но смущает одно, она зачем то, лезет в инет при запуске Вот бы кто нить такую же панельку написал для видео драйвера, было бы просо ахренительно .. эх мечты
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
kiberman писал(а):
https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=14463979#p14463979 У "Иглы" там С-уровни в биосе вырублены если вобще не всё -отсюда эти красивые цифры).
Итого, получается, что у него выставлен (должен быть по тому посту) и опрашивается только низкочастотный (и он же самый отзывчивый, т.е. с самой низкой задержкой опроса) аппаратный LAPICs (который на 3,5 МГц) без синхронизации и без динамических тиков (что логично для низкочастотного таймера). По сути - идеальный вариант для однопоточки. А теперь, внимание! "Иглу", как, наверняка, и всех других игроков в шутаны лимитирует в боях именно канал приёма, передачи и регистрации инпутов (конкретно: рука => мышь => драйвер мыши => игровой движок), а не число фпс на экране, их микрофризы или их отсутствие и всё т.п. А обработка мыши - это однопоток. Этому процессу 2+ ядер и не сдались никуда и никогда так и не понадобятся. Вывод: наименьший инпут лаг на однопотоке, высокие приоритеты и частоты контроллеров ввода, а также процессов их обработки - вот он, главный залог успеха в сетевых баталиях и комфортной игры, как таковой. Имхо, конечно же. Можете поспорить.
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 10
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения