Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Не ну я понимаю сделать видео мерцания, но делать видео его отсутствия это прям странно. Вот например часто играю в Forza Horizon 5 каждую загрузку гонки меня выбешивало помаргивание в заставке при включенном Gsync на xiaomi 34", на samsung Odyssey G75T, на Gigabyte M32UC и только на MSI они пропали полностью
Так может просто Г-синк выключен? Кстати, а там есть Г-синк "совместимость" или пишет, что поддержка не подтверждена и надо самому галочку ставить?
Member
Статус: В сети Регистрация: 29.09.2017 Откуда: дровишки? Фото: 29
dmush писал(а):
Я про это и написал, имея ввиду если он со сменой видюхи не планирует и монитор заменить
Да, понятно. Просто это такое себе "имение в виду" )) Судя по конфигу, человек либо не фанат brand new технологий (коих большинство), либо весьма ограничен в средствах, и я этим людям всегда советую даже не думать о 4К мониторах.
_________________ PJVol @OCN, Anandtech
Последний раз редактировалось vol2008 17.05.2025 14:09, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
vol2008 писал(а):
Судя по конфигу, человек либо не фанат brand new технологий (коих большинство), либо весьма ограничен в средствах
Он привел варианты которые рассматривает - XG27ACDNG и 27GS95QE за эти же деньги (даже дешевле) сейчас продают 321UP и ты реально все равно советуешь ему брать 27"?
Вот например часто играю в Forza Horizon 5 каждую загрузку гонки меня выбешивало помаргивание в заставке при включенном Gsync
Вот, кстати, на 321URX в форзе мерцания выматывали тоже. Так что все же запиши видео, и если у монитора есть возможность вывода частоты - включи и его, это сильно поможет другим в выборе монитора. Неужели более простая электроника работает лучше, чем в топовых моделях, или тут просто тоже отключается VRR при перепадах, что должно быть заметно по счетчику частоты монитора.
Последний раз редактировалось ego0550 17.05.2025 14:13, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
ego0550 писал(а):
Так что все же запиши видео, и если у монитора есть возможность вывода частоты - включи и его, это сильно поможет другим в выборе монитора.
вот на этих загрузках FH5 у меня на всех мониторах было стабильное моргание части изображения в тенях на всех мониторах при включенном gsync https://www.youtube.com/watch?v=wxQfgs4agns если у тебя где-то стабильно повторялся vrr фликер, указывай конкретную ситуацию - проверю у себя, и сниму видос
мерцание темных участков это обычное дело для врр. при условии ужасного фреймтайма. на видео хорошо видно как фпс колбасит. можете залочить риватюнером, но будет долго грузиться. в геймплее фиксится просто - в игры с ужасным фреймтаймом не играем. тут врр не при чем
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
ego0550 писал(а):
Неужели более простая электроника работает лучше
Тут в герцовке дело. На 120гц 321urx на порядок меньше мерцает, хотя сейчас я и на 240гц не жалуюсь особо, бывают где то, но раньше было прям очень часто и во многих играх. После смены железа мерцаний стало меньше, наверно время кадра лучше стало, может еще прошивку улучшили
вот на этих загрузках FH5 у меня на всех мониторах было стабильное моргание части изображения в тенях на всех мониторах при включенном gsync https://www.youtube.com/watch?v=wxQfgs4agns если у тебя где-то стабильно повторялся vrr фликер, указывай конкретную ситуацию - проверю у себя, и сниму видос
Да тоже в таких загрузках на URX мерцало, странно, что на более дешевой модели этого нет. Кстати, там же на озоне появилась и старшая модель за 70к+ пошлина, не сильно дороже, если кому надо КВМ и 240Гц, правда в белом цвете... https://www.ozon.ru/product/msi-31-5-mo ... 997623876/
carsar1 писал(а):
в геймплее фиксится просто - в игры с ужасным фреймтаймом не играем. тут врр не при чем
Да почти все игры на UE4/5 имеют такой ужасный фреймтайм, вызывающий VRR фликеры на оледе и ВА. Собственно оптимизация уже давно не в моде, и если не играть в такие игры - играть просто не во что будет. VRR как и спасает от таких криворуких разработчиков, очень заметно сглаживая статтеры. Когда игра выдает стабильные 120+ фпс, я могу и не заметить разницу вкл/выкл VRR. А вот там где убогий плавающий фреймтайм - разница очевидна.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
вот для сравнения достал прошлый Gigabyte M32UC, на нем так: https://www.youtube.com/watch?v=xxXNpvD3yJA и до него на Xiaomi 34", Odyssey G75T при включенном gsync так было и никакие танцы с бубном не помогали, на 321UP пока ни разу ничего подобного не видел
ego0550 писал(а):
Кстати, там же на озоне появилась и старшая модель за 70к+ пошлина, не сильно дороже, если кому надо КВМ и 240Гц, правда в белом цвете...
почему появилась? она и раньше там была, когда месяц назад брал 321UP именно белая 321URX примерно на те же 15т.р. дороже стоила, не посчитал нужным переплачивать
вот для сравнения достал прошлый Gigabyte M32UC, на нем так:
Да все мониторы с VA матрицами так ужасно мерцают, не понятно, почему это перешло и на оледы...
dmush писал(а):
почему появилась? она и раньше там была, когда месяц назад брал 321UP именно белая 321URX примерно на те же 15т.р. дороже стоила, не посчитал нужным переплачивать
У 321UP регулировка по высоте такая же печальная, как и у 321urx? После M32U, который можно опустить практически на стол, 321URX был несколько недобен своей высокой посадкой - ниже 6 см к столу не опускался. Еще надо будет какую-то веса лапку покупать к нему.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
ego0550 писал(а):
Да все мониторы с VA матрицами так ужасно мерцают, не понятно, почему это перешло и на оледы...
Имхо ничего никуда не перешло. Что ВА у меня были, что qd-oled сейчас. Какие то мерцания можно наблюдать иногда в игре\меню игры при фри-синке с фпс меньше 50-ти. Когда больше уже все нормально.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
ev_rus писал(а):
Имхо ничего никуда не перешло. Что ВА у меня были, что qd-oled сейчас. Какие то мерцания можно наблюдать иногда в игре\меню игры при фри-синке с фпс меньше 50-ти. Когда больше уже все нормально.
у меня на кронштейне висит, ногу даже не распаковывал, но думаю что она абсолютно такая же как на 321urx
Блин, пока курс хороший, заказать что ли. Судя по всему ничего более адекватного на горизонет не предвидится в ближайшие пару лет. Странно только то, что Нвидиа не внесли его в список Г-синк совместимых, за это они деньги что ли просят? Такой же кривой монитор есть в списке, но не этот. И обычно, если спустя год после релиза монитор не попал в список - его уже и не добавят. Хотя не знаю, реально ли оно там что-то тестируют или просто деньги берут, чтобы повесить на монитор значек о совместимости. Тот же M32U, которого нет в списке совместимости - работает с VRR куда лучше всяких VA, которые есть в списке.
А ты как используешь монитор, DP или через HDMI? Артефакты сжатия не заметны на клеартайп шрифтах? На 321URX по DP я замечал практически такие же артефакты, как на M32U, только на M32U они есть и черех HDMI, тогда как у 321URX при 144Гц по HDMI все было отлично. Но там у НВидиа какой-то глюк с хабом KVM был, не всегда проспылся HDMI монитор.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения