Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 15.09.2008 Фото: 0
tolikmixx писал(а):
не понимаю откуда ей взятся, на инпут-лаг влияет та часть монитора которая обрабатывает входящий сигнал с пк, а она плюс минус одинакова что у жк, что у олед
Processing lag у OLED заметно ниже чем у большинства LCD, видимо дело в более продвинутой электронике. Плюс разница во времени отклика пикселей, отсюда и набегает разница.
Текст на официальном сайте - OLED Anti-Flicker 2.0 technology includes a new luminance compensation algorithm that reduces flicker by 20% compared to previous-gen panels, ensuring comfortable viewing
Перевод - Технология OLED Anti-Flicker 2.0 включает новый алгоритм компенсации яркости, который снижает мерцание на 20% по сравнению с панелями предыдущего поколения, обеспечивая комфортный просмотр.
И ценники у БМ в районе 30 за тело и 50-60 за кит, против минимум сотки и лямов за продакшен у Арри. Зато Арри единственные с 17 стопами, не считая Просто без дисплеев получается что некуда и незачем паковать результат в 8К. Но экосистема для его производства готова и работает.
Игроделы в 2024 лажанули, сделав кучу неиграбельных без апскейла игр. Это отбросит переход к 8К на год-два назад.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 26.09.2013 Фото: 0
ИМХО, переход от 4к на 8к состоится только тогда, когда плойки освоят 8к. Непохоже, что это совершится скоро. Даже 4к до сих пор маргинал в очень узкой нише.
Добавлено спустя 10 минут 20 секунд:
Varg писал(а):
Если не создавать - то его никогда и не будет, из ниоткуда не появится.
И ценники у БМ в районе 30 за тело и 50-60 за кит, против минимум сотки и лямов за продакшен у Арри. Зато Арри единственные с 17 стопами, не считая
Просто без дисплеев получается что некуда и незачем паковать результат в 8К. Но экосистема для его производства готова и работает.
Игроделы в 2024 лажанули, сделав кучу неиграбельных без апскейла игр. Это отбросит переход к 8К на год-два назад.
При желании выпустить игру с поддержкой 8к раз плюнуть. Игроделы могли бы давным-давно это сделать, выкинуть всякие ненужные довески, сделав качественную оптимизацию. Даже если рынок завалить 8к дисплеями - какой в этом смысл, если до сих пор нет ВК, способных осилить 8к не понарошку, а всерьез? Пока что забудьте про 8к. На рынке царствует 2к. 4к где-то на задворках, только мечтает составить конкуренцию 2к. ИМХО.
_________________ Ничто не вечно под луной? Да. Кроме человеческой глупости, жадности, и свинства.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 15.09.2006 Откуда: Латвия, Рига
Vergo писал(а):
если до сих пор нет ВК, способных осилить 8к не понарошку, а всерьез?
плюс 8К в том, что это 3*3 разрешения 2560*1440 и 2*2 разрешения 3840*2160. Экраны, где глазом неразличимы пиксели делают не нафиг не нужным сглаживание.
_________________ Небо голубое, вода мокрая, трава зеленая - жизнь дерьмо! В море сыро, солёно, мокро и холодно!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
Vergo писал(а):
Даже 4к до сих пор маргинал в очень узкой нише.
На консолях это основное разрешение, а консолей очень много. Телевизоры в основном все 4к сейчас продаются. Это 2к маргинал, потому что нигде кроме мониторов не используется
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
4к разрешение и диагональ 32 и больше это уже для телевизоров, что давно многим понятно, не подверженным зомбированному потреблению. Что и задумывалось для телевизоров, больших домашних панелей. Для пк стола размер больше 27-28 и особенно 4к разрешение для игрового процесса чрезмерно избыточны, со всех точек зрения. 27-1440р это и правда самая оптимальная золотая игровая середина на ближайшие годы, отличное не тяжелое разрешение в том числе хорошее и по плотности пикселей. Однако потребительство некоторых дошло до таких границ, что уже и 32 на столе мало, и 8к 360+гц подавай, а для чего и физически чем это запускать они сами еще не знают.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
ev_rus писал(а):
27-1440р это и правда самая оптимальная золотая игровая середина на ближайшие годы
Для меня это форточка мелкая. Спокойно сижу на расстоянии 65-70см от 32 дюймов. Для игр и работы оптимально. В принципе и 42 бы поставил на стол, просто чуть подальше
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
caliskan писал(а):
В принципе и 42 бы поставил на стол
У меня дома тонкие телеки Самсы 60гц 4к от 43 размера и больше. Я вообще не представляю как экран например в 43 дюйма расположить в метре от себя и сидеть пользоваться им, за комп столом, в комп кресле. Когда с дивана\кресла комнаты, с двух метров как раз да, нормально. Или для консоли. Вообще не понимаю на кой ляд это извращение при пользовании компом нужно.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Давайте пожалуйста не начинать здесь. Каждый играет как он хочет. Тем более что многие из этих психологических установок задаются в детстве и во взрослом возрасте уже почти не поддаются изменению. Выросшее в эпоху черно-белых телевизоров поколение на полном серьезе видело черно-белые сны.
ev_rus писал(а):
4к разрешение и диагональ 32 и больше это уже для телевизоров, что давно многим понятно, не подверженным зомбированному потреблению.
У меня примерно 25% запросов на 32" монитор, 45% на 2*27", где-то 5% на 1*27" и 5% на большие сетапы типа 2*32" и UW, остальные просто с экрана ноутбука предпочитают. Все зависит от имеющегося пространства. Если столы большие, то 32" и даже 2*32" помещаются идеально. Если маленькие, то 2*27". У кого 1*27", все вместе с экраном ноута используют.
2х27" это 2880х2560, что составляет 88% от 4К разрешения, а по площади примерно соответствует одному 38" 16:9 монитору. Короче, оптимальным для работы признан 38", но только чтобы был квадратный. Не знаю, кто их чем мог зомбировать, но выбирают такое.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.04.2003 Откуда: из лесу =) Фото: 0
ev_rus писал(а):
4к разрешение и диагональ 32 и больше это уже для телевизоров, что давно многим понятно, не подверженным зомбированному потреблению. Что и задумывалось для телевизоров, больших домашних панелей. Для пк стола размер больше 27-28 и особенно 4к разрешение для игрового процесса чрезмерно избыточны, со всех точек зрения.
- ты сейчас опять пытаешься рассказать про вкус и подачу еды из ресторана, в котором не был. Я так же когда-то думал про OLED и HDR, что это просто ну поярче, ну черный немного темнее. А на деле сейчас все остальное выглядит как картинка на старом ламповом ТВ.
_________________ Я толерантный - ненавижу всех одинаково.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Ну черт его знает, видимо и правда на вкус и цвет. У меня монитор вогнутый 27 стоит примерно 55 см от глаз до центра экрана, так и то бывают моменты в стрелялках что не могу в секунду охватить взглядом всю картинку. Не представляю куда больше то, именно для игрового применения на столе. Работал бы с таблицами, фильмы смотрел, может и правда 32 размер имел бы право на существование. Касаемо плотности пикселей при 27-1440р так тем более четкость картинки достаточная, намного лучше, чем у настольного бюджетного стандарта 24-1080р. Сверхчеткости 27-4к не требуется. Хотя такие мониторы интересны.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2017 Откуда: дровишки? Фото: 29
tolikmixx писал(а):
да я просто не понимаю откуда ей взятся, на инпут-лаг влияет та часть монитора которая обрабатывает входящий сигнал с пк, а она плюс минус одинакова что у жк, что у олед, тут разница в измерениях может быть из-за того что у жк на порядок большее время отклика пикселей чем у олед, из-за этого нужна какая-то особая методология измерения инпут-лага
Т.е. иными словами, разницы в инпут-лаге между моими 75гц VA и, к примеру, 150fps c видеокарты и 150гц OLED и теми же 150fps, нет? Под инпут-лагом имеется в виду интервал между controller action и отображении соотв. фрейма.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
ev_rus писал(а):
моменты в стрелялках что не могу в секунду охватить взглядом всю картинку
1. Играл когда-нибудь в страйкбол, пейнтбол, лазертаг? Можешь там взглядом охватить всю картинку? А какой при этом угол обзора?
2. 42" с 90 см = тот же угловой размер, что 27" с 60 см, т.е. все определяется расположением. Но повторять это смысла нет, каждый кто как видит. Угловые размеры в целом никакой проблемы не создают. Хотя если создают, то существуют ultrawide, где FOV только расширяется вбок.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения