3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.02.2008 Фото: 0
к стати зотак публикует спеки и различия между версиями, в отличии от TBD постоянно у гиги асуса и пр цены на гигу у нас озвучили шок контент 5090 в версии с водоблоком 3829 доллара, aio версия еще +100 долларов мастер ниже 100-150 уе правда 2 года назад мне стрикс в 3400 вышел -посему терпимо единственное знать бы какчество этого вб гиговского, ибо нет сил по всему миру собирать запчасти чтобы оно в контур влезло и заработало без предзаказов ожиданий
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
vpoluektov писал(а):
Утверждается, что - вот с этой точки зрения обнаружения противников раньше - картинка отличаться не будет. Потому что на момент начала рисования промежуточных кадров у игрового движка уже есть следующий кадр, в котором противник высунулся далеко, он только еще не нарисован. И промежуточные кадры уже рисуются с учетом положения противника в следующем реальном кадре. Лично мне очень интересно как? Не знаю как в CS, но во всяких Овервотчах противники могут быть в разных скинах, пока противник за углом - скина не видно, его все равно надо рендерить, а полноценно он будет отрендерен только в следующем реальном кадре - так откуда промежуточные кадры возьмут тот скин, который надо рисовать?
Дааа, мудреная штука. И ладно бы, если б Хуанг сказал например, что это штука работает в случае если проц свою работу сделал, передал допустим 300 кадров но ГП хватает ресурсов на 100. Тогда ИИ берет 1-й кадр, а в 2 и 3-м статичную часть тупо копирует и движущегося NPC дорисовывает не посередине между своими 1 и 2 (а по факту уже 4) кадром, а по данным от проца. Но про необходимость запаса fps проца nvidia ни слова ни разу не говорила, скорее наоборот. В общем в статичной сцене я это еще могу понять, но интересно будет посмотреть что станит с картинкой в динамичной сцене, если в том же КП например погонять на авто...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.04.2011 Фото: 3
ubnt2020 писал(а):
Вечно бесили эти буржуи на реддите, которые ноют про ценники, так и хочется в бубен зарядить. У них там 5090 за 2000 баксов, ещё и с этим непередаваемым дизайном FE, а зарплата средняя — почти 4000. А у нас тут такие цены х2 от РРЦ, нерефы, и зарплаты у людей в 4 раза ниже, и то в лучшем случае, а кому то и годовой ЗП может не хватить на 5090, знаю лично и немало.
Если бы вникал, как на самом деле живут американцы, то не жаловался бы тут на жизнь. Там не так уж и красиво живётся. Очень много всяких подписок, кредитов, ипотек на всю жизнь. Хорошо живут в Германии. Но и то, потому что там деньги привыкли считать. То, что американцы ноют от цен на видеокарты - как минимум говорит о том, что не все там могут себе позволить 5090 с зарплаты.
Ну тот же Titan RTX стоил $2500 в декабре 2018-го, и никто не ныл - а его просто не брали, и все.
Если про $2000 за 5090 FE ноют, то это потому что возьмут, не все возьмут, но многие. Ну как многие.. вон в статистике стима карта RTX 4090 через 2+ года после выпуска таки дохромала до 1.18%
_________________ Xeon W9-3595X, 2TB DDR5, RTX 6000 Pro MAX-Q
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2003 Откуда: DE Фото: 2
-SPQR- писал(а):
Лол. Это единственная более-менее объективная картина на рынке у конечного пользователя.
может оно конечно и лол - у меня игр в стиме нет например, но суть в другом 5090 сметут за эти 2500$ и потом будет по 3к второй момент 4090-5090 это не массовый продукт, поэтому вряд ли стоит ожидать каких то огромных цифр где бы то ни было
- так откуда промежуточные кадры возьмут тот скин, который надо рисовать?
Ты же сам написал что кадр уже сгенерирован, а фреймген генерирует промежуточные. Цвета в промежуточных кадрах он берет с уже сгенерированого кадра. Не знаю понял ли ты что DLSS не накладывает текстуры, не рисует модели, не считает шейдеры и прочее, как в реальном кадре, он работает с картинками( и движением камеры), навроде сглажки на ТВ. Только более продвинутая. Так что если в первом кадре персонаж высунулся наполовину из-за угла, а в следующем полностью, то фреймген уже имеет все данные о цвете персонажа и может генерировать промежуточные кадры.
Community Manager
Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Давайте приостановим вопрос о том, нужен ли сабж в принципе и будут ли брать. Эта ветка для владельцев (пока нет) и тех, кто собрался в ближайшее время покупать 5090, кто считает нормальной ценой по крайней мере MSRP и готов был бы отдать столько за видеокарту. Можно обсуждать какую именно выбрать, где и как покупать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
npa4ka писал(а):
Потихоньку понеслись обзорчики
Посмотрел пару, с новым генератором например вот здесь от боковых зеркал тянутся шлейфы:
Cyberpunk
Вложение:
Screenshot_1.jpg [ 251.2 КБ | Просмотров: 652 ]
Если докопаться наверняка еще артифакты всякие найдутся, с другой стороны больше их будет в динамичных сценах, а чем динамичнее сцена тем меньше на такие вещи внимание обращаешь...
Интересно конечно...жаль "With Blackwell, NVIDIA has removed the "Hot Spot" sensor, you still have access to "GPU Temperature" and "Memory Temperature". While there was always some drama around Hot Spot, it was useful to diagnose a misaligned cooler or waterblock." Завтра, вроде, должны нерефы выложить, интересно посмотреть как у них с температурами. На рефе память опять выше 90C, как в 30 серии.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2011 Откуда: Рязань Фото: 0
Slumber писал(а):
"With Blackwell, NVIDIA has removed the "Hot Spot" sensor, you still have access to "GPU Temperature" and "Memory Temperature". While there was always some drama around Hot Spot, it was useful to diagnose a misaligned cooler or waterblock.
ну началось, что еще вырезали? прошивку биосов или разгон, или еще что-то
_________________ Palit GeForce RTX 5090 GameRock OC; AMD Ryzen 7 9800X3D; MSI MPG X870E EDGE TI WIFI; be quiet! DARK POWER PRO 12 1500W; Samsung Odyssey OLED G8 G80SD
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения