3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 11.11.2025 12:42, всего редактировалось 21 раз(а).
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
frmreg писал(а):
Как вариант, суперсамплинг с Nvidia DL DSR 1.78x - с ним можно полностью отключить TAA и навсегда избавиться от мыла, при этом никаких лесенок не будет.
А считать это чем, 9090? Ой, 9090 это амд. В Суперпуке всегда будет мыло, оно зашито в дизайн, пытаться вылечить его повышением разрешения - небесполезно, но малоэффективно.
YakovDolgorukiy писал(а):
а не включить DLSS/FG и кайфовать как белый человек.
Запретили же белым людям кайфовать, неделю уже действует.
А считать это чем, 9090? Ой, 9090 это амд. В Суперпуке всегда будет мыло, оно зашито в дизайн, пытаться вылечить его повышением разрешения - небесполезно, но малоэффективно.
5090 в большинстве игр спокойно справляется. Недавно прошел Kingdom Come Deliverance 2 на максималках в разрешении 4703x2645 (1.5x DSR) + сглаживание SMAA. Комфортные 70-80 фпс. Тут кстати обычный DSR (без DL) не добавляет мыла, поскольку игра меняет внутреннее разрешение окна рендеринга, а не всего десктопа.
Last of Us Part II спокойно берет 5k
Cyberpunk DLC Phantom Liberty прошел еще с RTX4090 на DLAA Native 4k + обычный Ray Tracing. Path tracing то еще мыло, его не включал. Жуткий ghosting на отражениях. При этом каким-то странным способом он умудряется мылить всю картинку, а не только сами отражения. Видимо в этом и заключался мой секрет избавления от мыла - я не использовал Path tracing.
Indiana Jones отлично идет в 5k + Ray Tracing Max.
В общем, очень мало игр неспособны держать 5к ~60fps. Например AC Shadows одна из них, но там для четкости помогает FSR + Native 4k. DLAA мыло, но FSR как ни странно тут рулит.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 33
frmregЧто ты несешь, почти ни в какой игре даже в 4к не держит в нативе 60 фпс. Киберпанк 32 фпс, ДУм новый 26 итд. Тянет ток С ДЛСС причем даже не в качестве а баланс или перформанс или фрейм генератор а в 5к еще хуже будет. Кингдом кам 2 легкая игра там нет РТХ оптимизация норм, но и там есть куча мест где фпс в 4к падает до 70-80 даже с ДЛСС качество, обычно ночные сцены с факелом.
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
frmregЧто ты несешь, почти ни в какой игре даже в 4к не держит в нативе 60 фпс. Киберпанк 32 фпс, ДУм новый 26 итд. Тянет ток С ДЛСС причем даже не в качестве а баланс или перформанс или фрейм генератор а в 5к еще хуже будет. Кингдом кам 2 легкая игра там нет РТХ оптимизация норм, но и там есть куча мест где фпс в 4к падает до 70-80 даже с ДЛСС качество, обычно ночные сцены с факелом.
Я конкретные примеры привел как я проходил игры. Меня не колышет что у тебя там что-то не держит. Оптимизируй железо, поставь Win10 и т.д.
Дум плохой пример. Во-первых это Vulkan (свои странности), во-вторых отключай Path Tracing и всё нормально пойдет с более четкой картинкой. Сам я еще не тестил, не играю в бета-тесты сразу на релизе. Хотя бы 3 мес пусть пропатчат и глядишь, уже потянет 5k
Добавлено спустя 9 минут 32 секунды: А, ну и забыл добавить - графика во всех думах и Wolfenstein'ах - полное дно, её никакой Path Tracing не спасет.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 20.06.2010 Фото: 33
frmreg Ясно на минималках играешь, так бы сразу и сказал. Не держит не у меня, а у всех в мире не держит, ибо нет железа пока для 5к и 4к в нативе. Кроме снижения настроек как ты делаешь или каких то реджких старых игр 2018 года с приставок типа хорайзена. У меня топ пк с топ разгоном, я 5 мировых рекордов взял по разгону, на сайте 3dmark в зале славы, какую ты вин10 советуешь ставить? А че не виндовс хп сервис пак ?
_________________ 14900k 6.2Ghz DDR5 8400 CL36 RTX 5090 WATER COOLING 3300Mhz/34000Mhz. Наш телеграмм канал https://t.me/game_2hard
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 24.08.2023 Фото: 1
murkok5 кстати прогнал так же DOOM: The Dark Ages (2025) #18516463 У меня 72-73 с разгоном 24/7. Потом может видос запишу. А. Там палит в стоке. Понял. Опять он какой то неведомой херотой занимается.
Если у кого что мылит. Сменить экран 4 К на олед 165-240 герц. Отключайте мыльные - киношные эффекты ( к слову длсс их не любит - добавляет большее рассеянности в кадре). Трассировка если речь про кибер панк мыло в картинке не добавляет. Бывает в самих отражениях. НО картинка остается четкой. Ну и повышение разрешения повышает качество - резкости картинки это я думаю не кому не нужно объяснять. По поводу мало фпс без технологий во всяких кибер панках. Ну ок. Ждите 10 лет. Может сможете поиграть в тру качестве. Если не помрёте.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.11.2020 Откуда: Москва, Россия Фото: 27
mahaleksmos писал(а):
По поводу мало фпс без технологий во всяких кибер панках. Ну ок. Ждите 10 лет. Может сможете поиграть в тру качестве. Если не помрёте.
Какой же жоской "мастурбацией" вы тут занимаетесь с видеокартами и процессорами. Похоже на какую-то форму сублимации. Я уже давно поиграл на GTX1080Ti и i9-10900k в 1080p при ~60FPS на околопредельных настройках без RTX и кайфанул от плавного игрового процесса, без всяких "замыливателей" и "дегенераторов".
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Elias_AK Я однажды пробовал играть в Киберпанк в 1080р - ну, было такое, что компьютер уже приехал, а дисплей еще нет. Так меня чуть не стошнило от мыла. То есть понять, куда идти, удавалось, но смотреть на это было категорически неприятно. Даже с DLDSR, выглядело гораздо хуже, чем 4К+DLSS Performance, сравнимо разве что с Ultra Performance.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.10.2014 Откуда: Москва Фото: 150
Varg писал(а):
4К+DLSS Performance
Смотрится отлично, в этой игре... Пропорции изображения соблюдены, всё отлично, при качестве, ближние объекты отлично, а расстояние воспринимается не правильно... Чётко, чётко, мыло...Вот ДЛСС - произ-ть...На скриншоте...
Вложения:
длсспроиз-ть.jpeg [ 1.9 МБ | Просмотров: 287 ]
_________________ Z790 EDGE; Intel® Core™ I9-13900K@;G.Skill Royal(b-die); MSI Suprim X 4090&6090; GIGABYTE FO48U(OLED);DT 1770 PRO; COLORFUL EVOL X17 Pro Max;)Genelec:)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
Michailovsky писал(а):
Смотрится отлично, в этой игре...
Не ссорьтесь, горячие эстонские парни. Сколько людей - столько и мнений о ценности реального разрешения рендеринга. Кому-то все, что ниже DLDSR 2.25 4k - мыло (разве что все, кажется, признают, что DLDSR 2.25 > DSR 4... хотя и тут наверняка найдутся исключения), кому-то и FullHD DLSS P отлично. Выбор - он для того и дается, чтобы настроить баланс между качеством картинки и fps под себя. Мне - в киберпанке 4k DLSS Q хорошо, а вот DLSS B... уже что-то не то, но это мне.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения