Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
mphuZ писал(а):
Есть шанс, что вместе с ТВ на новой панели выпустят и мониторы в конце года?
Ну в целом шанс-то есть, но 4000 нит там точно не будет: 1) Компьютерный рынок менее требовательный 2) Меньше пиксел - больше % площади под проводку - ниже яркость 3) Боятся выгорания
Но с точки зрения цвета RBGB точно лучше YBY, при этом без потери контраста в светлой комнате, как у QD технологии. Ну и 1000 нит могут дотянуть, как например в iPad Pro (они тоже LG).
Цитата:
Интересует новая структура пикселей, шрифты, выгорание, защита от выгорания, борьба с VRR мерцанием.
По выгоранию у WOLED давно все в целом хорошо, можно даже аккуратно ASBL выключать.
VRR-мерцание больше зависит от электроники. Например, в телевизорах 120 гц его намного меньше, чем в 144 поколении и мониторах. Здесь бы помог аппаратный g-sync, только его выпилили практически везде.
А что, правда походу помогает? Сейчас на rtings глянул обзор на AW3423DW у которого G-sync Ultimate. Там 9.1 оценка за VRR Flicker, тогда как все остальные с Compatible в красной зоне с 5-6 баллов.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
vol2008 писал(а):
Чем, интересно?
Там стоит буфер кадров, который удерживает кадр и повторяет его, пока не придет новый. Была хорошая технология, если бы не жадность с 10х наценкой на чипик памяти и повторялку.
VESA VRR этого не требует, там монитор/ТВ переключает свою собственную частоту при выводе кадров.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.06.2013 Фото: 11
Непонятно, как плата G-Sync может изменять логику горения/потухания пикселей у OLED.
Возможно проблема может решиться только комплексно вместе с Vesa, AMD, Nvidia и производителями ТВ. Переделать логику работы HDMI/DP. Лишь бы не пришлось ждать новую версию портов
Добавлено спустя 1 минуту 31 секунду:
Varg писал(а):
VESA VRR этого не требует
Vesa занимается Adaptive Sync, а не VRR. Им занимается HDMI Forum.
Но логика работы видимо одна и та же.
Varg писал(а):
Там стоит буфер кадров, который удерживает кадр и повторяет его, пока не придет новый
А отклик/задержку не увеличивает это?
_________________ Ryzen 7 5800X + 32 ГБ ОЗУ + RX 6700 XT + Full HD
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.07.2015 Откуда: Москва Фото: 686
насколько я слышал (от фанатов нвидии не иначе ) якобы в g-sync вшита подробная таблица овердрайва чуть ли не каждый герц (дело касается IPS и TN понятно) и поэтому у g-sync "особая плавность" и низкий отклик насколько он может быть низким при переменном герц (но это никто не проверял и точно не знает, а кто знает тот не скажет, это проприетарщина и поэтому куртка может творить что хочет под капотом g-sync) при постоянном герц на макс. частоту монитора понятное дело отклик будет намного ниже а на OLED такая технология как овердрайв не нужена, отклик уже намного ниже самого быстрого IPS и TN смысл тогда в этой GSYNC на оледах не понятен... не ну там есть какие-то рефлексы, измерения латенси на хардварном уровне разве что это...
_________________ https://overclockers.ru/blog/A224/ -- My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.04.2003 Откуда: из лесу =) Фото: 0
vol2008 писал(а):
Сегодня взял у товарища на рвботе моник UWQHD 165гц погонять в Doom (до этого всю дорогу пользовался только 75гц), на предмет того, будет ли вау-эффект после 75-ти.
- тут либо какие-то особенности зрения, либо вы в игре забыли включить 165гц, потому что чтобы заметить разницу между 75 и 165 даже игру включать не надо - ее будет видно прямо на рабочем столе.
_________________ Я толерантный - ненавижу всех одинаково.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.07.2015 Откуда: Москва Фото: 686
самый простой способ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ зайти в игру где много фпс и простая проверка - быстро посмотреть налево посмотреть направо - мотать мышкой влево-вправо взять фпс-лок проверить 30 фпс 60 фпс 144 фпс 240 например ну и так далее я гарантирую, любой человек это заметит
_________________ https://overclockers.ru/blog/A224/ -- My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
MSI родили прошивку с фиксом яркости в режиме 1000 нит! Изначально еще в августе она должна была выйти, но смогли только сейчас, я уж думал они просто забили на нас и все улучшения только для новых мониторов будут. Такой фикс раньше гигабайт и асус сделали для своих мониторов, а МСИ сделала это лучше всех. У других отклонения яркости были наоборот в большую сторону, МСИ же сделала самое точное отслеживание EOTF
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2017 Откуда: дровишки? Фото: 29
Злобный Йожык писал(а):
тут либо какие-то особенности зрения, либо вы в игре забыли включить 165гц, потому что чтобы заметить разницу между 75 и 165 даже игру включать не надо - ее будет видно прямо на рабочем столе.
В смысле, включить в игре? ) Сколько видеокарта выдает, такая и частота. В среднем была 130-150гц. А на рабочем столе соглашусь, заметно плавнее, когда окна перетаскиваешь. В игре - разница едва заметна, ни какого "вау" даже близко нет. Пришел на работу, подключил обратно свою "ияму" (IPS 75hz) - погонял пол-часика, все также плавно.
_________________ PJVol @OCN, Anandtech
Последний раз редактировалось vol2008 17.01.2025 14:39, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.09.2017 Откуда: дровишки? Фото: 29
mi1ano писал(а):
А что, правда походу помогает? Сейчас на rtings глянул обзор на AW3423DW у которого G-sync Ultimate. Там 9.1 оценка за VRR Flicker, тогда как все остальные с Compatible в красной зоне с 5-6 баллов.
Если посмотришь оба ролика, то на DW (g-sync) нет мерцания только на начальном отрезке, где fps скачет между 1 и 175 (такой себе use case, имхо). Дальше, где имитируется колебания в районе нижнего порога, DW и DWF мерцают прибл. одинаково. Хз... за что они ему 9.1 дали.
Varg писал(а):
Там стоит буфер кадров, который удерживает кадр и повторяет его, пока не придет новый
Не понял, в чем отличие от freesync? Удерживает и повторяет кадр в каком случае?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.04.2003 Откуда: из лесу =) Фото: 0
vol2008 писал(а):
В смысле, включить в игре? ) Сколько видеокарта выдает, такая и частота.
- практически в любой игре помимо разрешения есть настройка частоты обновления монитора. И если ты не увидел разницу - вполне вероятно, что она была неправильно выставлена.
_________________ Я толерантный - ненавижу всех одинаково.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.07.2015 Откуда: Москва Фото: 686
у freesync якобы нет таблицы овердрайва ну или на усмотрение производителя но у freesync premium pro как у меня например она есть. очень плавненько выглядит лучше на предыдущем асусе 144 Гц был фрисинк но это не оледы опять же, в оледах просто тупо монитор переключается в режим герц = фпс и всё... а что ещё?
Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:
Злобный Йожык писал(а):
ь настройка частоты обновления монитора.
ты имеешь ввиду наверно внутриигровой лок фпс. это другое
_________________ https://overclockers.ru/blog/A224/ -- My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения