Junior
Статус: Не в сети Регистрация: 14.08.2003 Откуда: Пермь
Тема для выбора и обсуждения теплоносителей СЖО. Обсуждаются готовые или самодельные теплоносители, а также биоцидные и ингибирующие добавки к ним.
Важно: Прежде чем задать вопрос - воспользуйтесь поиском и обязательно прочитайте первое сообщение темы и хотя бы несколько последних страниц, если тема большая: возможно, ответ на ваш вопрос уже есть в теме или в материалах по ссылкам из первого сообщения.
Перед применением любого неспециализированного теплоносителя сперва убедитесь в безопасности его применения в СЖО для ПК и безвредности для компонентов контура!
Краткий F.A.Q. (дополняем): #77
1. Назначение теплоносителя - забрать тепло от охлаждаемого элемента, перенести его по контуру и передать рассеивающему элементу. При этом желательно защитить компоненты контура от коррозии, обеспечить надежную работу перекачивающего агрегата (насоса или помпы), и предотвратить появление микроорганизмов. 2. Самую высокую теплоемкость из доступных жидкостей имеет вода. Они же является основным компонентом подавляющего большинства готовых теплоносителей СЖО и систем отопления, а также автомобильных антифризов. 3. По степени очистки вода бывает деионизированная, бидистиллят, дистиллят, очищенная обратным осмосом, фильтрованная. Для СЖО достаточно дистиллированной воды в качестве основы. 4. Применение ингибиторов коррозии необходимо при наличии в контуре гальванических пар: - для алюминия и его сплавов - медь и её сплавы, никель, олово, свинец, серебро, сталь, титан и его сплавы, хром; - для меди и ее сплавов - алюминий и его сплавы, кадмий, олово, свинец, сталь, цинк; - для никеля - алюминий, серебро; - для серебра - алюминий, никель, олово, свинец, сталь, хром, цинк; - для стали - алюминий, медь, серебро; - для хрома - алюминий, серебро. 5. Любой теплоноситель снижает свои диэлектрические свойства в процессе эксплуатации. 6. Применение биоцидов желательно, если есть вероятность попадания света на теплоноситель. Некоторые ингибиторы коррозии также являются и биоцидами. (Например: уротропин). 7. Если не хотите экспериментировать и экономить - берите готовый теплоноситель для СЖО от известных и проверенных производителей. 8. Если хотите немного сэкономить и при этом не хотите связываться с подбором и поиском отдельных присадок для ингибирования и биоцидов, можно использовать автомобильный антифриз или теплоноситель для систем отопления. Готовые теплоносители для СЖО, систем отопления и автомобильные антифризы, как правило, уже содержат необходимый пакет присадок. 9. Применение антифриза необходимо, если в контуре возможны отрицательные температуры теплоносителя. В остальных случаях его применение целесообразно только с точки зрения наличия в нем присадок. 10. Большинство готовых теплоносителей можно развести дистиллированной водой без ухудшения их теплоемкости, но при этом уменьшится концентрация присадок. 11. Самый бюджетный вариант теплоносителя СЖО - дистиллированная или даже просто фильтрованная вода. При необходимости добавляются ингибиторы и биоциды. 12. Теплоноситель рекомендуется отфильтровать перед заливкой в контур, где есть микроканальные водоблоки. 13. Теплоноситель, слитый из контура, можно использовать повторно. Для этого нужно слить его в чистую емкость и защитить от попадания пыли и мусора на время работы с контуром. 14. Нельзя применять в контуре с акриловыми компонентами теплоноситель, содержащий дихлорметан (он же метиленхлорид или хлористый метилен), дихлорэтан (он же этиленхлорид или хлористый этилен), хлороформ (он же метилтрихлорид или трихлорметан), альдегиды, кетоны, сложные эфиры, а также метиловый, бутиловый, этиловый и пропиловый спирты. 15. Теплоноситель со временем понемногу испаряется из контура при наличии эластичных соединений и уплотнений. 16. При заправке теплоносителя необходимо учитывать его возможное тепловое расширение. Для воды и жидкостей на ее основе это приращение объема в 2.5 см³ на литр при нагреве от 20 до 30°С; 5.5 см³ на литр при нагреве от 20 до 40°С; и 10 см³ на литр при нагреве от 20 до 50°С. При увеличении содержания гликоля эта величина увеличивается. Именно на такой объем должны позволить воде расшириться шланги и воздух от нагрева при работе контура, чтобы в нем не создавалось дополнительное избыточное давление.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Valeryko Ну успокойся, пожалуйста. Пусть кто-то льет тосол, кто-то воду. Каждому нравится проводить свои исследования. Что мы обсуждаем одно и тоже.
Лучше давайте придумаем таблицу эффективности охлаждающих жидкостей именно для наших систем, основываясь на собственном опыте и опыте других.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.03.2004 Откуда: Москва
Как уже многократно говорилось, что основное применение антифризов в современных двигателях это отнюдь не работа на морозе. Прежде всего отмывка и содержание в чистоте поверхностей теплообмена и смазка помпы.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Valeryko Давай не тратить силы на мельницы. Предлагаю всем составить таблицу применяемых нами жидкостей в СВО и высказать при этом объективное свое мнение, не делая ссылок на промышленные агрегаты и, если позволяет гордость, признаться в ошибках или удачах. Это будет полезнее, чем "кухонная" свара.Valeryko - твой шаг должен быть первым.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.03.2004 Откуда: Москва
grallic Там такое дело... из трех приведенных антикорозийный присадок только одна выпущена приличной фирмой (виннс) и все они предназначены для использования в составе автомобильных антифризов только. Их работоспособность и вообще то весьма и весьма сомнительна даже при соблюдении условий эксплуатации а уж при их нарушении.....
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Goblin@13 Когда дойдет до меня очередь описания данных охлаждающих жидкостей, которые я применял, то могу честно поделиться о протечках, убитых помпах и испорченном столе, где вздулся лак - жена была страшно довольна. При этом, дохлых котов и дырок в ватерблоках не наблюдалось.Valeryko- жду первого конструктивного шага.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.10.2003 Откуда: Киев, Оболонь
ыыы, у меня вода стояла в бутылках после первой пробы водяного (оно тогда еще не было собрано) набранная из под крана. так вот она и сейчас стоит, и ничего, абсолютно ничего. прада там маркер уже выцвел тем не менее проверял я в феврале этого года, а сейчас что? вот. и с водой нифига не произошло. да и с бутылками тож. плещется вот кипяченая вода в водянке с неделю, временно, и ниче. все гуд
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Goblin@13 Протечка произошла по причине черезмерного самомнения и торопливости.
Valeryko Ну если нечем поделиться из собственного опыта, то начну я, чтобы другие не наступили на эти же грабли. Все сделанные выводы - это мое личное мнение, основанное на собственной практике. Буду писать кратко.
1. Обычная водопроводная вода.
Желательно отстоять и использовать верхние две трети от емкости. Элементы СВО очистить от посторонних предметов, грязи, окалины( в особенности касается автомобильных радиаторов, как новых, так и б\у), промыть проточной водой.
Система при любом сочетании металлов для ватерблоков работоспособна и требует ревизии максимум раз в полгода. Любые помпы воду очень любят.
2. Обессоленная вода.
Требования те же к компонентам СВО. Воду желательно приобретать в аптеке. Продукция, предназначенная для автомобильных дел, имеет сомнительное качество. Помпы работают прекрасно. Ревизия необходима по сомнения в исправности СВО.
3.Стандартные охлаждающие автомобильные жидкости.
Результаты непредсказуемы в зависимости от производителя. Часто имеют агрессивную наклонность бороться с компонентами СВО, состоящими из электротехнического алюминия. Заглушают звуки работающей помпы. В двенадцативольтовых помпах, имеющих стандартные подшипники скольжения, часто происходит их повышенный износ. Испарение тяжелых спиртов минимально, потери на испарение происходят за счет дисциллята. Допускают любое разбавление обессоленной водой. При разбавлении водопроводной водой, происходят химические реакции в жидкости. Что в итоге получится - неизвестно. При приеме внутрь и вдыхании паров - ядовиты.
Эффективность СВО, заправленной автомобильной жидкостью, по сравнению с водой незначительно ниже.
4.Охлаждающие автомобильные жидкости с силиконовыми добавками.
Имеют высокую стоимость. Продаются, как в готовом виде, так и в виде концентрата. Разбавляются обессоленной водой. Часто имеют добавки для свечения в ультрафиолете. При попадании на ткань, дерево, лак,которым покрыт стол - окрашивают навсегда и бесповоротно. Не замечают из каких компонентов собрана СВО.
Не любят помпы Эхейм и стараются вызвать у них прединфарктное состояние. Очень приветствуют наличие шариковых подшипников в помпах. Имеют способность проникать в малейшие неплотности соединений.
Эффективность СВО, по сравнению с чистой водой, заметно ниже. Чаще всего ядовиты.
Это экспресс-обзор на скорую руку. Не касаюсь потемнений металлов в СВО и разведения живности - у меня этого не было.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.03.2004 Откуда: Москва
Valeryko писал(а):
1. Я СПЕЦИАЛЬНО привел общедоступные средства - с фото и ссылками, продающиеся в обычных магазинах автозапчастей , т.к. тут стали рассеказывать сказки, что ингибиторы коррозии недоступны - мол это почти черная икра...
Именно так и есть.
Цитата:
2. Зачем же так..мм... глупо подставляться - в этой ветке провели даже испытания именно в одной воде - с фото, отчетом и статьей в инете про водянку именно на ингибиторе коррозии - правда этот труд, а не пустопорожний треп, не всем тут понравился - как и его выводы...
Гы-гы-гы. Если внимательно рассмотреть фотограффи того эксперимента то можно увидеть, что железхная прастина, находившаяся в растворе "добавок" покрылась толстым слоем черного окисла. Т.е. в случае применения банальных циркуляционных насосов от отопления - антикорозионные добавки нихрена ни отчего не спасут.
Цитата:
3. "При нарушении условий эксплуатации" антифризов вообще наступает смерть - достаточно 100 мл ядовитого этиленгликоля, необходимого ТОЛЬКО как антиморозная составляющая - поэтому в жилых помещениях применение их запрещено
Ну да. А проглоченная пара центральных процессоров из компьютера скорее всего вызовет прободение желудка и смерть от перотонита. Да и хардом можно самому себе трепанацию устроить легко и не принужденно.
Повторно - большинство антифризов для отопления на этиленгликоле. Это что же за такая странная система отопления, находящаяся целиком на улице?
Повторно - все добавки в ОЖ СВО ПК поставляемые достаточно именитыми фирмами тоде на основе этиленгликоля.
Повторно - автомобильные радиаоторы печек рассчитаны на работу с автомобильными ОЖ. Хочу так же отметить, что большинство блоков автомобильных двигателей выполнено из чугуна в большинствое машин, и применение специализированных автомобильных ОЖ не вызывает в них коррозии на протяжении не двух недель а десятков лет. Причем - при температурах, равных к температуре окружающей среды. Потому как всем известно, что автомобиль едет только процентов двадцать времени своего существования. А восемьдесят - стоит. С заглушеным и холодным двигателем. Это действительно для всех машин за исключением коммерческого транспорта.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.01.2003 Откуда: Israel T-A
grallic
grallic писал(а):
3.Стандартные охлаждающие автомобильные жидкости. Результаты непредсказуемы в зависимости от производителя.
Shkoder писал(а):
в чем, собственно, плюс : производитель гарантирует корректную работу в алюминиевых радиаторах даже при высоких температурах
Естественно нужно юзать фирменный антифриз из надёжного источника....
Скажу ещё , я недавно снимал водоблок....
Пытался рассмотреть, что там внутри творится(он у меня пропаяный, неразборный)....
Всё что смог разглядеть - это блестящую поверхность напротив штуцеров....
Напомню - система работала больше года на разбавленом антифризе...
Так-как я недавно менял антифриз на своей тайоте, то слитый уже не разбавляя залил в систему (он проработал в машине 2 года , 40 000км). Атифриз настоящий - фирменный, тот что шёл в машине с завода....
Заюзал его, так-как он оказался чистым... 2 года для антифриза не срок....
_________________ Говорящий , что это невозможно сделать, не должен мешать тому, кто это делает.
http://makaf.com/ Внимание! Критика не принимается.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.03.2004 Откуда: Москва
Вообщем, на мой взгляд, необходим разумный разумный подход к выбору ОЖ. Если, к примеру, ничего кроме меди в СВО не используется - вполне достаточно обкновеннейшей дистиллированной воды. Ну, возможно, с антибактериальными добавками. Ни каких моноатомных спиртов, их применение вызовет сильные изменения в физико-химических характеристиках воды и преждевременный выход из строя пластмассовых компонентов и гидродинамических подшипников помп.
Если используется помимом меди аллюминий, к примеру на вторичном радиаторе - разумным будет применение антикорозионных добавок. Только искать придется такую, от которой не пахнет нефтепродуктами. К слову сказать все три обуждаемых тут добавок ими пахнут. Все опять же по причинам, изложенным пунктом выше.
Если в СВО пристуствует железо (сталь, чугун) то никаких альтернатив автомобильному антифризу не сыскать. Именно антифриз, именно приличных фирм-изготовителей, мотюль, тексако, шелл. Никаких ТОСОЛов и GovnOilов..
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Я еще раз предлагаю в этой ветке высказывать только собственный опыт применения различных жидкостей в СВО, и составить композитную таблицу, хотя бы в таком виде:
Водопродная вода - достоинства, опыт, примеры, недостатки.
....и т.д.
Присоединяйтесь, пожалуйста.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.09.2005 Откуда: Кыргызстан
Основа - Дистиллированная вода, + Это по минимуму - тосол, растительное масло, + Для моддинга - желтый маркер.
ИМХО: чисто, дешево, неэлектропроводно, долговечно и красиво. В сочетании с Al водоблоком.
Последний раз редактировалось Rescott 08.10.2005 23:11, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.01.2005 Откуда: Москва
Rescott Это классно, но простой вопрос: для чего растительное масло, которое легче воды и практически осядет на всей поверхности шлангов, ватеров, радиатора? Лично мое мнение: тосол, как сложнохимическая жидкость с непредсказуемыми параметрами и не переносящей на дух органику, скорее всего, через некоторое время растительное масло превратится в некачественное мыло. Плохо от этого не будет.
Последний раз редактировалось grallic 08.10.2005 23:14, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.09.2005 Откуда: Кыргызстан
Очень не советую юзать сильную химию, реагенты, купорос, и горючие вещества (маленький потек и )
Добавлено спустя 2 минуты, 23 секунды: Масло дает красивый эффект в ультофиолете, как воздушные пузырьки, но они шумят сильно + помпе шастье, можно машинное или присадочку.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 27.07.2005 Откуда: Москва, СЗАО
Увлеченно прочитал всю ветку. Полез в инет, пролазил по сайтам - легко нашел много инфы о антифризах. Процентов на 80 все современные антифризы состоят из смеси этиленгликоля + присадки. Весь ноу-хау, засекреченный брендами - присадки. Почитал про этиленгликоль - что мне, что алюминю не понравилось. Главный смысл - незамерзание при минусах. Почитал про присадки (ингибиторы коррозии) - пить конечно тоже не рекомендуется, но все же не так страшно. На все ушло часа три. Озаботился покупкой - поиск через инет не составил труда. Сбегал в аптеку за дистиллятом, померил температуру в квартире - не минус. Залил в залман. Сижу и думаю - о чем вы спорите?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.02.2004 Откуда: Moscow Region
ГерцоГ писал(а):
Сижу и думаю - о чем вы спорите?
- Это старый спор, например:
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=30:12972 - Проблемы возникают при совместном применении меди и алюминия в системе (и чугуна или стали), а также при цветении воды, даже дистиллированной - и вот- с чьей-то "легкой руки" - кстати "западной", похоже - и решили впихнуть антифриз...
- Естественно, при положительных температурах он абсолютно не нужен...
Последний раз редактировалось Valeryko 09.10.2005 16:40, всего редактировалось 1 раз.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.10.2003 Откуда: г. Сыктывкар
grallic
Цитата:
Я еще раз предлагаю в этой ветке высказывать только собственный опыт применения различных жидкостей в СВО, и составить композитную таблицу, хотя бы в таком виде: Водопродная вода - достоинства, опыт, примеры, недостатки. Присоединяйтесь, пожалуйста.
полностью поддерживаю
1. Дистиллят + ОЖ с этиленгликолем (не знаю какой, но производство Лукойл) 80% / 20%. Проработала 1 год без протечек с расширительным бачком, ватерами от Ромыча, медно-латунным радиатором от Опель-кадет. Следов коррозии не было, живности тоже.
2. Дистиллят + ОЖ с этиленгликолем (та же) 95% / 5% (добавлялась до рН=8) + УФ маркер + УФ добавка с PCdesidn.ru. Весь контур медный, ватеры CoolEmAll (медь+плекс). Коррозии не было, живности тоже. Шланги все покрасились от маркеров. Протечки в плексовом делителе от СВО HDD "ВатерВинт" просто задолбали в свое время, с просто водой их не было. Решение простое - клей "Моделист" (наверно у многих с детства сохранился, вот и пригодился) заделал швы толстым слоем и после его усыхания полная герметичность была обеспечена.
3. Дистиллят. Через 3 недели вся СВО была устлана белым налетем (хотя кипятили всё что возможно перед сборкой, долго пришлось промывать). Не повезло. Контур схожий.
Пока СВО разобрана, ОЖ от Лукойла хочу оставить для опытов, т.к. именно такой у меня больше не будет, а новую брать не хочу. Планирую заказать СВО из-за бугра вместе с добавками (против микроорганизмов, т.к. продавец помпы не рекомендует применение "антикоррозионных смесей" и просит ограничиться только бактерицидными добавками. Наверно против ингибиторов он ничего не имеет, а не рекомендует из-за других составляющих смеси. К той же помпе написано, что допускается использование со смесями, содержащими этиленгликоль.)
Может создателям систем водяного охлаждения компьютеров стоит обратиться к опыту построения систем отопления? Там уже очень давно применяют медные трубы и алюминиевые радиаторы (батареи). Системы с комбинациями этих материалов работают десятилетиями, а случаи коррозии очень редки. А заявления о коррозии чугуна и возможном выходе его из строя в случае использования в автономных системах лишены всякого основания. Чугун очень стоек к корозии. Что касается применения тосолов, антифризов и прочих незамерзающих жидкостей, то в отоплении их применяют только когда есть опасность, что система может замерзать. Эти жидкости подлежат замене через некоторое время, а вода тем более дистиллированная, может работать долго. Так что не занимайтесь химией у себя дома. Заливайте дистиллят и добавлением этилового спирта и будет вам счастье.
Полностью согласен. Поэтому и использую водопроводную воду.
andrey_ev писал(а):
Заливайте дистиллят и добавлением этилового спирта и будет вам счастье.
А с этим не согласен. Спирт только в герметичных системах можно использовать.
У меня система открытая, поэтому против живности я использую жидкое мыло. Воду меняю раз в месяц-полтора. А поскольку я аквариумист и меняю в аквариумах по 100 литров два раза в неделю, то каких-то 7 литров в месяц мне... как два байта переслать Система работает полтора года без проблем.
Водоблок алюминиевый, самодельный. Радиатор - алюминиевая батарея отопления (4 секции). Помпа Magi-700 (700 л/ч, погружная).
Сейчас этот форум просматривают: gl19, orgservice и гости: 11
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения