3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.08.2008 Откуда: Архангельск
boeng писал(а):
жм сделали что бы решить проблему большой дельты HS
У 4090 не было никаких проблем с хотспотом. У моего палита дельта как была 10 градусов при покупке два года назад, так и осталась.
Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:
Varg писал(а):
Учитывая, что бюлоков не добавили, 10% скорее.
Скорее 15. +5% по блокам, + 10% за счёт частоты. При этом в 4к в относительно лёгких для ГПУ играх или сниженных настройках может быть и сильно больше, +20-25%, за счёт увеличенной псп.
_________________ Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 30.11.2008 Откуда: Екатеринбург Фото: 61
А у founders edition 5090 знатный охлад получился судя по ролику GamersNexus с инженером nvidia. Интересно будет увидеть на что он способен в сравнении с 3,4 слотовыми монстрами от asus,msi,giga
_________________ Ryzen 7950x3d, ASRock X670E Taichi Carrara, 4x32gb HMCG88AEBUA081N@5600, Gigabyte RTX 4090 Gaming OC, Windows 11 x64 Pro
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2011 Откуда: Рязань Фото: 0
Varg писал(а):
2.01 Ghz базовая и 2.41 буст.
ну это частоты при каких-то специфических сверхсерьезных нагрузках с учетом ограниченного поверлимита я думал уже есть данные о частотах в игровых нагрузках, а лучше в разгоне, чтобы понять возможности нового кремния
_________________ Palit GeForce RTX 5090 GameRock OC; AMD Ryzen 7 9800X3D; MSI MPG X870E EDGE TI WIFI; be quiet! DARK POWER PRO 12 1500W; Samsung Odyssey OLED G8 G80SD
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
tolikmixx Поскольку новый кремний такой же, как старый, мы их скорее всего и так знаем... Единственное, что обещано в N4P - он потенциально должен лучше реагировать на повышение напряжения - но уже на 4090 его повышали разве что азотчики.
С одной стороны, потолок по частоте можно ожидать на 100 МГц выше, судя по спекам карт помладше, с другой почти нет запаса по powerlimit, выше 675 Вт будет явное нарушение допустимых токов, так что могут потребоваться правки биоса или вольтмод.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.08.2008 Откуда: Архангельск
Varg писал(а):
Это 5090. У нее снизили на 5-10% от 4090.
Это где? У 4090 буст примерно 2.73-2.77 в играх. В фурмарке 2.685.
Добавлено спустя 15 минут 27 секунд:
Varg писал(а):
Единственное, что обещано в N4P - он потенциально должен лучше реагировать на повышение напряжения
Не единственное, там обещают +6% производительности (при том же потреблении) от n4. А у 5080 ещё и лимиты нормально расширены. + 18% по чипу в целом и +13% из расчета на один потоковый процессор. Можно с этого надоить ещё +3% по частоте? Я думаю можно. Так-то и 4080 работала на 350 ваттах на 2.95-2.97.
_________________ Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Бушкапе писал(а):
Это где?
Это в официальных спецификациях на сайте нвидия дот ком.
4090 Boost Clock (GHz) 2.52 Base Clock (GHz) 2.23 5090 Boost Clock (GHz) 2.41 Base Clock (GHz) 2.01 Соответственно частоты снижены.
Да, я у себя даже из коробки не видел меньше 2.7 в тихом режиме, то есть официальные частоты сильно занижены относительно реальных. Я не знаю, зачем они так пишут, гадать не стану. Может быть связано с какими-нибудь регуляторными требованиями, чтобы официально потестить карту в задушенном режиме на 300 ваттах, и отчитаться то ли перед еврокомиссией, то ли госдепом с заниженными цифрами. Может быть чтобы даже самый убитый чип не просел ниже, но я смотрел бенчи, ни у кого ниже 2.6 не было нигде, это слишком много запаса. Ну и 3.1 после разгона. Даже плохие экземпляры гонятся 2.9, а так 3 норма.
В целом все-таки есть вероятность, что частоты на 5090 будут чуть ниже: чем больше чип по площади, тем сложнее их держать. Возможно вживую увидим 2.5 в бублике, 2.6 в играх, 2.8 в разгоне с 3 под водой. Но сохраняю пока надежду, что частоты все-таки вырастут, если разлочить потребление и дать охлад, и мы наоборот увидим 3.2 на удачных экземплярах, пусть и с киловаттным хаком.
Это в официальных спецификациях на сайте нвидия дот ком.
4090 Boost Clock (GHz) 2.52 Base Clock (GHz) 2.23 5090 Boost Clock (GHz) 2.41 Base Clock (GHz) 2.01 Соответственно частоты снижены.
Да, я у себя даже из коробки не видел меньше 2.7 в тихом режиме, то есть официальные частоты сильно занижены относительно реальных. Я не знаю, зачем они так пишут, гадать не стану. Может быть связано с какими-нибудь регуляторными требованиями, чтобы официально потестить карту в задушенном режиме на 300 ваттах, и отчитаться то ли перед еврокомиссией, то ли госдепом с заниженными цифрами. Может быть чтобы даже самый убитый чип не просел ниже, но я смотрел бенчи, ни у кого ниже 2.6 не было нигде, это слишком много запаса. Ну и 3.1 после разгона. Даже плохие экземпляры гонятся 2.9, а так 3 норма.
В целом все-таки есть вероятность, что частоты на 5090 будут чуть ниже: чем больше чип по площади, тем сложнее их держать. Возможно вживую увидим 2.5 в бублике, 2.6 в играх, 2.8 в разгоне с 3 под водой. Но сохраняю пока надежду, что частоты все-таки вырастут, если разлочить потребление и дать охлад, и мы наоборот увидим 3.2 на удачных экземплярах, пусть и с киловаттным хаком.
Есть законы да по потребления. Теже телики в ярком режиме уходят за нормы. Но по показателям есть эко режим который ушербный. Ну и маркетинговая часть. Тоесть один может сэкономить на охлаждение и поставить базовую. Ну скоро увидим. Если турбобуст даст то максимум 10 % ( если исходить что максималка 2.8 будет . Как раз будет 30 кадров в кибер панке)))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
Привет народ! Думаю этот офигенный прирост от DLSS4 все видели:
5090, DLSS 4
Вложение:
Screenshot_2.jpg [ 155.51 КБ | Просмотров: 766 ]
Но так же все думаю помнят так сказать рекламу высокого fps от той же nvidia:
High FPS CS:GO
Вложение:
Screenshot_1.jpg [ 169.07 КБ | Просмотров: 766 ]
Вложение:
Screenshot_3.jpg [ 137.35 КБ | Просмотров: 766 ]
Вот если например представить что в CS есть все dlss/fsr, то картинка в реальных 240fps в 1080р будут отличаться от ~240 обычных + генерированных в 8к?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.02.2020 Откуда: Кинешма Фото: 156
DemonAk писал(а):
founders edition
Скорее всего это будет очень ограниченная партия, рассчитывать на которую могут только буржуи из привилегированных стран, в основном США. Так что смысла обсуждать этот дизайн, нам жителям РФ, не вижу никакого.
Добавлено спустя 21 минуту 30 секунд: Вечно бесили эти буржуи на реддите, которые ноют про ценники, так и хочется в бубен зарядить. У них там 5090 за 2000 баксов, ещё и с этим непередаваемым дизайном FE, а зарплата средняя — почти 4000. А у нас тут такие цены х2 от РРЦ, нерефы, и зарплаты у людей в 4 раза ниже, и то в лучшем случае, а кому то и годовой ЗП может не хватить на 5090, знаю лично и немало.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
Hermes_Conrad писал(а):
Вот если например представить что в CS есть все dlss/fsr, то картинка в реальных 240fps в 1080р будут отличаться от ~240 обычных + генерированных в 8к?
Утверждается, что - вот с этой точки зрения обнаружения противников раньше - картинка отличаться не будет. Потому что на момент начала рисования промежуточных кадров у игрового движка уже есть следующий кадр, в котором противник высунулся далеко, он только еще не нарисован. И промежуточные кадры уже рисуются с учетом положения противника в следующем реальном кадре. Лично мне очень интересно как? Не знаю как в CS, но во всяких Овервотчах противники могут быть в разных скинах, пока противник за углом - скина не видно, его все равно надо рендерить, а полноценно он будет отрендерен только в следующем реальном кадре - так откуда промежуточные кадры возьмут тот скин, который надо рисовать?
Чего нарисованные кадры точно не дадут - так это возможности передвинуть прицел на противника раньше. Потому что следующий реальный кадр с положением прицела в нем уже есть и его никак не изменить, все движения мышой смогут повлиять только на следующий+1 реальный кадр, то есть задержка, как сейчас, будет зависеть от реального fps, не нарисованного. Дополнительная задержка от рисования фейковых кадров может быть сколь угодно мала, на презентации показывали вообще единицы миллисекунд, но меньше нуля она никак не будет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения