3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
Exolon 300к это безумная цена? 4090 продавались за столько последний год. Помню 4090 за 150к тоже называли безумной ценой. Ждуны в итоге дождались 250-300к
Везде DLSS Q Transformer разумеется. И да, тем, кто говорит, что DLSS стал сравним с нативом... ну они всегда так говорили, даже с 1.0. Какого-то явного мыла от 4хМФГ не заметно, но возможно из-за того, что без него 35 фпс, и картинка дергается, а стоя разницы нет.
Зато я наконец понял, что такое "ватность играбельная". С 4K DLAA 4xMFG у меня наконец-то 120 fps (4х30 DLAA), против всего 90 (2х45 DLSS) на 4090. Но насколько же они ватные! Если врубить DLAA на 4090, то даже с ФГ это неиграбельные 50, т.е. 25 нативных. А вот с 5090 и 30 нативных х4 играть уже можно. Но насколько же все ватное... Даже просто бродить - промахиваюсь против направления, куда хотел. А в Порше или номадовские авто лучше вообще не садиться, их заносит на ровном месте. Замечу, что здесь важен не только инпут-лаг, но и само количество фпс, т.к. отключение рефлекса и LLM таких заносов на ровном месте не дает. Видимо, играет роль гранулярность расчета физики: на 30 фпс она считает, что руль крутили максимально влево все 33 миллисекунды, а это очень много, и машина вылетает за трассу.
В общем, в будущем, думаю, нужно будет изменить нотацию записи фпс: писать в стиле 30х4 или 4х30 fps, вместо 120 (MFGх4). Итоговая цифра не имеет отношения к реальному результату, база+множитель гораздо точнее его описывают. В режиме 2х45 авто управлялись гораздо лучше, чем 4х30, я даже гонки и миссии угона проходил не выключая рейтрейсинг, хотя лучше выключать. Ну понятно, что с 5090/DLSS уже даже комфортно, хотя... 4хMFG/DLSS дает 180 фпс, то есть 4х45, те же 45, что у меня были на 4090. Пользы от +90 фейк-кадров гораздо меньше, чем от +15 настоящих, так что Sweet Spot для кибера остается 2хMFG/DLSS-Q, с которым 2х60 фпс дает достаточный комфорт игры при достаточно хорошей картинке. Хотя если чисто смотреть ролики, можно включать 4xMFG/DLAA, только не на всю игру.
Заметил также, что в сверхтяжелых режимах просадка от МФГ меньше, чем в легких. То есть это не так чтобы он стабильно отбирал 25% фпс, в DLAA 35 -> 4х30 означает потерю всего 15%, и 4х30 гораздо комфортнее. Скорее, просадка пропорциональна количеству добавляемых кадров, что в принципе логично и сходится с цифрами. Поэтому я не уверен, насколько верна идея, что МФГ хорош при и так высоком фпс, потому что потеря базового фпс там тоже гораздо больше. Представить ситуацию, где мало 2х90, мне сложно, и я бы лучше играл в 2х90, чем 4х60.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Varg так любой генератор кадров это зло для латентности, MFG просто даёт больше кадров. И артефактов от него больше чем от нового DLSS4. Обычный FG включал только в MSFS потестировать, там на задержку в управлении пофиг, даже реализма добавляет короче говоря, маркетинговая технология для циферок
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/RMx650W/ TT CORE P3 PRO
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 21.10.2010 Откуда: вопросы? Фото: 67
Varg писал(а):
https://imgsli.com/MzU4MTA5/0/2 Везде DLSS Q Transformer разумеется. И да, тем, кто говорит, что DLSS стал сравним с нативом... ну они всегда так говорили, даже с 1.0.
На 27" 4K, разницы не видно, если только с лупой бегать. На приведённом сравнение, разница в освещении/затенении и пару графических нюансов и то скорее из-за того, что кадры разные.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.05.2007 Откуда: Москва
Лучше иметь 60-80 натива с минимальным налетом DLSS, чем 120 фейка. Как-то так мне все это видится. Думаю это еще может зависеть от конкретной игры, жанра, динамики, например где стоит включать MFG, а где нет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
Gottex На 120гц генераторы в принципе малоюзабельны из за того что регулярно будет выскакивать за пределы синка и вызывать разрывы. Можно включить вертикалку, но тогда сразу еще +5-10 мс задержки добавится. На 240 попроще уже, но и то разрывы проскакивать могут. Я жду мониторы 4к 480гц, dp 2.1 может столько вытянуть, осталось выпустить такие мониторы
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.03.2007 Фото: 2
npa4ka писал(а):
Ну вот подъехало объективное мнение по мфг.
На самом деле это субъективное, восприятие этой фичи (fg/mfg) сильно зависит от стиля игры, от того чем управляешь (мышь/геймпад), на каком мониторе/телеке и с какими настройками играешь, если бы так было однозначно никто бы этот генератор не проталкивал в маркетинге тоже не совсем дураки сидят и достаточно много народа вообще играет через интернет облака типа "GeForce NOW" и ничего еще и деньги за это платит, а там задержка в разы больше.
Лично я например в Человек паук 2 с ней играл для меня эта фишка то что доктор прописал, потому как игра на геймпаде с очень динамично меняющейся картинкой более приятна с fg даже несмотря на проскакивающие артефиакты.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.03.2007 Фото: 2
caliskan писал(а):
На 120гц генераторы в принципе малоюзабельны из за того что регулярно будет выскакивать за пределы синка и вызывать разрывы
Из-за этого я в первый Чпаук не смог играть с FG с этой рваной картинкой, но во втором они что то подкрутили и стало почти все гладко с FG. Тоже самое с Индианой до выхода дров на 5000 серию в с mfg не мог играть из-за рвущейся картинки, с выходом дров и обновлений на игру все стало нормально даже на 4090
Последний раз редактировалось Vortexs 12.03.2025 15:42, всего редактировалось 2 раз(а).
Community Manager
Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
ParKur Там 4 кадра разных, у каждого по 2-3 варианта, они пронумерованы. Везде камера не двигалась. Ну и я проверял все это в движении, т.е. это не один кадр такой, а проверено, можно их десятками повторять.
Стоит ли это того, чтобы играть постоянно в 35 фпс? Нет. Чтобы включать DLAA/MFG в "прогулочных" сценах? На мой взгляд да, но у меня экран в три раза больше, и там видно, попробуй увеличить у себя. 27" 4K это довольно мелкая точка, там можно вообще без сглаживания играть, DLSS для таких случаев конечно идеален.
В движении оно заметнее, чем на скринах, т.к. картинка не так стабильна. На скринах даже TAA vs DLAA почти не отличаются (см. мой пример хотя бы), а в движении вполне.
Добавлено спустя 5 минут 28 секунд: Vortexs Только надо различать, FG и MFG явно работают по разным алгоритмам, хотя бы потому, что MFG сильно просаживает базовый фпс, а FG всего процентов на 5.
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 21.10.2010 Откуда: вопросы? Фото: 67
Varg писал(а):
Там 4 кадра разных, у каждого по 2-3 варианта, они пронумерованы. Везде камера не двигалась. Ну и я проверял все это в движении, т.е. это не один кадр такой, а проверено, можно их десятками повторять.
У меня на обоих нет мыла, разница только в деталях объекта.
Varg писал(а):
27" 4K это довольно мелкая точка, там можно вообще без сглаживания играть, DLSS для таких случаев конечно идеален.
Ага, отлично подходит.
Насчёт FG с геймпадом нормально играется, а вот на мышке чувствуется ватность.
YakovDolgorukiy писал(а):
Мне кажется, уже давно весьма сложно найти вк без "шуршания".
Community Manager
Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Цитата:
цена
Запрещена к обсуждению. Была разрешена только в феврале из-за дефицита и только в форме ссылок на легальные магазины (не барыг). Сейчас цены стабилизировались, традиционно в технических ветках они не обсуждаются.
ParKur писал(а):
У меня на обоих нет мыла, разница только в деталях объекта.
Я и говорю про разное количество деталей, а не мыло. Мыло лечится ползунком резкости, а вот отсутствующие детали ничем не исправить.
На большом экране разница между DLSS и DLAA - это разница между "неплохо" и "вау". Не везде конечно,
Хочу еще поэкспериментировать с режимами High Quality через Tweaks, т.е. 75% и 85% разрешения рендера вместо 66%. NVapp даже предлагает их, но в формате NIS, а не DLSS.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 15.09.2008 Фото: 0
Как думаете стоит ли брать 5090D? Чёт вменяемых тестов в сети не нашёл, хуже ли она обычной в играх. То что powerlimit заблочен, ускорение ИИ и майнинг я знаю...
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.08.2011 Откуда: Рязань Фото: 0
Varg писал(а):
и я бы лучше играл в 2х90, чем 4х60.
а я бы 1х110
Varg писал(а):
С 4K DLAA 4xMFG у меня наконец-то 120 fps (4х30 DLAA), против всего 90 (2х45 DLSS) на 4090. Но насколько же они ватные!
сколько латенси показывает в таком режиме?
Varg писал(а):
Хочу еще поэкспериментировать с режимами High Quality через Tweaks, т.е. 75% и 85% разрешения рендера вместо 66%. NVapp даже предлагает их, но в формате NIS, а не DLSS.
у меня кибер больше не реагирует на dlss tweaks, если найдёшь решение, то маякни или ты не через него хочешь?
_________________ Palit GeForce RTX 5090 GameRock OC; AMD Ryzen 7 9800X3D; MSI MPG X870E EDGE TI WIFI; be quiet! DARK POWER PRO 12 1500W; Samsung Odyssey OLED G8 G80SD
Community Manager
Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
tolikmixx писал(а):
сколько латенси показывает в таком режиме?
А там все на скринах, они с мониторингом. 70-80. С обычным ФГ и Q 42-44 было.
tolikmixx писал(а):
а я бы 1х110
Ну так этого не будет, старый гена так не просаживает. Или по крайней мере FSR FG не просаживает, он может сделать 2х90 из 1х95, а тогда уж лучше включить. Если бы МФГ был бесплатным, я бы включил везде и не парился, но так цена очень уж высока, -фпс в базе и +задержка, ситуативная штука.
tolikmixx писал(а):
у меня кибер больше не реагирует на dlss tweaks, если найдёшь решение, то маякни
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения