Все прерывания делятся по следующим приоритетам: 1 место - работает на уровне кольцо -2 прерывания SMI (system management interrupt — прерывание системного управления), которое возникает: -по сигналу от чипсета или периферии на материнской плате -программный SMI, посланный системным ПО через порт ввода-вывода -запись по адресу ввода-вывода, для которого микропрограммно установлена необходимость активации SMM. 2 место - гипервизор, который работает в кольце -1 3 место - ядро операционной системы - работает в кольце 0 4 место - пользовательский уровень - работает в кольце 3
Позднее дополню каждый раздел. Все проблемы у нас связаны с тем, что windows относится к операционным системам с вытесняющей многозадачностью. Вытесняющая многозадачность требует обработки системного прерывания от аппаратного таймера. По истечении кванта времени, отведённого процессу, происходит прерывание и вызывается планировщик процессов. Частота вызова планировщика критична: слишком частый его вызов будет расходовать процессорное время впустую. Единственное, что мы можем изменить - это увеличить время кванта и поменять соотношение квантов времени на активную задачу и задачи в фоне, за это отвечает параметр в реестре Win32PrioritySeparation По умолчанию 0х26 кванты 18:6 = Оптимальный вариант. https://github.com/keoy7am/Win32PrioritySeparationTool При этом само время кванта зависит от системного таймера. При системном таймера 15.625 мс оно будет больше, чем при 1.0 мс. Высчитывается время системного таймера * тики. 1 тик= 3 кванта Для системного таймера 0.5 мс фону тогда буде даваться 0.5мс*6/3 = 1мс из каждых 4 мс. При 1 мс - 2мс из каждых 8мс. При 2 мс - 4мс из каждых 16мс. Для борьбы с фризами оптимально выставить системный таймер 0.5мс.
SMI-прерывания зависят от BIOS/UEFI и оборудования. Отключаем все лишнее, отключаем энергосохранение, скорость вентиляторов фиксируем, это все, что мы можем сделать. В нашем плане энергосохранения выбрать оценка для поднятия частоты вместо 15 мс максимум 5000 мс. Есть программа Intel SMI Latency Checker Для гипервизора - отключаем поддержку виртуальных машин в биосе.
Про прерывания на уровне ядра и пользователя в windows.
В Windows применяется: - для x86 - 32 уровня IRQL от 0 до 31 (в скобках указано числовое значение): High (31) Power fail (30) IPI (29) Clock (28) Profile (27) Диапазон аппаратных прерываний, называемых Devices IRQL, или DIRQL (от 26 до 3) или ISR DPC/DISPATCH (2) APC (1) PASSIVE (0) Это означает, например, что планировщик (работающий на уровне DPC/DISPATCH) может быть прерван аппаратными прерываниями, межпроцессорными прерываниями (IPI) и т. д., но не может быть прерван асинхронными процедурами (APC) и обычными потоками, работающими на уровне PASSIVE. Межпроцессорные прерывания IPI могут быть прерваны сбоем электропитания (прерывание на уровне Power fail), но не могут быть прерваны обычными аппаратными прерываниями от устройств и т. д. - для х64 16 уровней IRQL (от 0 до 15) High/Profile (15) Interprocessor interrupt/Power (14) Clock (13) Synch (12) Device n (11) ......... Device 1 (3) Dispatch/DPC (2) APC (1) Passive/Low (0)
При этом: hardware interrupts 3-15 (3-31) software interrupts 1-2 (1-2) normal thread execution 0 (0)
Наш пользовательский процесс может иметь следующие приоритеты: Idle - 4 Below Normal - 6 Normal -8 Above Normal -10 High -13 Real-Time -24 Внутри процесса мы можем задать приоритет для его потоков: Idle дает итоговый приоритет процесса с потоком 1, кроме real-time, там он его просто снизит до фиксированной 16 Lowest -2 Below Normal -1 Normal 0 Above Normal +1 Highest +2 Time Critical +7
Итоговый приоритет потока - это сумма приоритетов процесса и потока. 31 - максимум Real-Time - от 16 до 31. При этом даже максимальный 31 приоритет не лает нам возможности подняться выше уровня Passive/Low(0), поэтому любое прерывание на нашем ядре прервет нашу программу.
Борьба с прерываниями. Бороться надо двумя путями. Первый путь - уменьшить само количество прерываний=их частоту. Частота прерываний за 1 секунду до 10000 считается еще неплохой. Второй путь - уменьшить длительность прерываний. Есть еще третий путь - освободить от прерываний нужные нам ядра.
Первое и самое главное. Установка максимально облегченной и очищенной системы. Если хватит windows 10, то лучше ставить ее. 23H2 лучше, чем 24Н2. Отключить динамический таймер. Поднять, а не снизить время для системного таймера до 15,625 мс! Если снизим до 0.5 мс, то увеличим количество прерываний. Но тут вступает в действие многозадачность винды. 1/4 времени отдается фоновым процессам. Минимум - это 6 тиков=2 кванта Полностью вырубить все фоновые процессы на винде мы не сможем. Для 120 кадров нам нужно иметь перерыв не больше 1/120=8.(3) мс. Поэтому подходит время для системного таймера только 0.5 мс /1 мс и условно 2 мс , так как 2 мс*2=4 мс. Внести в реестр для глобальной настройки системного таймера (работает только для win 11) [HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\kernel] "GlobalTimerResolutionRequests"=dword:00000001"
Отключить VSYNC. Включить тройную буферизацию если процессор успевает рендерить, то компенсирует воемя двух кадров: 2*1000 мс / частоту кадров в Гц Краткий список исследований по психофизиологии: Watson (1986): Задержки <5 мс незаметны. Kelly (1979): Порог фликера <2 мс. Burr & Ross (1982): 10% кадра = 100мс/частоту кадров (при движении). Clayton (2018): 1–2% кадров= 1000мс*процент пропуска кадров (10–20 мс/с) незаметно. Carrasco (2011): <5–10 мс при внимании. Hoffman et al. (2017): <3 мс с размытием. Swafford et al. (2016): <4 мс, 2% (20 мс) при редких фризах (реже 1 раза в секунду). Digital Foundry (2025): 0.125 фриза/с=0.125*1000мс/частоту кадров Гц) заметно при частых повторениях.
Для 120 Гц: 1982-0.833мс 2025-1.042мс
Снизить частоту опроса мыши до 125Гц.
Главные правила для таймеров: Таймеры используются для времени (QPC) и для системных прерываний=тиков.
useplatformclock disables TSC and uses the platform source clock instead (HPET or PMT). PMT is used when HPET is disabled in BIOS. useplatformtick disables TSC tick and uses the platform source tick instead (RTC). Does disabledynamictick work when useplatformtick is used? No, it does not do anything since RTC is not a dynamic tick counter.
При этом возможны разные комбинации таймеров.
TSC + TSC without desync: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /deletevalue useplatformtick (make sure HPET is enabled in BIOS) TSC + RTC: bcdedit /deletevalue useplatformclock - bcdedit /set useplatformtick Yes HPET + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is enabled in BIOS) PMT + RTC: bcdedit /set useplatformclock Yes - bcdedit /set useplatformtick Yes (make sure HPET is disabled in BIOS) Частота HPET 14.318180 MHz, в 4 раза выше частоты ACPI PM Timer. RTC устаревший тайминг с частотой от 2-х до 8192 Гц. Использует кварц 32.768 KHz HPET требует больше времени на вызов, чем TSC или PM Timer, но это важно только для системных прерываний. HPET и PM timer находятся в южном мосте. TSC в процессоре. Поэтому вполне допустима комбинация HPET (для времени QPC)+TSC (для тиков).
bcdedit /set useplatformtick no (отключаем RTC и включаем TSC для тиков) bcdedit /set useplatformclock no (отключаем HPET и включаем TSC для времени QPC) bcdedit /set disabledynamictick yes (отключаем динамическое изменение частоты системного таймера - влияет только на тики) bcdedit /set tscsyncpolicy Enhanced (включаем улучшенную синхронизацию TSC-таймера) HPET не следует отключать в биосе и в диспетчере устройств. Посмотреть текущую конфигурацию можно с помощью команды bcdedit /enum
Обсуждение проблем ОС и оборудования: задержка реакции системы (latency), микроcтаттер, инпутлаг, фризы.
Перед тем как задавать вопросы, просьба прочитать FAQ
Осуществлять мониторинг программойLatency Monitorнужно в течение 1 минуты, в состоянии простоя системы т.е. без дисковой, сетевой активности, и любой другой, с выключенным ав и приложениями в трее и автозагрузке, не раньше чем через 2 минуты после загрузки системы. Не двигаем мышку и не используем клавиатуру в момент измерений. Потом остановка и скриншот.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2015 Откуда: Москва Фото: 6
Alex TOPMAN, ну вот мы и подошли к вопросу об результате этих различий. А вернее - остается только получить результат от владельцев кеплера\максвелла и понять, что на pascal с этим не всё гладко. Не смотря на наличие gtx 1080 в нереф исполнении, играю в d3 я как раз на веге 56 реф.
_________________ По всем вопросам и предложениям пишите в телеграм olegdjus
Alex TOPMAN, ну вот мы и подошли к вопросу об результате этих различий. А вернее - остается только получить результат от владельцев кеплера\максвелла и понять, что на pascal с этим не всё гладко. Не смотря на наличие gtx 1080 в нереф исполнении, играю в d3 я как раз на веге 56 реф.
На самом деле, если разобраться, то и на картах амд есть такое же, зачем поднимать панику?
Тема же немного не об этом, или я не так понял первое сообщение?
Тут в кучу. Тема о том, что людям 40 FPS на pascal и 40 FPS на maxwell по разному чувствуются. У меня такого нет, но вопрос к синхронизации и в D3 конкретно (т.к. с товарищем периодически в нее играем). На Vega 56 игра идет плавнее, без рывков, которые я ранее списывал на ЖД.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.12.2011 Откуда: Тула Фото: 24
Eddisson178 писал(а):
Народ на dpc latenci может влиять датчик Wi fi
WiFi определенно будет влиять на задержку в целом, то есть можно будет не заметить выключение WiFi на графике DPC latency, но это может сказаться на отзывчивости мышки и наоборот, как у меня было с дровами на звук. На счёт подсветки, тоже самое, если идёт постоянный обмен информацией с материнкой, ну, например подсветка в зависимости от играющей музыки... Как пример из моей практики: установленный и запущенный (некоторые проги ввиде службы могут быть) Corsair Link все время считывал информацию по USB в режиме реального времени и увеличивал DPC Latency аж до 4000. Однако, в случае с подсветкой, думаю, траффика гоняется куда меньше. Имхо , думаю, суть вы поняли.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.01.2015 Откуда: Москва Фото: 16
народ, мне вайпер в другой теме скидывал ссылку на английские оверы, где писали про "правильную" настройку компа (всякие там профили высокой производительности, какие-то настройки экзешников на 10 винде и прочее). Есть такое на русском?)
И ещё, какой комплекс прог используется в текущей теме для определения неисправностей? LatencyMon всё зелёное показывает, иногда тёмно-зелёное, но при этом в овере дропается фпс и в моменты дропа игра ощутимо пролагивается. Сейчас у меня только 8 гигов озу, но проблемы с дропом были и раньше. Были ли они на 1070 - не помню, если и были, то явно меньше раздражали, чем сейчас. Сейчас даже счётчик фпс дропает до 120 примерно при локе в 144. Честно говоря, эти подлаги происходят иногда в очень неподходящие моменты и уже начинают подбешивать. Ещё момент - при сворачивании/разворачивании пролагивается звук. Судя по гпу-з, частоты видюхи колеблются в пределах 20 мгц, проц зафиксирован на частоте 3.3 на все ядра, smt включён. Память 3200/с14, но только 8 гигов (вторая плашка вроде накрылась, вытащил пока). Пользуюсь шэдоуплей, он всегда пишет в фоне. Также в винде используется масштабирование с патчем от винды 8.1, чтобы всё масштабировалось нормально, без размытия. Звуковуха дискретная, встройку не выключал. Есть вай-фай/блютус модуль со сторонними дровами от делл (с кодеком aptx).
_________________ Нет такого слова - "вообщем". Есть "в общем" и "вообще". Пишите правильно.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.05.2010 Откуда: Ленинград Фото: 545
Btulhu писал(а):
144.
Btulhu писал(а):
Пользуюсь шэдоуплей, он всегда пишет в фоне. Также в винде используется масштабирование с патчем от винды 8.1, чтобы всё масштабировалось нормально, без размытия. Звуковуха дискретная, встройку не выключал. Есть вай-фай/блютус модуль со сторонними дровами от делл (с кодеком aptx).
144+ Паскаль-возможны проблемы всегда. Тем более у вас Шедоуплей оверлей, патч на винду, дискретка и вайфай модуль. Что-то из этого "винегрета со сборной солянкой" вносит свою лепту.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.01.2015 Откуда: Москва Фото: 16
kiberman писал(а):
Что-то из этого "винегрета со сборной солянкой" вносит свою лепту.
Патч для масштабирования я бы с радостью удалил, но глаза жалко) ладно. Для начала попробую переставить дрова на звуковуху) У меня ещё и от дискорда оверлей, кстати) Вместо шэдоуплей посоветовали OBS, но пока нет времени копаться.
_________________ Нет такого слова - "вообщем". Есть "в общем" и "вообще". Пишите правильно.
У меня фризов не замечено, видно только падение фпс в перенасыщенных сценах в дестени 2, но тут от оптимизации и проца может быть... Есть еще вариант, что на мониках 60Гц не успеваешь фриз увидеть))
_________________ ASUS CH6 / AMD Ryzen 5600х / GTX 1080
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения