3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Varg писал(а):
Зато я наконец понял, что такое "ватность играбельная"
Ну это у тебя мало играбельная, если раздражает, кидает автомобиль, нет четкости мыши. Какая же это играбельная. Ватность играбельная понятие я обозначил, когда у тебя стабильные 60-70+ фпс, пусть с простым геной, рефлексом, низк. задержкой вкл в дровах и игре, везде включена также низк задержка, например в мониторе, и как итог по замеру прогой FrameView у тебя получается задержка в районе 60 и ниже. Вот это ватность не раздражительная, а играбельная. Она конечно ватность, не резкость 100 фпс натива, но совсем легкая. А у тебя уже мало играбельная.
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
ev_rus 2х33, т.е. 60-70 с обычным ФГ - это то же самое, что 4х33, т.е. 120-140 с МФГ 4х. Так я наконец почувствовал, о чем ты. Ну для меня это эксперимент.
Точнее, конечно же, не совсем то же самое: с 4х плавнее картинка, а с 2х плавнее управление. В 2х та же карта выдает 80-84 фпс, а инпут-лаг в районе 40-45 мс.
Ты же как раз собрался 5070ти брать, не интересно разве подробнее про тот самый МФГ, которым он существенно отличается от 4070тис?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Varg писал(а):
не интересно разве подробнее
Интересно конечно, все попробовать. Однако я постоянно говорю, что повышаюсь в производительности карты (уже даже излишней для моих потребностей) и остаюсь перед собою на 27-1440р для того, чтобы максимальное большинство игр играть на максах, с лучами, длаа (без длсс), с реконструктом, рефлексом, низкой задержкой. Длсс-к не нравится. А генераторы, ну интересно, но и ватности накидывают, я генератор использую лишь в крайне тяжелом случае, а больше 100 фпс у меня по жизни вообще игровая цель никогда не стояла. Так в итоге, со всеми рефлексами\низк задержкой, с фри-синком\без в-синка, тебе по комфортности какой генератор больше понравился, от какой базы фпс и в итоге сколько фпс ?
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
ev_rus писал(а):
Так в итоге, со всеми рефлексами\низк задержкой, с фри-синком\без в-синка, тебе по комфортности какой генератор больше понравился, от какой базы фпс и в итоге сколько фпс ?
MFG вырубает синк при включении, но дискомфорта это не вызывает, лишние кадры дропаются, разрывов нет. Но управление реально теряет отзывчивость. Для игр, где нужно целиться или рулить, он не подходит. Даже MSFS я бы тоже отнес к играм, где надо рулить, на маленьких самолетах фидбек от штурвала важен и он быстрый, а овершот там еще опасней, чем для авто.
Стрелять нормально можно только в противника на настоящем кадре, на сгенерированном его нет там, куда целишься, хитскан не сработает. Лучше там точно без ФГ.
В общем, в КП точно комфортнее всего с 2х, и большинстве игр, где он есть. 2х ощущается достаточно плавно, компромисс. Я бы попробовал 4х в определенных бродилках, но как назло не завезли. Хогвартс разве что, только это не вполне бродилка.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Varg писал(а):
Даже MSFS я бы тоже отнес к играм, где надо рулить, на маленьких самолетах фидбек от штурвала важен и он быстрый, а овершот там еще опасней, чем для авто
это да, но на лайнерах с ЭДСУ вообще незаметно. FG всегда был плох в плане отзывчивости, MFG ничего в этом плане не улучшил. Да и NVIDIA предлагает миксовать его с DLSS. Т.е. как вариант убрать ультра настройки, включить DLSS, чтобы набрать хотя бы сотню кадров и дальше подключать FG, такой сценарий выглядит рабочим и не сильно тормозным по задержке
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/RMx650W/ TT CORE P3 PRO
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.02.2007 Откуда: Москва
стал обладателем 5090 founders .... блин как она мне мозги вынесла это космос .. так не развлекался с момента покупки 8700к когда материнка асус не видела дискретную графику вообще .. пока не обновил биос ректальным способом
во первых встретила черным экраном и кодом 31 в диспетчере . хорошо что в проце была графика ..
скинул pciex 5 до 4ки rebar - off
после 3 ребутов и выключения .. код 31 пропал .. поставил дрова ...после карта заработала и пока мозги не выносила
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
vpoluektov писал(а):
Включается из игры в Alan Wake 2 и Hogwarts.
В Алане геймплей забыли. Попробовал х4 в Хогвартс. Для начала оставив лимит фпс, потом убрав. Первое, что видно - шлейфы. Для прикола можно посмотреть интро с 30 фпс, там прямо видно три призрака за каждым персонажем. Поднятие лимита до 120 фпс делает их менее заметными, но и в роликах можно увидеть, и при быстром повороте.
Не знаю, то ли с игрой что-то сделали, то ли с 5090, но Хогвартс с макс РТ сейчас спокойно и комфортно играется и в нативе. На 3090 врубать его было безумием, на 3080ти вообще слайдшоу, на 4090 он тормозил, на 5090 это уже 80 фпс без фреймгена. Думаю, что с игрой, все-таки УЕ4, изначально было все очень плохо, постепенно улучшали, и на 5090 я запускаю совсем другую версию. Учитывая, что 1х уже дает адекватный фпс, а 2х хватает для 120-144 Гц, в целом можно играть и без ФГ и тем боле МФГ.
Хогвартс не поддерживает DLAA+RR, но поддерживает DLSS Ultra Quality, https://www.nexusmods.com/site/mods/550 - поставил себе коэффициенты 0.67, 0.75, 0.8, 0.9, 1.0, но в итоге остался на 1.0. Качество изображения отличается словно сделали Oculus Reparo.... https://imgsli.com/MzU4MzYy Но есть ньюансы - DLSS 100% точно НЕ равен DLAA, и даже проигрывает TAA по четкости: https://imgsli.com/MzU4Mzc3 При этом из-за несовместимости DLAA с RR в данной игре я бы все-таки оценил DLSS/100%+RR выше, но только в DLAA и TAA глаза гоблина реально видны. Возможно надо будет поиграться с коэффициентами DLSS и/или добавить наждачку (шарпа) даже к 100%. Позже сделаю.
Впрочем, обратно к генерации. Я специально посмотрел начало игры, где очень много скриптованных сценок. Ощущения описал бы наверное так: х1 ощущается как игра - простые, честные, четкие, чуть рубленые движения. х2 ощущается как кино - движения уже разумно-сглаженные, органичные, чуть-чуть размазанные. х4 ощущается как кино с уплавнялкой в телевизоре - движения неестественно плавные, словно все не в воздухе, а в воде. Возможно из-за высокого базового фпс, ощущения ватности как в панке нет. Но визуально артефактов больше.
Субъективно, разница между х2 и х3 гораздо больше, чем между х3 и х4. С МФГ возникает ощущение заторможенности камеры. Вроде бы она двигается на тот же угол, но есть раздражающая задержка между движением мыши и поворотом камеры. На х1 и х2 нет. Повышение фпс не меняет ситуацию, камера подтормаживает даже в Performance, когда технически инпут-лаг очень низкий. Словно тянешь ее за резинку, а не напрямую крутишь мышкой, возникает желание довернуть в конце. Не могу к сожалению показать, здесь нужны какие-то более крутые инструменты, чем софт. Также допускаю, что тут влияет привычка, что я уже настроен на мышь с х2, но тогда странно, что х1-х2 переход не требует переобучения, а х2-х3 постоянно неточен.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 20.02.2007 Откуда: Москва
ParKur писал(а):
Как впечатления?
до компостирования мозга или после ? в целом забавное ощущение игры в рулетку в целом с ROPS . если бы у меня был квиток магазина и официальная поставка то в принципе ОК . но в случае москвы но все на месте поэтому экспириенс добавил остроты всей истории
черный экран к примеру на моем компе вызывал клин Pcie когда отвалились слотовые pcie устройства . в виде дискретной сетевухи . которая просто не виделась ни в каком слоте . пока видюха висела в коде 31 . питание подается . все огоньки мигают . сетевуха в диспетчере отсутствует. но мне повезло .. у проца есть графика которая включилась после сброса биоса снятием батарейки.после танца с бубном поставил дрова и пока все ок ..
вообще сама карта в нынешние времена может порвать шаблон .. после MSI 4090 gaming trio и остальных одноклассников на 5 слотов .. founders 5090 выглядит как малютка пришелец из давно прошедших времен . когда топовая видеокарта занимала 2 слота. о времена о нравы к охладу никаких вопросов нет все держит в допуске .. катушки не воют
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.02.2016 Фото: 7
Varg писал(а):
но только в DLAA и TAA глаза гоблина реально видны.
Скорее в DLAA освещение по другому "рисуется". И просто больше затемнения вокруг глаз - в итоге они чуть более явно выделяются. И такой же эффект на всей одежде гоблина - больше теней от складок в DLAA - в итоге они кажутся более детализированными. С dlss около двери в хранилище "меньше света". При этом с DLSS более четкая фактура на этой самой двери.
Жаль нету скринов с FSR. С ним вроде еще "светлее" картинка выходит.
_________________ Ryzen 7 5800x3d CO -30, x570 Aorus Elite, DDR4 16GBx2 Ballistix 3600 cl16, ASUS RTX 3070ti TUF, Define R5, Custom Water loop
но только в DLAA и TAA глаза гоблина реально видны.
Скорее в DLAA освещение по другому "рисуется". И просто больше затемнения вокруг глаз - в итоге они чуть более явно выделяются. И такой же эффект на всей одежде гоблина - больше теней от складок в DLAA - в итоге они кажутся более детализированными. С dlss около двери в хранилище "меньше света". При этом с DLSS более четкая фактура на этой самой двери.
Жаль нету скринов с FSR. С ним вроде еще "светлее" картинка выходит.
Та не, там видно вообще по всему скрину, что dlss чуть мыльнее. Ну по крайней мере я вижу
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения