3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.11.2004 Откуда: Из Искры Фото: 241
BeyGadov ))) про ныть согласен! нефиг ныть - иди работай. Но, вот ФПС ниже 55 даже на лоу настройках в 4к в некоторых проектах. И для VR нужно много фпс чтобы не ушатовала организм. Кажется, что минималка это 5090 хотя и ожидали от нее большего. И явно не за такие деньги (есть миллион вариантов как их потратить лучше)... А так нефиг покупать мониторы 4к и тогда 4070ти будет за глаза хватать, но многие на мониках играют (а там давно 4к).
_________________ AMD - Ave Mater Dei (лат.)
Последний раз редактировалось Varg 05.02.2025 11:32, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.10.2014 Откуда: Москва Фото: 150
Не покупайте это непотребство...Обнаглел Хуанг, обнаглели барыги... Не стоят они столько... Не за что, столько платить... Понимаю 3х кратное превосходство за 500000... Это было бы оправдано... А так, шляпа шляпная...
_________________ Z790 EDGE; Intel® Core™ I9-13900K@;G.Skill Royal(b-die); MSI Suprim X 4090&6090; GIGABYTE FO48U(OLED);DT 1770 PRO; COLORFUL EVOL X17 Pro Max;)Genelec:)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.04.2011 Фото: 3
Dimkovski писал(а):
Купил кто-нибудь?
Это ветка о розовом единороге. Какая 5090??? Нет, конечно. Я подозреваю, что кто-то купил на Авито. Но здесь он вряд ли появится, так как стоимость видеокарты была 600 тысяч рублей.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
Dimkovski писал(а):
Купил кто-нибудь?
50-ю серию (5090 в т.ч.) точно будут брать, а вот что будет дальше - вопрос.🤔 Сейчас народ, я смотрю, еще не врубился, что это новый мульти-генератор вроде как не "маркетинг" и не "нае🅱️....", дает 4 халявных кадра, но без инпут лага почти, как былo в 3.0. А если с этoй штукой можно играть, то и 5090 нафиг не нужна, какая-нибудь 5060ti с 4-м генератором будет я так понимаю +- как 4090 с обычным dlss
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.01.2007 Откуда: с Планеты Же
Hermes_Conrad писал(а):
какая-нибудь 5060ti с 4-м генератором будет я так понимаю +- как 4090 с обычным dlss
На серьезных настройках обозначающих разницу в картинке - нет, для MFG нужны стабильные 70-100 к.c чтобы инпут лаг был игровым плюс задержи от него не накладывались
А вот для тестов и картинок MFG это прям идеал - теперь будут в разы выше и толще зеленые небоскребики от NV
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Faitzz писал(а):
Я подозреваю, что кто-то купил на Авито. Но здесь он вряд ли появится, так как стоимость видеокарты была 600 тысяч рублей.
Она и там не в наличии, а "найду-привезу, вы главное платите". Ну и тут на форуме есть люди с деньгами, они не всегда светятся.
Но рано или поздно карты появятся.
Hermes_Conrad писал(а):
А если с этoй штукой можно играть, то и 5090 нафиг не нужна, какая-нибудь 5060ti с 4-м генератором будет я так понимаю +- как 4090 с обычным dlss
Если ты не играешь в игру - то нафиг не нужна ни та, ни другая, посмотреть твитч хватит и встройки. Если играешь - то кадры фреймгена практически не улучшают игровой процесс.
какая-нибудь 5060ti с 4-м генератором будет я так понимаю +- как 4090 с обычным dlss
На серьезных настройках обозначающих разницу в картинке - нет, для MFG нужны стабильные 70-100 к.c чтобы инпут лаг был игровым плюс задержи от него не накладывались
А вот для тестов и картинок MFG это прям идеал - теперь будут в разы выше и толще зеленые небоскребики от NV
Проблема не в лаге. А в качестве генерируемых кадров и чем больше генерирумых тем они они хуже. И еще хуже, если изначальных мало + генерация ( если речь про 3-4 кадра отъедает реальные кадры). Мыльная игра становится мыльней ( привет хел блейд 2 или алн вейк 2) Или вам без разницы какое качество. Лишь импут лаг лучше ? Тогда зачем вобше топ карты ?. Берем дешман. Фул хд монитор, низкие настройки. И не паримся. Если графон не важен. А то и вобще ютуб. А че ? Кадры мыльные. МОжешь даже взять геймпад в руки и представлять что ты нажимаешь.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.11.2004 Откуда: Из Искры Фото: 241
Alexey1977 писал(а):
5080 с водоблоком на сейчас а там видно будет, когда ажиотаж спадет.
кстати она вышла не такой уж и плохой, я не понимаю почему ее все захейтили. Производительность чуть меньше 4090 при цене и TDP меньше. https://youtu.be/n0pxzAlaHBE?si=cJlg6PwgNtnCT_vi Но, тем у кого 4080 смысла нет. А вот с 30х и ниже вполне себе хороший апгрейд.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
Varg писал(а):
Если играешь - то кадры фреймгена практически не улучшают игровой процесс.
Я как бы и сам так думал, но по мере того, как обзоров стало больше, уже так не думаю.
neSaint писал(а):
На серьезных настройках обозначающих разницу в картинке - нет, для MFG нужны стабильные 70-100 к.c чтобы инпут лаг был игровым плюс задержи от него не накладывались
Ну с лучами конечно не будет, но пока что лучи дают разницу уровня "небо и земля" только в КП (я кстати думаю, что так специально сделали, так сказать по заказу). А так в режиме "производительность" апскейл же от 1080, а в 1080 получить те самые 70-100 вполне реально!
mahaleksmos писал(а):
Проблема не в лаге. А в качестве генерируемых кадров и чем больше генерирумых тем они они хуже. И еще хуже, если изначальных мало + генерация ( если речь про 3-4 кадра отъедает реальные кадры). Мыльная игра становится мыльней ( привет хел блейд 2 или алн вейк 2) Или вам без разницы какое качество.
Не знаю где там мыло?! А сам изначально думал, что мыло, артифакты и пр. косяки будут в динамике, но во-первых чем динамичнее сцена тем сложнее их уловить. Во-вторых, судя по обзорам, их реально стало на порядок меньше. Т.е. не натив конечно, но это точно не факап. Допустим в нативе 50 fps, до 200+ можно поднять двумя способами - включив генератор или понизив настройки графики до минимальных. Понизив графику разницу не увидит разве что слепой, а так я например в ютубе ставил разрешение 4к, и на стопкадре вглядывался что бы что-то найти, и скажу - сразу так не найдешь...
П.С. Тоже пока не все понимают по ходу, но видимо и тесты процов, которые были всегда, тоже будут актуальность терять...
в ютубе ставил разрешение 4к, и на стопкадре вглядывался что бы что-то найти
В ютубе ничего и не найдёшь, там 60 фпс макс, да ещё и пережатое всё. Это надо чтоб обзорщик 240 фпс в слоумо записывал, да ещё и сгенеренные кадры правильно захватил и с увеличением - тогда можно будет стопкадры рассматривать. Ну хотя бы так
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2011 Откуда: Рязань Фото: 0
Hermes_Conrad писал(а):
Допустим в нативе 50 fps, до 200+ можно поднять двумя способами - включив генератор
Только генератор не делает х4 от исходного ФПС, есть ещё затраты ресурсов на его работу, поэтому в лучшем случае из 50 фпс без генератора получается 150-160 ФПС с генератором
_________________ Palit GeForce RTX 5090 GameRock OC; AMD Ryzen 7 9800X3D; MSI MPG X870E EDGE TI WIFI; be quiet! DARK POWER PRO 12 1500W; Samsung Odyssey OLED G8 G80SD
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 22
npa4ka писал(а):
В ютубе ничего и не найдёшь, там 60 фпс макс, да ещё и пережатое всё. Это надо чтоб обзорщик 240 фпс в слоумо записывал, да ещё и сгенеренные кадры правильно захватил и с увеличением - тогда можно будет стопкадры рассматривать
Согласен, только карт видеозахвата на 4k 240fps вообще вроде нет, а если снимать экран, тоже так себе получиться. Так что у Хуанга все бы зашло на ура, но тут думаю студии и производители консолей встанут в позицию, там же такой фичи не будет, а это большой кусок рынка...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.06.2003 Откуда: DE Фото: 2
(AMD)OPTERON писал(а):
кстати она вышла не такой уж и плохой, я не понимаю почему ее все захейтили. Производительность чуть меньше 4090 при цене и TDP меньше. https://youtu.be/n0pxzAlaHBE?si=cJlg6PwgNtnCT_vi Но, тем у кого 4080 смысла нет. А вот с 30х и ниже вполне себе хороший апгрейд.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения