Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Новая тема / Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Закрыто  Сообщений: 10555 • Страница 303 из 528<  1 ... 300  301  302  303  304  305  306 ... 528  >
  Пред. тема | След. тема 
В случае проблем с отображением форума, отключите блокировщик рекламы
Автор Сообщение
 
Прилепленное (важное) сообщение

Мемbеr
Статус: Не в сети
Регистрация: 13.09.2012
Откуда: Москва
Фото: 19
В данной теме обсуждаются видеокарты с архитектурой RDNA 3 - AMD Radeon RX 7000-й серии.

#77


Архитектурные особенности
#77

Графические процессоры серии Navi 30 первыми в истории получили мультичиповую компоновку подобно центральным процессорам Ryzen. Однако, если в ЦП можно было наращивать количество чиплетов с вычислительными ядрами и практически линейно масштабировать производительность, то в случае с ГП не все так просто. Блоки графического процессора требуют высокоскоростного соединения с низкими задержками при «общении» между собой — по всем параметрам гораздо более превосходящего то, которое используется для соединения вычислительных чиплетов в центральных процессорах. Именно поэтому делить графический чип на такие блоки нецелесообразно. Слишком высоких задержек графика не приемлет: они неминуемо будут выливаться в заметный штраф к производительности.
При создании новых графических процессоров AMD пошла другим путем. Вычислительные блоки графики остались в базовом чипе Graphics Compute Die (GCD). Из состава ГП выделили контроллеры памяти DDR6 и быстрый Infinity Cache, расположив их в более мелких чипах Memory Cache Die (MCD).
#77

Смысл от применения чиплетов такой же, как и в случае с центральными процессорами: во-первых, малые «кирпичики» чиплета имеют меньший процент брака при производстве, чем большие чипы — особенно такие сложные, как графические процессоры с десятками миллиардов транзисторов. Во-вторых, можно использовать разные техпроцессы производства для разных частей ГП. В отличие от вычислительного GCD, MCD с кеш-памятью и контроллерами DDR от более тонкого техпроцесса выиграют мало, тогда как по чуть более «толстым» нормам производить их дешевле.
Третий плюс — унификация. Можно «собирать» графические процессоры разного уровня, используя одни и те же MCD при разных GCD. По слухам, будущий чип среднего уровня Navi 32 будет построен именно так. И четвертое преимущество: при налаженном массовом производстве производство чиплетных ГП должно обходиться дешевле, чем монолитных, что неминуемо должно повлиять на конечную стоимость видеокарт. Пока это не особо заметно, но стоит помнить: Navi 31 лишь первый в своем роде. Как и в случае с процессорами Ryzen 1000 серии, это только начало.

F.A.Q.
1.Как разогнать видеокарты Radeon 7000-й серии?
Важной особенностью архитектуры RDNA3 является то, что разгон GPU даёт линейный прирост fps в играх до 2800 МГц. Т. е. на сколько % разогнали, столько % прирост fps в играх получили. После 2800 МГц линейность разгона теряется, и как не гони и не повышай частоты, Power Limit, прирост fps в играх составляет всего 4-5%. Об этом рассказано в этом обзоре https://overclockers.ru/blog/Vorvort/show/121115/obzor-i-testirovanie-videokarty-asrock-radeon-rx-7900xtx-aqua, раздел Нюансы разгона, где оверклокеры, с помощью множества тестов, выяснили подробности. В синтетических бенчмарках порога в 2800 МГц нет, разгон линейный на любых частотах.
Обновление: у одного из владельцев 7900XTX линейный разгон в играх после 2800 МГц GPU, но для этого он разогнал GDDR6 до 2800 МГц.
Так как же разогнать Radeon 7000-й серии? Хорошие результаты даёт комплексный разгон GPU и GDDR6. Например на моей видеокарте разгон GPU до 2852 МГц и GDDR6 до 2700 Мгц дал прирост fps 12% в играх, в сравнении с референсными частотами 2500 МГц GPU 2500 МГц GDDR6. Вершиной разгона является андервольтинг. Если вам удалось после разгона снизить напряжение на GPU без потери производительности - поздравляю! Вы сделали очень удачный разгон.
2. Как сделать андервольтинг?
У видеокарт Radeon 7000-й серии вольтаж на GPU часто завышен с завода. Снизив напряжение на GPU в драйвере Radeon Software пользователь может уменьшить энергопотребление и нагрев видеокарты без потери производительности. Единственный нюанс - не все игры работают на сниженном для GPU напряжении. Например у меня Radeon 7900XTX в игре Baldurs Gate 3, в 4К ультра, работает на 1.05 В, а в игре Division 2, 4К, кастом настройки (тяжелее Макс.) для GPU требуется 1.12 В.
Ещё одним важным инструментом андервольтинга является снижение Power Limit видеокарты. Иногда у геймера в игре очень много fps и ему не нужны избыточные энергопотребление и нагрев видеокарты. Он ограничивает в драйвере Radeon Software Power Limit видеокарты, снижая указанные параметры под нагрузкой, зачастую не теряя производительность в играх.
Пользователь может сочетать оба инструмента для андервольтинга, получая отличные результаты.
3. Как решить проблемы штатной эксплуатации "воздушных" Radeon 7900XTX при перегреве hot spot?
В теме были жалобы владельцев Radeon RX 7900XTX на перегрев hot spot при штатной эксплуатации. Проблема заключалась в штатном термоинтерфейсе, который выдавливало радиатором системы охлаждения. Решается она заменой штатного термоинтерфейса на термопасту с фазовым переходом. Автор F. A. Q. не несёт ответственности за манипуляции с видеокартами, пользователи делают их на свой страх и риск.
4. В каких играх Radeon RX 7900XTX показывает высокую производительность в 4К с ультра настройками? (без RTX Nvidia)
15 проектов, где 7900XTX была на равных или минимально отставала от 4090: AC: Odyssey, Far Cry 6, AC: Valhalla, Cyberpunk 2077, RDR2, CoD: MW2, Remnant 2, Hogwarts Legacy, Starfield, BG3, Immortals of Aveum, Ratchet & Clank: Rift Apart, Fortnite (DX12, HW RT, Nanite epic, Lumen epic), Horizon Forbidden West, Dragon's Dogma 2.
С трассировкой лучей и высоким fps в 4K ультра на Radeon RX 7900XTX можно поиграть только в Doom Eternal, Marvel's Spiderman remaster, Far Cry 6.

Power Limit 15-ти моделей Radeon RX 7900XTX
Вложение:
Screenshot_2023-12-15-20-47-02-852_com.google.android.youtube.jpg
Screenshot_2023-12-15-20-47-02-852_com.google.android.youtube.jpg [ 649.79 КБ | Просмотров: 319393 ]

У MSI Radeon RX 7900XTX Trio Classic Power Limit можно повысить только на 8%. У остальных моделей Radeon RX 7900XTX на 15%.

Спецификации Radeon 7000-й серии
Жмем на ссылку с вашим GPU, ищем в самом низу, в списке, нужную модель видеокарты
Radeon RX 7900XTX
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... -xtx.c3941
Radeon RX 7900XT
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... 0-xt.c3912
Radeon RX 7900 GRE
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... -gre.c4166
Radeon RX 7800XT
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... 0-xt.c3839
Radeon RX 7700XT
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... 0-xt.c3911
Radeon RX 7600XT
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... 0-xt.c4190
Radeon RX 7600
https://www.techpowerup.com/gpu-specs/r ... 7600.c4153


1. Вопросы по выбору видеокарт задаём в специально ветке - Помощь в выборе видеокарт
2. Обсуждение драйверов ведём в теме, посвящённой драйверам AMD. Здесь делимся только тем, какой драйвер принёс в вашем случае какую-то прибавку, а какой нет - Radeon Software для Windows и Linux
3. Какой нужен блок питания для вашей видеокарты спрашиваем тут - Выбор блока питания или Хватит ли мощности для моего компьютера
4. Какой процессор подобрать для данной видеокарты спрашиваем тут - Какой процессор будет оптимален для моих задач
5. Запрещено обсуждать цены на данные видеокарты или сравнение цен с другими видеокартами

Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага".
Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.

Сабж:
* Видеокарты 7000х
* Производительность в играх, майнинге, бенчах
* Ремонт, обслуживание, подключение, охлаждение видеокарт
* Потребление, необходимый ваттаж БП и размер корпуса
* Софт для настройки и иной работы с видеокартой

На один шаг (без развития дискуссии):
* Видеокарты 5000-6000 и конкуренты
* Приемлемость конкретного БП для карты
* Сравнение прибыльности конкретного софта для майнинга
* Совместимые с картой мониторы, ТВ и их режимы
* "Раскрывающий" процессор (очень осторожно)

Оффтопик:
* Эстетические качества игр
* Морально-этические аспекты майнинга
* Купленный 10 лет назад БП и его целесообразность
* Личные качества участников

Обжаловать запреты можно в спецтеме.



Пользователи, которым вменен запрет на постинг в теме
Запреты добавляются по согласованию с любым модератором или после получения 2 ЖК в теме.
Xennex - неопределенный срок - varg: успел задолбать 10+ участников ветки, отключен от раздела.
Flw, за вброс, провокацию, ложные данные, нарушение запрета на постинг, оскорбление куратора, имитацию дизайна аватара куратора - бессрочно.
RoMiLiUs, за флуд, оффтоп, провокации, оскорбления с многочисленными рецидивами - бессрочно.

_________________
Если ты еще раз публично усомнишься в себе, то я убью тебя собственной рукой! ©Рейксмаршалл Тренкенгофф Total War: Warhammer


Последний раз редактировалось Vorvort 27.03.2024 5:46, всего редактировалось 212 раз(а).


Партнер
 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 23.06.2019
Фото: 0
Sergiu Bunacalea писал(а):
то моментально оценка в Стиме сравнится с плинтусом.

Так это же половина новых релизов. И текстуры тут ни при чем. :D

_________________
R9 7900X+Thermalright FS 140 / ASUS Rog Strix X670E-A / G.Skill Trident 6200 CL30 / RX 7900 XTX Sapphire Nitro+ / Thermaltake Toughpower PF1 1050W / Fractal Meshify 2


 

Member
Предупреждение 
Статус: Не в сети
Регистрация: 29.04.2008
Откуда: Москва
Фото: 0
RadeoForce писал(а):
в сторону 12гб оно было года 2-3 назад. Сейчас уже 16гб трещит по швам в 1440р. Не нужно мне примеров из 20-секундных прогонов на свежем запуске игры. Продолжительный геймплей - дело совершенно иное

ну я еще выше 13,5гб не сумел использовать в нативном 4К.
настройки не ультра само-собой, тк именно чип rx7800xt уже трещит по швам в таком разрешении.
запасу буквально нет, хочется 7900хтх))


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 25.08.2008
Откуда: Архангельск
derp писал(а):
вот смотри жор памяти на туфе

Ого.

_________________
Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 23.06.2019
Фото: 0
Sergiu Bunacalea писал(а):
а другое дело текстуры.

Они сейчас не так работают, как раньше. Сейчас, при недостатке видеопамяти, просто будут стримить текстуры низкого разрешения, на отдалении.

Это не так работает, как раньше, когда ты сменил текстуры с высоких на средние и увидел мыло. Сейчас, скорее, работает "как далеко тебе покажут четкие текстуры".


Добавлено спустя 1 минуту 3 секунды:
Бушкапе писал(а):
Ого.

Не ведись, ради Бога.

Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:
hardware писал(а):
Сейчас уже 16гб трещит по швам в 1440р.

*****

_________________
R9 7900X+Thermalright FS 140 / ASUS Rog Strix X670E-A / G.Skill Trident 6200 CL30 / RX 7900 XTX Sapphire Nitro+ / Thermaltake Toughpower PF1 1050W / Fractal Meshify 2


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 15.05.2021
Аватар кушает 13,3 в 2560*1440, скрины тут
Avatar: Frontiers of Pandora (2023) #18098550

_________________
7800X3D, 32Gb DDR5 6000MHz 28-36-36-48 Team T-Create Expert, RTX 5080 Феникс, WD Black SN770 1 ТБ M.2, WD Black SN770 512 ГБ M.2, KC3000 2TB


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 25.08.2008
Откуда: Архангельск
kosach1989 писал(а):
Выбираем лучший сорт мыла угадай, где какой кусок

Ковырялся давеча. В 1440р и ниже длсс прям явно лучше, баланс стабильней чем качество фср, а фср ниже качества вообще лучше не опускать, при том что длсс сносен и на перфоманс.

В общем если производительности не хватает и приходится юзать арскейлеры - длсс СИЛЬНО лучше.

_________________
Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 04.08.2016
Фото: 6
Sergiu Bunacalea писал(а):
Одно дело трассировка лучей, которая неимоверно жрет ресурсы и не так тяжело внедрить в игру,

что что? С чистой трассировкой пути, которая "легко внедряется", эта игра выдавала бы 1-2 фпс на 4090. Здесь же все на костылях, а лепить костыли - это всегда сложно. Собсно, вот тут о том, почему это не полноценная трассировка пути, и местами выглядит даже хуже, чем растеризация (повторяю, не "однозначно", а "местами").
https://fakegpu.con/%D0%B8%D0%B3%D1%80% ... vki-luchej
Sergiu Bunacalea писал(а):
а другое дело текстуры.

поднять разрешение текстур можно банально пропустив через нейронку, хотя бы
Sergiu Bunacalea писал(а):
Ну допустим поставят пресет , который у 95% всех пользователей будут приводить к фризам , то моментально оценка в Стиме сравнится с плинтусом.

воооот. Я об этом и говорил. Слишком разрабы переживают за оценку. А кто оценивает, господа на gtx 1650, которая по суте своей уровень между 7970 и 290?
Sergiu Bunacalea писал(а):
Разработчикам не выгодно терять время на оптимизацию под большой объём, когда до сих пор общепринятый объем был 8 ГБ ,но а сейчас будет 12гб как на консолях.

ты что-то путаешь. Оптимизируют как раз под малый объем. Под большой объем особых ухищрений не надо
Sergiu Bunacalea писал(а):
Никому не хочется дополнительно тратить время ради негатива со стороны подавляющего большинства.

а написать крупными буквами "это только для флагманов" слабо? Аватар даже на "средних" выглядит лучше любой существующей на сегодня игры, я сомневаюсь, что его бы заругали. Crysis 1 же не заругали?
hardware писал(а):
ну я еще выше 13,5гб не сумел использовать в нативном 4К.
настройки не ультра само-собой, тк именно чип rx7800xt уже трещит по швам в таком разрешении.

да это понятно, тут больше речь о 4080, которая хорошая карта, но всего 16гб
hardware писал(а):
запасу буквально нет, хочется 7900хтх

всегда хочется больше :-) Я вот решил отойти от 4К, ибо это очень дорого и каждое поколение выбрасывать по 100+ тыс на флагман - такое себе. Нашел компромисс в виде многогерцовки 1440р. Не 4К конечно, но и не мыло мыльное 1080р, и карту можно 2-3 поколения доить в этом разрешении


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 15.07.2013
RadeoForce писал(а):
Не такая большая разница в цене с 7800Хт может до нее докинуть и перейти ?

Блок питания 650вт пусть и голдовый дипкул DEEPCOOL DQ650 [DQ-650-M-V2L] боюсь не вытянет ее.

_________________
Проц:AMD 9700Х;Мат.плата-ASRock LIGHT B650I mini-itx(Wi-Fi);Память ADATA—16Гб*2,Видеокарта 7800xt sapphire pulse,БП-Chieftec PowerPlay Gold 650W,Монитор32"2К LG.


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 04.08.2016
Фото: 6
XenneX писал(а):
Аватар кушает 13,3 в 2560*1440, скрины тут

даже в бенчмарке за 13гб мереваливает в 1440р, а это тот сценарий, когда только запустил игру, не успев забить видеопамять продолжительным геймплеем


Добавлено спустя 1 минуту 53 секунды:
Chingizid писал(а):
Блок питания 650вт пусть и голдовый дипкул DEEPCOOL DQ650 [DQ-650-M-V2L] боюсь не вытянет ее.

с фига ли? Карта негорячая. На такие блочки цепляли даже 6900хт (понятно, что без разгона). Ну разве что если там какой-нить 13900К, то может не хватить 650-ваттной голды. Но у тебя ж 80-ваттная резина.
Не думаю, что у 7800хт возникнут проблемы в такой связке даже в разгоне


 

Member
Статус: В сети
Регистрация: 10.03.2016
Откуда: Москва
Фото: 232
Бушкапе писал(а):
Ковырялся давеча. В 1440р и ниже длсс прям явно лучше, баланс стабильней чем качество фср, а фср ниже качества вообще лучше не опускать, при том что длсс сносен и на перфоманс.


Возможно, получается чел с ролика врёт. Твоё то мнение явно авторитетнее будет.

_________________
i7-13700K/GigabyteZ690UD/32Gb DDR4/RTX5080 Gamerock/PX850G/4К-MiniLED


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 04.08.2016
Фото: 6
kosach1989 писал(а):
Возможно, получается чел с ролика врёт.

не обязательно. Многие пишут вещи, аналогичный Бушкапе, а копнешь глубже, выясняется, что он сравнивал FSR 1.0 с DLSS 2.0, либо же чекал FSR в каком-нибудь зеленом киберпанке, где разработчик уж точно не станет стараться для амд.
Ну и еще фактор паршивой фильтрации на жифорсах, за счет чего FSR на радеоне, например, меньше рассыпается на пиксели и меньше шлейфит
Жираф

Радеон

либо же не в фильтрации дело, а хитрый рекламный ход такой: владелец карты нвидии посмотрит на качество фср, и подумает, что без длсс дальше никуда. Только вот на радеоне картина иная. Раз уж заговорили о крупных каналах, то вот мнение автора одного из таких по итогам сравнение длсс и фср в TLOU
это автоперевод с буржуйского, если что
#77
#77
#77
#77


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 30.04.2015
Откуда: Россия
Фото: 632
Phenomenum писал(а):
Наверное, как увидел пропажу попугаев, так сразу взял и переделал охлад.

именно так.
kosach1989 писал(а):
Ну а что? Таичи ты уже убил, Асус тоже скоро домучаешь, надо двигаться дальше.

не я убил, а она сама сдохла. Потому что работала долго без обслуживания охлада прямо как по вашим мнениям, что за 100С темпы - это норма.
Phenomenum писал(а):
Да это очередной пациент, всё ясно.

ну чтож, товарищи пациенты-неадекваты, вот вам пруф
с горячей памятью
#77

с менее горячей памятью на той же видухе
#77

_________________
cpu: r9 7953@stock, mobo: asus strix ee, ram: hynixDR 32GBx2@6200 28-35-32-47-79 1.4V, gpu: 7900XTX TUF, psu: corsair HX1200i


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 25.08.2008
Откуда: Архангельск
RadeoForce писал(а):
Только вот на радеоне картина иная

На радеоне и проверял.

_________________
Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 29.07.2015
Откуда: Москва
Фото: 686
derp 1% в какой-то синтетике и правда есть прирост при снижении с 96 до 70 градусов

_________________
https://overclockers.ru/blog/A224/
--
My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 25.08.2008
Откуда: Архангельск
RadeoForce писал(а):
чекал FSR в каком-нибудь зеленом киберпанке

Он там кстати очень хорошо реализован, лучшем чем во многих других тайтлах.
В 4к на качестве так мне даже больше нравится чем длсс, хоть и рябит сильнее, но порезче. Но в 1440 и ниже картина меняется, мельтешение становится заметней, длсс более стабилен.

_________________
Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 04.08.2016
Фото: 6
Бушкапе писал(а):
На радеоне и проверял.

а как ты включал dlss на радеоне?

Добавлено спустя 43 секунды:
Бушкапе писал(а):
Он там кстати очень хорошо реализован, лучшем чем во многих других тайтлах.

серьезно? Одна из худших реализаций имхо. Вроде и 2.1, а выглядит хуже, чем ранние версии 2.0


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 25.08.2008
Откуда: Архангельск
RadeoForce писал(а):
Бушкапе писал(а):
На радеоне и проверял.

а как ты включал dlss на радеоне?

длсс включал на нвидии, фср на радоне.
отличий в работе фср на нвидии и радеоне кстати не увидел.

_________________
Ви но энемиз, ви джаст дизегри.!


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 30.04.2015
Откуда: Россия
Фото: 632
A224 писал(а):
1% в какой-то синтетике

скорее 2%
А теперь представь, в 3Дмарках, где попугаи в числах вроде 20-30к, 2% - это целых 500 попугаев. А люди ради 100 попугаев наваливают 1.6В на оперативку и отключают всё подряд в винде... (только не надо путать, я не пишу, что снижение темпы памяти даст 500 попугаев в 3Дмарке).
На той же 6900 по памяти была куда больше разница, при том в реальных фпс в играх было очень заметно. Когда она никакой драйвер не выбивала, а память по факту работала с ошибками и производительность снижалась на много процентов.

_________________
cpu: r9 7953@stock, mobo: asus strix ee, ram: hynixDR 32GBx2@6200 28-35-32-47-79 1.4V, gpu: 7900XTX TUF, psu: corsair HX1200i


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 15.05.2021
Бушкапе писал(а):
В общем если производительности не хватает и приходится юзать арскейлеры - длсс СИЛЬНО лучше.

на про хайтек есть тест, ничем он не лучше

_________________
7800X3D, 32Gb DDR5 6000MHz 28-36-36-48 Team T-Create Expert, RTX 5080 Феникс, WD Black SN770 1 ТБ M.2, WD Black SN770 512 ГБ M.2, KC3000 2TB


 

Member
Статус: Не в сети
Регистрация: 29.07.2015
Откуда: Москва
Фото: 686
derp писал(а):
скорее 2%
А теперь представь, в 3Дмарках, где попугаи в числах вроде 20-30к, 2% - это целых 500 попугаев.

ну я например в 3дмарк тоже не играю. и вообще это дистрибутив я даже не помню ставил ли я его на веге. возможно на самом старте ставил 1 раз. мне лично абсолютно всё равно на его показания
и тут речь то про память а не про какие "оверал систем скор" попугаи
на веге например каждые 100 МГц разгона HBM2 памяти давали +5+7% фпс в 2560x1440 в реальной игре. вот это я понимаю. а тут ну честно говоря несущественно даже для бенча, а в реальной игре? ещё меньше?

_________________
https://overclockers.ru/blog/A224/
--
My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D


Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Новая тема / Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Закрыто  Сообщений: 10555 • Страница 303 из 528<  1 ... 300  301  302  303  304  305  306 ... 528  >
-

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: dftm1, tch76 и гости: 48


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB | Kolobok smiles © Aiwan