3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Иногда там поболее (зависит от игры/приложения) прироста по сравнению с RTX4090, VRAM побольше ну и несколько других плюсов. Думаю что обнова стоит того, я бы обновился.
А часто поменьше (зависит от игры/приложения) прироста, VRAM куда столько девать в играх то, и несколько других минусов - потребление и тепловыделение, что может увеличить шум для вывода тепла из системника. Большая нагрузка на тот же разъём многострадальный. Ну и палит вместо суприм ликвида ну прям такое (или не палит?) Если все минусы не пугают, а 30% фпс нужны и готов 100к отдать за них - то апгрейд того стоит. Сам решай крч
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Varg писал(а):
Хуанг и правда наобещал (в 2021-2022, а не сейчас), что 5070 будет как 4090
за счет архитектуры? Не думаю, что в будущем можно будет иксовать производительность за тот же ценник, техпроцессы только дорожают. Видимо нас ждет просто новый виток улучшения апскейлеров. Уже сейчас на DLSS4 производительность равна DLSS3 качество, а то и лучше. Думаю в следующем поколении на 6070 увеличат видеопамять до 20 Гб и еще какой-нибудь апгрейд апскейлера сделают (зная жадность Хуанга он не даст в мидл 24 Гб ). Задарма жирный чип никто в мидл ставить не будет, чтобы иксовать производительность при нативном разрешении без апскейлеров
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/RMx650W/ TT CORE P3 PRO
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
про генерацию кадров, если максимально коротко - мусор. Желе. Нормально работает тока если нативных кадров 70-80 - тогда инпут лаг будет не сильно заметен, но вы просто поменяете норм фпс, на рисованный фпс+артефакты
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.04.2007 Откуда: и куда? Фото: 7
SlasheR писал(а):
про генерацию кадров, если максимально коротко - мусор. Желе. Нормально работает тока если нативных кадров 70-80 - тогда инпут лаг будет не сильно заметен, но вы просто поменяете норм фпс, на рисованный фпс+артефакты
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.11.2003 Откуда: SPB Фото: 39
Винни-Пух ну мне кажется, что это вещь слишком субъективная и к технической части мало имеет отношения. и вообще, больше похоже, на маркетинг коричневого цвета
Иногда там поболее (зависит от игры/приложения) прироста по сравнению с RTX4090, VRAM побольше ну и несколько других плюсов. Думаю что обнова стоит того, я бы обновился.
А часто поменьше (зависит от игры/приложения) прироста, VRAM куда столько девать в играх то, и несколько других минусов - потребление и тепловыделение, что может увеличить шум для вывода тепла из системника. Большая нагрузка на тот же разъём многострадальный. Ну и палит вместо суприм ликвида ну прям такое (или не палит?) Если все минусы не пугают, а 30% фпс нужны и готов 100к отдать за них - то апгрейд того стоит. Сам решай крч
Да, палит, щас вариантов то особо нет за 320+/-. Все остальное 400+ под заказ и вот это уже точно не стоит такой переплаты Короче посижу наверно пока на 4090, в целом у меня в 4к ниже 60 фпс и так нет нигде, поэтому эти 30% прироста не сильно критичны как кажется
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
ParKur писал(а):
Предположу, что владельцам RTX5090 вряд ли захочется поиграть в старьё.
регулярно перепрохожу мафию 1-2-3, бетманов и в АС блек флаг побегать тоже люблю. биошоки в ремастерах наверное все ок будет, а вот с теми вопросики... первую мафию вообще раз 20 наверное перепроходил и ее ремейк это говно на палочке )) так что у всех свои игры есть любимые и если на новой карте не поиграть то нафиг оно и надо, думаю я с 4090 я 6090 подожду не рыпаясь. лучше комп обновлю ))
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 09.06.2005 Фото: 45
caliskan писал(а):
SINgle84 так на 6090 тоже не будет физикса. И почему не поиграть? Просто выключаешь физикс или снижаешь его до минимума
ну вот и дожили до момента когда платишь овер дохера, а на топ картах картинка хуже чем было. тот же мирор эдж без физикса уныло выглядит https://youtu.be/XNoBsrgoppQ?t=1263 чет ссылка на отрезок не вставляется корректно https://youtu.be/bzZFOpK-qHg - 11 минута про лучи другие они не рассматривали, к сожаленью. ну просто 4090-5090 не имеет смысла это не как было с 3090-4090, так что подожду 6090 или радеончик того же времени, раз на физикс болт положили
Последний раз редактировалось SINgle84 10.03.2025 11:02, всего редактировалось 4 раз(а).
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения