Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2017 Откуда: дровишки? Фото: 29
caliskan писал(а):
Они по сути не товар продают, а предоставляют услуги выкупа и доставки
Оплата на чей счет была? И что еще за "услуги выкупа" ? Если оплата была на OOO "Сдэк.Маркет" или типа того, то они интернет магазин с соотв. вытекающими :
Цитата:
47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет
Им может еще и 3 года гарантии обеспечивать надо? Они привезли товар целым, то что там битый пиксель будет даже гарантией обычного официального магазина не покрывается.
Через суд с хорошим юристом наверно можно будет что то вернуть, но кому это нужно? А если проиграешь еще и с тебя все затраты взыщут
Игр полно. Даже при отсутствии нативной поддержки HDR неплохо бустит картинку.
вот! в режиме HDR нет ни одной игры с нативными текстурами в 10 бит цвете. тупо увеличивают контраст и яркость источников света. т.е. формально это нифига не HDR с расширенным диапазоном каждого цвета на 10 бит, а чуть более цветастый SDR (часто 6 битный кстати) и с заваленным контрастом.
короче как в онлайн звуке, типа FLAC, но из mp3 256 вместо нативного WAV
ну, а народ считает что про это. только игры с кривой гаммы - это не труHDR.
HDR combining both High Resolutions (nominally 4K + 8K) with High Dynamic Range (via PQ - Perceptual Quantize, or HLG - Hybrid Log-Gamma), and Wide Colour Gamut (Rec2020).
Moderator
Статус: Не в сети Регистрация: 08.09.2006 Откуда: СПБ
Тру hdr на экранах которые могут 2000+нит в 10% окне нельзя сравнивать с sdr ну никак, при общей похожей яркости экрана, яркость отдельных элементов просто на другом уровне, те же звёзды и отсветы, искры, огонь прям сияет с сохранением цветовой детализации, на сдр они выглядят тусклее
_________________ Asus ROG Strix Scar17 7945HX3D, 32gb@5200, RTX 4090 Mobile 16gb vram (175w)+OLED 27" MSI MAG 271E2
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
alvabo народу плевать сколько там бит в текстурах им нужна красивая картинка, в киберпанке и в хорайзенах тех же как то без 10 битных текстур используют расширенный цветовой охват. Некоторые другие игры ограничиваются srgb цветами. Как по мне разница в яркости и контраст между очень яркими и темными объектами важнее чем битность цвета
народу плевать сколько там бит в текстурах им нужна красивая картинка...Как по мне разница в яркости и контраст между очень яркими и темными объектами важнее чем битность цвета
так я не спорю, и считаю что HDR в играх делают как раз так, чтобы у основного народа с условным IPS этот НОВЫЙ HDR в игре был виден. при нативном контрасте монитора 300-500. Т.е. просто кривят гамму и задирают яркость и насыщенность. что на ОЛЕДе положительной разницы не дает.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
alvabo писал(а):
у основного народа с условным IPS этот НОВЫЙ HDR в игре был виден
У основного народа дай бог монитор с hdr400 без зональной подсветки, им как раз разница в яркости видна не будет, т.к. там просто будет светить 400 нит в ярких сценах и поменьше нит в темных сценах. А вот 10 бит у них легко будет, т.к. большинство из таких мониторов отобразят их с помощью FRC
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.09.2009 Откуда: 61 регион Фото: 31
Ща Спэйсмарину гоняю с РТХ ХДР, не натив - да, но картинка преображается несравнимо с обычным сдр, причём не тупо "анаболтаемяркостьконтраст", где надо - темно, причём без потери детализации, где нужно - ярко и светло, а как выглядят эффекты... .
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
10 бит текстуре просто не нужны, т к. текстура - только одна из карт, и не должна быть очень глубокой. 10 бит нужны картам освещения. Ну и спрайтам частиц, если они самосветящиеся.
И 10 бит HDR PQ не соответствует 10 битам 10-битных матриц, она не столько про больше градаций, сколько именно про шире диапазон. От чернее черного до светлее белого. Хотя градаций в итоге тоже больше получится, но здесь решает освещение, а не карты.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
Злобный Йожык Мне 1000 больше нравится. Он менее точный и при большом количестве ярких объектов будет менее ярким, но зато эти небольшие яркие участки выглядят красивее
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.07.2007 Откуда: г.Новокузнецк
lelik1974 писал(а):
Ща Спэйсмарину гоняю с РТХ ХДР, не натив - да, но картинка преображается несравнимо с обычным сдр, причём не тупо "анаболтаемяркостьконтраст", где надо - темно, причём без потери детализации, где нужно - ярко и светло, а как выглядят эффекты... .
хм, люди пишут, что в игре нету лучей и HDR завезут после каких-то патчей. Или это в первой части уже есть?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения