Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Kovzel, ты знаешь схему на транзисторах, в которой нет коммутационных искажений? Если забыл, напомню - в выходном каскаде класса В (и его производных) каждое плечо работает только пол периода. Другие пол периода тока нет. Из-за переходов 'нет тока' <> 'есть ток' транзистор насасывает неосновные носители и ему надо время и энергию на их выгон из базы. Время переключения транзистора известно и оно вовсе не маленькое. В результате при переходе через 0 возникает всплеск токовой помехи длительностью порядка 1-5uS и суровой амплитуды.
Если на выходе стоят не биполярные (или MOSFET), а полевики с встроенным каналом, то это 'не спортивно' .. ... это те-же лампы
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
serj
Цитата:
Важно не КНИ, а КИИ. Это аксиома, даже обсуждать не буду.
Ну и если точно, то ИИ (интермодуляционные искажения, для людей со стороны, это когда наложение 1 кГц и 10 кГц производит также 9 и 11) являются частью общих НИ (нелинейных искажений - а линейными является только громкость), соотв. КНИ и КИИ. Наверное имелось в виду "не КГИ, а КИИ". Но важно и то, и другое. С той лишь разницей, что ГИ более-менее естественны, а вот ИИ совершенно нет.
Цитата:
Сюда надо плюсовать коммутационные искажения транзисторов, работающих в классе B. Обойти эти проблемы можно, достаточно сделать весь усилитель на источниках тока, но это будет чистый класс А 'со всеми вытекающими'.
А какими вытекающими-то? Транзисторник класса A или АAB стоит немногим дороже ламповика в В или АВ равной эффективной мощности. Если "мощность не важна" - пожалуйста, есть дешевые маломощные транзисторники класса А, от полутора до двух тысяч.
Кстати, насчет проблем В-класса - в АВ они уже смягчены. Хотя далеко еще до А или ААВ.
Цитата:
Обычно принято делать усилители с низким выходным сопротивлением. Принято, не значит правильно.
В целом правильно. Низкое сопротивление источника (и достаточно толстые провода) дает лучший контроль за динамиками. Другое дело, что лучше всего для домашних условий умеренно-низкое, а не очень низкое выходное.
Michey
Цитата:
P.P.S. Лампы усиливают напряжение, а транзисторы -- ток (утрированно, но в целом верно), а потому их и использовать в схемах стоит именно так, т.е. транзисторы хороши в оконечном каскаде
Это утрированно, но так, гибридные усилители порой вполне неплохи.
Однако сегодня транзисторы стали более универсальны, и в некоторых схемах вполне делают ту же работу.
PS.
serj Почему же неспортивно? Стоят разумно, прогрева не требуют, печкой не работают, за тысячу часов не убиваются, на выходе нормальное напряжение. А ведь по большому счету именно это в транзисторах главное. Не искажения, поскольку на это схема больше влияет. А именно практичность.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Varg 'Euthanasiologist', неспортивно сравнивать лампы с лампами. Коммутационные искажения есть в любом усилителе не_А класса, если выходной каскад собран на биполярных тарнзисторах. Впрочем, они есть и в чистом А классе, но выражены иначе. У биполирного транзистора есть свойство накачивать заряд в базе и от класса усилителя это не зависит. В качестве комментария - посмотрите зависимость h21 от тока. Ток, где начинается падение h21 уже криминал. И о грусТном, все усилители используют транзисторы в этой 'уже ненормальной' зоне. Ибо ставить транзисторы с линейным h21 означает применять детали с 10-кратным запасом по току(мощности) ... а, кроме того, растет емкость.
Для полевиков тоже не все гладко, у них есть т.н. динамическая емкость.
Проектирование усилителей вещь значительно более сложная, чем о ней думают.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.11.2007 Откуда: Крым, Земля! Фото: 4
serj Ну если вы так заботитесь о ёмкостях - можно поставить СВЧ биполярник - там при мощности в 500 ватт максимум 150пФ ёмкость на переход, у полевико и того меньше, НО! они стоят раз в 20 больше обычных тарнзисторов(((
_________________ Хочешь сделать людям хорошо — сделай плохо, а потом верни, как было. Hi Jack - Hi! Hijack - Hi! Broni всех стран объединяйтесь!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.10.2003 Откуда: Москва
serj
Цитата:
Важно не КНИ, а КИИ. Это аксиома, даже обсуждать не буду. Усилитель может быть 'классным' и иметь ультранизкий КНИ, но играть погано. В чем фенька? ... а вот забыли померить КИИ и всё. КИИ всегда выше КНИ, на ламповых усилителях из-за низкого усиления и 'мягкой' кривизны передаточной характеристики КИИ и КНИ почти равны (конечно, если схема не содержит тупизма). В транзисторных схемах (а на MOSFET тем более) высокая нелинейность передаточной характеристики, особенно в зоне отсечки (начальное смещение базы). Сюда надо плюсовать коммутационные искажения транзисторов, работающих в классе B. Обойти эти проблемы можно, достаточно сделать весь усилитель на источниках тока, но это будет чистый класс А 'со всеми вытекающими'. Введение ООС уменьшает КНИ и увеличивает КИИ. Т.к. усилители принято классифицировать по КНИ, то глубину ООС пытаются сделать максимально большой ... а это еще бОльше повышает контраст между классным КНИ и мерзким КИИ. Далее ... нагрузка.
Интересно написал и далее по тексту. Но есть еще уши как главное назначение звука. Ведь анализатором спектра не слушают. Я уже понял что мне пофиг КНИ, он только отвлекает от главного. Меня вполне устраивают ламповые 2% КНИ. Кстати, что такое КИИ?
Ну да, еще, ребята... тут всё нужно слушать, а не оперировать данными из учебников. Кто писал эти учебники .. да кто его знает В то время имелись другие ориентиры в технике.
Не было источников таких как сейчас. Что для них SACD? Пустое место. В общем предлагаю именно слушать, как правило всё слышно. Добавлено спустя 4 минуты, 36 секунд Я уже понял что таккое КИИ. Я ставил такой опыт: 2-3 сигнала синус генераторов подавал на вход лаповика и транзисторника. В первом случае я слышал множество рекомбинативных частот, как калейдоскоп- как ни поверни а всё красиво.
Во втором случае была просто каша из грязи и гармоник. Вот. Добавлено спустя 4 минуты, 48 секунд Еще хочу отметить что у транзисторнеиков глубина ООС может меняться и меняется от частоты. Также меняется и фаза этой ООС.
В некоторых случаях она способна достигать больших значений сдвига. Конечно там есть фазокорректирующие цепи, но факт налицо-ООС вредит работе.
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 25.04.2008 Откуда: град Петра
Все надо слушать..Лампа, как элемент напряжения, требует высокоомной(от 12 ом) акустики.
Транзисторам лучше всё, что меньше восьми(ом). А что нужно вашим ушам, один только вы и .. не знаете))))
_________________ http://audio-hi-end.livejournal.com/profile Аудиоэкспертиза - это не слух, а анализ услышанного
Community Manager
Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
serj
Цитата:
Коммутационные искажения есть в любом усилителе не_А класса, если выходной каскад собран на биполярных тарнзисторах.
Так можно брать А-класс, он стоит как раз сравнимо с лампами. Иначе уже тоже неспортивно - дорогие лампы с дешевыми транзисторами. И полевые транзисторы типа MOSFET весьма в усилках распространены.
Цитата:
Ибо ставить транзисторы с линейным h21 означает применять детали с 10-кратным запасом по току(мощности) ...
И так делают, хотя это уже на хай-энд тянет (несколько тысяч долларов).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.10.2003 Откуда: Москва
serj
Цитата:
Если на выходе стоят не биполярные (или MOSFET), а полевики с встроенным каналом, то это 'не спортивно' .. ... это те-же лампы
Как это вы легко уравняли мосфеты и лампы! А по факту совершенно разные изделия и работают по разному. Взять хотя бы площать катода и площать истока- сравните. Ток через мосфет обычно равняется амперам, а у ламп десятки миллиампер и это при том что у ламп площадь катода гораздо больше. Это дает то что у мосфета протекающий через узкий канал большой ток создает шум, а протекающий малый ток через относительно большой катод не создает шума. Varg 'Euthanasiologist'
Цитата:
Низкое сопротивление источника (и достаточно толстые провода) дает лучший контроль за динамиками
Ну эта байка известная, повторяется повсюду слово в слово. " контроль за динамиками"...афигеть Вы слышали про согласование импедансов или сопротивлений? Если динамик 8ом, а выход усилка 0,01ом то это называется РАССОГЛАСОВАНИЕ. Поэтому и звука нет, один бубнеж.
Цитата:
хай-энд тянет (несколько тысяч долларов).
Вот правильно! Хай-энд измеряется исключительно в тысячах долларов.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.10.2003 Откуда: Москва
6a3apoB
Цитата:
Лампа, как элемент напряжения, требует высокоомной(от 12 ом) акустики
С чего это вы взяли? Как рассчитаете трансформатор такую нагрузку и юзать будете, хоть 2 ома. Бывают трансы с отводами на 4, 8, 16 ом.
Другое дело что высокочувствительная акустика как правило от 8 ом начинается и более.
Ламповые усилители в силу конструктивных особенностей имеют низкий демпфирующий фактор, что обуславливает «мягкий» бас в звуковой картине. Производители транзисторных усилителей стараются повысить демпфирующий фактор для репродукции «жесткого» баса, так как при желании бас можно смягчить, заключив в короб низкочастотный динамик. Ужесточить же «мягкий» бас сабвуферным коробом гораздо сложнее.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.06.2003 Откуда: Москва
Sanek xxx не верьте всему что пишут. Очень часто лампа идет в А-классе, потому и слабо справляется с импульсной нагрузкой, требующей большой энергии.
Кто-нибудь слушал Musatoff PA-6? Судя по отзывам очень приличный транзисторный усилитель в классе А.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.10.2003 Откуда: Москва
Я бы сказал что дело не в мягкости или жесткости, это все выдумки журналюг.
Бывает бас адекватный, когда четко различимы бочка и гитара, выпуклый басок, а бывает грохочущий где всё сводится к ударному воздействию на уши. Это как раз дает сильный демпфирующий фактор. Сюда же можно отнести динамики с резиновыми подвесами и большим ходом диффузора. Такой динамик малочувствителен и требует большой подводимой мощности для раскачки. Звук, который он выдает годен для УДАРНЫХ сабов, для всяких там дискотек, где немаловажной частью происходящего является приведение публики в экстаз, а как показали исследования молодежь часто получает экстаз от громовых раскатов басовых динамиков саба или колонок. К Hi-Fi это вряд ли имеет отношение, цели совсем другие.
Взрослые и особенно музыканты не любят ударный бас, предпочитают ему разборчивость и выпуклость, пусть и с урезанной снизу полосой до 40Гц.
Sanek xxx
Цитата:
Производители транзисторных усилителей стараются повысить демпфирующий фактор для репродукции «жесткого» баса
Производители-они галимые конъюнктурщики и делают то что более востребовано. Это вовсе не означает что приоритет имеют критерии качества звука. Добавлено спустя 9 минут, 47 секунд Kryos
Цитата:
Очень часто лампа идет в А-классе, потому и слабо справляется с импульсной нагрузкой, требующей большой энергии.
Очень "глубокомысленно" ! Во первых энергию лампы отдают гораздо поболее чем вы думаете. Разряд кондюков с большим перепадом напряжения дает приличную энергию.
А еще хотелось бы выяснить что за импульсная нагрузка такая? В реальной музыке нет импульсов, коротких и жестких, такое можно сделать искусственно, но к музыке это не имеет отношения, а посему пофик как лампа с этим справится. Атака реальных музыкальных инструментов может нормально воспроизводиться если демпинг-фактор не слишком высок. В противном случае будут искажения динамического диапазона и потеря естественности. Добавлено спустя 3 минуты, 19 секунд Хе-Хемуль
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения