3. Полезные утилиты: GPU-Z- бесплатная прикладная программа для отображения технической информации о видеоадаптере (видеоконтроллере/видеокарте/видеомодуле). MSI Afterburner- одна из самых популярных утилит для тюнинга видеокарты. NVFlash- программа для прошивки BIOS; использовать с осторожностью; только для опытных пользователей.
5090 обладает хорошим потенциалом для снижения энергопотребления при минимальном влиянии на производительность. В отдельных случаях производительность может быть немного лучше стоковых значений. Основная цель данного процесса – повысить эффективность энергопотребления ВК при минимальном влиянии на производительность относительно заводских настроек.
ВАЖНО: Любые манипуляции со значениями частот/напряжения могут приводить к нестабильности. Необходимо все тщательно тестировать и держать в уме, что даже хорошо протестированная кривая частот/напряжения может «вылететь». На мой взгляд, данный риск оправдан, т.к. речь в 99,99% случаев идет про игры. Необходимость в снижении энергопотребления таким способом вы определяете самостоятельно. Не следует делать его по принципу "все побежали и я побежал".
6. Полезная/интересная информация от опытных участников конференции:
Alex TOPMAN: оптимизация кривой частоты/напряжения в MSI Afterburner
В процессе спора про корректность использования понятия "андервольт" (в том или ином контексте) камрад Alex TOPMAN выдал полезную информацию о связи частоты/вольтажа.
Оригинал сообщения (рекомендуется к прочтению):ссылка
Отредактировано, чтобы читалось как самостоятельное сообщение:
Цитата:
Кривая у видеокарт придумана для того, чтобы работать на разных частотах с разным вольтажом в разной по величине нагрузке. Нет никакой ОДНОЙ стоковой частоты. Для каждого шага напряжения - СВОЙ потолок частоты. И на заводе всем точкам кривой присвоен далеко не потолок частоты, а некая середина, на случай любых плохих условий охлаждения, вроде душного корпуса. Задача оверклокера - найти и выставить свой потолок частоты для ВСЕХ точек кривой. Не оптимальный подход, хоть он и имеет право на жизнь - это ограничиваться "выставлю для всех случаев 2900 и типа мне хватит". Для того, чтобы выставить этот потолок - есть программа MSI Afterburner и инструмент редактирования кривой напряжение/частота. Выбираем точку с нужным напряжением и тащим вверх (или вниз, если даже в стоке карта перегревается в душном корпусе) частоту. Не наоборот! Точку с напряжением можно лишь выбрать. Также выбирает и сама карта ту точку, которая соответствует нагрузке, чтобы вписаться при этом в PL. Например, попробовала запустить Киберпанк на 3000 с напряжением 1в (цифры примерные), упёрлась в PL, переключилась на следующую вниз точку, где уже 0,975в и частота 2985. И т.д. (это за доли секунды всё делается), пока ей не удастся вписаться в PL. Наивный "оверклокер" при этом считает, что карта у него настроена именно на 3000 (как он хотел и нарисовал в курве), но "почему-то" по факту работает на -200 (потому что не держит в такой нагрузке). О чём после этого и пишет здесь на форуме, что "раньше такого не было" и "он не знает почему так" (а надо было сесть и разобраться, как следует). А если занизить частоту для этой игры, то в другой, более лёгкой - карта "будет задушена".
Пошаговая инструкция по оптимизации кривой для увеличения производительности (на базе поста и лс) :
0. Необходимо задрать левую часть кривой повыше - выбираем любую крайнюю правую точку, зажимаем Ctrl и тянем вниз, тем самым поднимая левую часть кривой. Без разницы, за какую точку тянуть, но здесь лучше задрать самую левую часть повыше (но, карта всё равно будет сбрасывать её до некоего потолка, который на кривой превысить просто не получится). 90% обычных пользователей обойдутся без опционального пункта 0 и будут двигать всю кривую только альтом. Но, тех, кто захочет выжать из карты побольше потенциала, ждёт ловушка из-за небольшой дельты запаса потенциала в правой части, по сравнению с левой.
1. Выбираем любую точку, зажимаем Alt и поднимаем всю кривую пока в какой-то точке не потеряется стабильность. Стабильность в каждой точке тестируем прогоном ОССТ 3D Adaptive с настройкой от 10 до 100% с шагом 10%, смена шага через 20 секунд (не меньше, но можно и дольше - по желанию).
2. После того, как курва предельно поднята, но все точки частота/напряжение сохраняют стабильность (=успешно прошли весь указанный выше ОССТ тест), нам достаточно пристреляться лишь по верхней точке (показываемые частота/напряжение при 10% нагрузки в тесте) и нижней (100% нагрузки) - на остальных точках стаб мы получим автоматом в 95% случаев (если не ковыряли отдельные точки вверх руками). "Пристреляться" = поднял всю курву через альт или погнул её через ctrl - потестировал. Тест проходит - поднял/погнул ещё. Нашёл, где стабильность потерялась - опустил всю курву до стабильного значения "нестабильной" точки и запомнил её - её больше превышать нельзя. Далее пробуем гнуть противоположную часть кривой, чтобы понять, какой запас остался там. Другими словами: цель = найти нестабильную частоту для напряжения 1,1в (у кого-то 1,075в или около того и выше не поднимется) в тесте 10% нагрузки и спустить её на 15-30 МГц до стабильности. Запомнить. Затем найти такую же точку при 100% нагрузки (например, у кого-то это будет 2400 и 0,85в). Запомнить. Далее, нужно минимально простыми манипуляциями со всей курвой целиком поднять и наклонить всю кривую так, чтобы она проходила через две точки, что мы ранее запомнили.
3. После этого можно ещё дополнительно залочить по кнопке L любую желаемую максимальную точку (сам я ставлю L на точке 1.1в) - для гарантии. А чтобы карту в моменте не бустили ещё выше какие-то её внутренние алгоритмы, можно через выделение с шифтом всех точек далее L вместе с точкой L, выровнять их в ровное плато: выделяем, жмём шифт-ентер на первой (левой, которая у меня L) из выделенных точек, видим значение её частоты (нашего будущего потолка) с возможностью её редактирования ручками, жмем просто ентер (="применить значение для всех выделенных точек"). Остальные точки сами выровняются по введённому значению. И тогда даже сняв лок по L, частота в нагрузке уже никогда не уйдёт выше выбранной нами верхней желаемой частоты и минимального по курве напряжения для неё.
Если требуется, можно дружно попросить записать Алекса более подробное видео, где будет симулирован весь процесс настройки у рядового юзера.
ВАЖНО: Вы можете задаться вопросом: а зачем оно мне надо, если "ползунковый" разгон у меня прекрасно работает. Ответ: работает - не трогай! Но если хочется глубже изучить тему и выжать максимум, то это хорошая отправная точка.
Alzov: кастомное водяное охлаждение для 5090
Дисклеймер: 1/ длительное обсуждение водяного охлаждения для 5090 является оффтопом, для этого есть отдельная тема; 2/ к сожалению, особенности личности камрада Alzov несовместимы с правилами этого форума, поэтому он забанен. Тем не менее, отрицать наличие у него определенных компетенций глупо. Свои вопросы, если они появятся, вы можете задать в его тг канале.
Карта стоит 300-400к рублей, что так сложно водоблок с алишки взять за 16к+ радиатор медный за 10к и помпу с резом за 15к? И играть как человек, а не в даунвольте с -фпс.
Для неподготовленного юзера это непросто, учитывая что все поколения карт до этого нормально работали на воздухе и не требовали водянки.
Напиши плиз конкретные модели деталей и материалов для кастомной водянки чисто под 5090, без добавления проца в контур.
Понятно, что водоблок будет от Alphacool, а дальше что брать?
- какие фитинги для удобного и надежного монтажа? - трубки? - помпу (чтобы не шумная)? - радиатор? - и воду для залива?
Нужны конкретные брэнды и модели, желательно со ссылками, чтобы прямо сейчас пойти и заказать тем, кто не имел с этим дел ранее.
Я так понимаю, будет безопаснее сначала собрать и протестировать саму водянку на предмет утечек, и только потом цеплять ее на карту.
Michailovsky - бессрочно Антон_Мск - до 06.11.2025 Бозеп - до 03.12.2025
___________ ОТ КУРАТОРА: 1. Шапка будет дополняться по мере необходимости; 2. Основная цель кураторства - не допускать балаган в теме. Общаемся, спорим, состязаемся в остроумии, но без оскорблений. Бессмысленный оффтоп* будет удаляться; 3. Если кто-то хочет поделиться полезными материалами по теме (за своим авторством или за авторством других людей), то пишите мне в ЛС - информация будет добавлена в шапку.
*про оффтоп (обязательно к прочтению)
Varg писал(а):
Стандартная политика модерирования по оффтопику - правило "одного шага". Это значит, что отстоящее от сабжа на 1 шаг не является оффтопиком, но длительные дискуссии (глубже 2-3 ответов) переносятся в тематику.
Последний раз редактировалось YakovDolgorukiy 03.11.2025 0:57, всего редактировалось 20 раз(а).
На форумах рекомендуют откатываться на FG 1.07, но это разумеется очень старая версия и никакого MFG там нет. Кроме того, с последним патчем с RR игра вообще не признает длл-ку и не предлагает DLSS или FG ни в каком виде. Если так, то Хогвартс можно вычеркивать из списка игр с поддержкой, MFG, она присутствует, но кадры непригодны для игры Жаль, одна из немногих игр, где с ним потенциально можно было бы играть, т.к. нет прицеливания, вшитый таргет-лок, отложенная реакция.
Впрочем, даже без таких артефактов, поворот камеры мышкой слишком быстрый для MFG, смазывание сильное. С геймпада мне там не нравится, т.к. нужны две кнопки на спелл (так же сделано в пауке даже на ПК, конечно, но в пауке динамическая ротация, а в Хогвартс достаточно длинная классика).
В сети пишут, что проблема только с HDR, я проверил: с SDR перестают плавать иконки интерфейса, но гхостинг и мыло остаются. HDR+RR+MFG в замке откровенно неиграбельно, визуальное разрешение падает до уровня 240p ролика из первых дней ютуба. До замка было как-то нормально, странно.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.04.2008 Откуда: Москва Фото: 0
mo3ulla писал(а):
стал обладателем 5090 founders .... блин как она мне мозги вынесла это космос .. так не развлекался с момента покупки 8700к когда материнка асус не видела дискретную графику вообще .. пока не обновил биос ректальным способом
во первых встретила черным экраном и кодом 31 в диспетчере . хорошо что в проце была графика ..
скинул pciex 5 до 4ки rebar - off
после 3 ребутов и выключения .. код 31 пропал .. поставил дрова ...после карта заработала и пока мозги не выносила
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Varg писал(а):
хитскан не сработает
Потому что хитскан - это фуфел, если по чесноку. С реалистичной баллистикой и импактами всё было бы нормально - только плавность анимаций улучшилась бы, что только к лучшему. Но, к этому долбаному хитскану все уже сильно привыкли. И сворачивать с этого пути игроиндустрия не планирует, как я вижу. ( В чистых симах, типа Бимки - тоже с управлением швах? В смысле, без сознательного внедрения прогнозирования инпутов для аналоговых девайсов (современным клавам не подходит) или внутриигровой задержки управления с реалистичными таймингами (ты крутишь руль, он - рулевое, оно - колёса и только после этого ты можешь видеть, как повернёт нос авто "а не вот это вот всё", как сейчас в гонках), которая даст успеть отрисоваться фейковым кадрам.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
Varg писал(а):
У тебя в Hogwarts с MFG тоже встречается такое или это сбой игры?
Посмотрю; артефакт - это вдребезги размытые перила и нижние ступеньки (при вроде бы не пострадавших верхних) или пятна на ступеньках (пятна вроде от каста)?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
Varg писал(а):
У тебя в Hogwarts с MFG тоже встречается такое или это сбой игры?
Сбой игры; географии Хогвартса не помню, каменной лестницы навскидку не нашел, поскриншотил деревянную.
Единственное предположение - я как-то не понял, что "Ultra Quality" для DLSS - это DLAA, и форсировал DLAA через nvidia app. Ну и не ожидал увидеть uncapped наверху списка ограничений fps, поставил 360.
Varg писал(а):
Жаль, одна из немногих игр, где с ним потенциально можно было бы играть, т.к. нет прицеливания, вшитый таргет-лок, отложенная реакция.
На 120 Hz мониторе - смысла нет, базовый fps 70, уже x2 упрется в монитор. Разве только что в конфигах накрутить больше чем ультра.
Varg писал(а):
HDR+RR+MFG в замке откровенно неиграбельно, визуальное разрешение падает до уровня 240p ролика из первых дней ютуба. До замка было как-то нормально, странно.
И это тоже глюк игры. На этой лестнице, когда я включил HDR, разрешение не пострадало, но казалось, что накурено, как в студенческой общаге (хотя... это и есть лестница студенческой общаги Хогвартса...) Для того, чтобы убедиться, что эта лестница в достаточной степени представляет замок, сбегал вниз, в душевую, и вверх, в какой-то зал, в них не было накурено и разрешение было полное, плюс после этого эффект пропал и на лестнице. Повторить эффект перезагрузкой не смог (вероятно, появляется только в момент переключения SDR-HDR), заскриншотил так.
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
vpoluektov писал(а):
Сбой игры; географии Хогвартса не помню, каменной лестницы навскидку не нашел, поскриншотил деревянную. Единственное предположение - я как-то не понял, что "Ultra Quality" для DLSS - это DLAA, и форсировал DLAA через nvidia app.
Ну там эффект не всегда проявляется, а конкретно если быстро бежать вверх-вниз по каменным лестницам, днем, на которых играют лучи солнца/отражений/итд, особенно при беге вниз по лестнице лицом к камере, при низком базовом фпс, все на макс включая RR, в HDR.
До замка его не было, ночью не было. Впрочем, после первого случая, у меня проявлялся и в других ситуациях, только с HDR впрочем. Кэш шейдеров чистил. Так что будем разбираться с игрой (лицуха Стим). В Кибере подобного не было. Ultra Quality = 1.0 надо включить через DLSS Tweaks.
vpoluektov писал(а):
Посмотрю; артефакт - это вдребезги размытые перила и нижние ступеньки (при вроде бы не пострадавших верхних) или пятна на ступеньках (пятна вроде от каста)?
"Глазок" посреди лестницы например. На скринах он почти не ловится, я штук 20 сделал, пока не нашел "ага", но в движении заметен.
В общем раздумывал я махнуть свою 4090 на 5090. Друг купил с озона палит 5090. Сели мы с ним затестить сравнение. Первое, у него в стоке 80 градусов в играх… второе, я на свою зашил биос 600 вт и частоты 3100 температуры в играх 60-62. У него разгона почти нет, температуры шкалят. В итоге в 5 играх разница 17%… я пожалуй подожду 60 поколение. Это наедалово господа, а не новое поколение… без обид ко всем владельцам 5090. Уверен что сравнимая карта на воде выдала бы намного лучшие результаты, но так и цена там уже не 300 с озона, а под 500…
Ну и да, это в нативе. МФГ и прочее не включали, ДЛСС тоже (хотя он вроде одинаковый и там и там), коньяк остыл, лень было) П.С. Ну и стекла скинул с аквариума ради чистоты эксперимента, у него сетки на корпусе. П.С.С. Не исключаю что дрова еще допилят. Но пока это выглядит как я выше сказал - наедалово.
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Nomad-TM-LIVE Для вангований потанцевала тема во флейме, здесь техническая, мы обсуждаем только то, что известно или можно подтвердить. Ну и конкретно про этот чип (5090).
18фпс в абезьяне на 5090. только что проверил жрет 572вт и 19гб+ ВРАМ
что вы там меряете? у одних прирост всего 17% у тебя вообще отрицательный или это в 8к?
Вложение:
image_2025-03-15_003330537.png
Я вообще не претендую. Все написал выше, как было. Возможно что то сделали не так, не знаю. Но я менять свою 4090 на 5090 (по крайней мере на палит) передумал.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения