Куратор темы Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: у зайки яйки?
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
dmush писал(а):
что-то не пойму - где логика?
Либо он что-то путает либо со зрением что-то. У меня телеки 43 и 50, 4к, я подхожу к ним когда, и менее метра, почти метр, уже вижу эти огромные пиксели, так как плотность пикселей падает, а размер пикселя увеличивается. А вот с пары метров нормально, даже кажется четко, красиво. Имхо все таки мониторы должны быть мониторами, 23.5-26.5-31.5 размеров. А телевизоры должны быть телевизорами.
_________________ ☆ UE5, Ray tracing, and DLSS4 are currently the best in gaming graphics ☆
Куратор темы Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: у зайки яйки?
Про размеры, каждый считает как хочет, полиции мониторов нет. 30 лет назад у меня был на полном серьезе 11" моник, хотя 15" уже можно было купить, но я был на бюджете. 20-25 лет назад считалось, что монитор это от 14" до 21", хотя были плоские 22" тринитроны, но видимая область там 21". Когда появилась модель на 24", Sony FW-900, ее обзывали телеком за слишком широкое соотношение сторон (16:10).
Да и воообще, мониторы имеют право быть 14", до 21", это просто культурная норма, традиция, всегда так было и всегда так будет. Все что больше - телевизоры под видом мониторов.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
Varg писал(а):
Про размеры, каждый считает как хочет, полиции мониторов нет. 30 лет назад у меня был на полном серьезе 11" моник, хотя 15" уже можно было купить, но я был на бюджете. 20-25 лет назад считалось, что монитор это от 14" до 21"
Просто раньше решали технологические и финансовые ограничения. Когда ЭЛТ монитор 22" стоил более $2000 и весил более 30кг мало кто себе мог такой позволить, у большинства были 14-15" ну 17". А сейчас за относительно небольшую сумму можно взять просто гигантскую панель в качестве полноценного монитора, и вот тут уже вступают факторы разумности. Не всегда максимально большой размер для монитора это плюс. Для меня такой фактор разумности - что бы экран монитора полностью помещался в поле зрения с расстояния вытянутой руки и при этом не была заметна пиксельная решетка, смотрел 42-43" - уже чуток перебор, получается оптимально ~37-38" 4K (16:9), типа как ASUS PG38UQ но на OLED, но таких вообще не делают, а жаль - был бы просто идеальный вариант, монитор мечты.
Varg писал(а):
Да и воообще, 14"-21" это просто культурная норма, всегда так было и всегда так будет. Все что больше - телевизоры под видом мониторов.
Да ну. У меня вторым моником как раз портативный 16" oled, я просто не представляю как в наше время его можно использовать как основной или единственный дисплей. Я его использую как вспомогательный для дополнительных окон, плюс его можно одним движением снять с кронштейна (у меня на магнитах) и лечь с ним как с планшетом на диван почитать/посмотреть ютубчик (он подключается к компу одним кабелем type-c и очень легкий и тонкий). Вот для таких целей он идеален, да и стоит разумных денег.
Куратор темы Статус: В сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: у зайки яйки?
dmush писал(а):
Да ну. У меня вторым моником как раз портативный 16" oled, я просто не представляю как в наше время его можно использовать как основной или единственный дисплей.
Ну видишь, а в 90х люди сидели за 12" мониторами, который на самом деле 11" по видимой области. Причем не согнувшись, как за ноутбуком, а на подставочку, на компьютер, тоже почти на вытянутой руке. И не жаловались ведь.
Просто раньше решали технологические и финансовые ограничения. Когда ЭЛТ монитор 22" стоил более $2000 и весил более 30кг мало кто себе мог такой позволить,
Технологические и финансовые ограничения решают всегда. В 2035 в 2025 году мы тут будем на полном серьезе обсуждать 45" ультравайды и сравнивать их с 40" обычными так же привычно, как раньше обсуждали 17" ЖК против ЭЛТ или 16:10 против 4:3.
Изменение жилищных условий - это тоже финансовое ограничение. Человейников строится в 100 раз больше, чем сносится хрущевок, при том что население страны не растет, а даже чуть сокращается. Миллиард квадратов за десятилетку - это по +7 метров на тело. За три десятилетки при тех же темпах - по +20 метров на тело. Это только бетонн, без учета частных каркасников. Если в 90х многие жили по несколько человек в комнате, а позволить себе отдельные кабинет и кинозал могли только "НРы", то сейчас наличие личных комнат на каждого + 1-2 общих стало минимумом в любом загородном доме и все чаще встречается в квартирах среднего класса.
dmush, можешь поделиться впечатлениями о своем мониторе спустя время? Режим srgb хорош в нём? Да в целом качество изображения устраивает? Какие-то подводные камни? Присматриваюсь к нему, цена очень хорошая. Лично юзал asus pg32ucdm, мне очень понравился, кроме цены конечно
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
meckalito1986 писал(а):
dmush, можешь поделиться впечатлениями о своем мониторе спустя время? Режим srgb хорош в нём? Да в целом качество изображения устраивает? Какие-то подводные камни? Присматриваюсь к нему, цена очень хорошая. Лично юзал asus pg32ucdm, мне очень понравился, кроме цены конечно
Монитор супер! Меня устраивает все и полностью, кроме отсутствия запаса по яркости, вечером мне хватает 60-70, но днем при ярком свете иногда хочется выкрутить больше 100. srgb обеспечивает максимально точную цветопередачу и плавность цветовых переходов, но кому-то может показаться блекловатым, в этом случае можно выбрать режим user и подкрутить в нем ББ самому используя srgb как ориентир еще из придирок - настроек в меню могло бы быть и побольше, даже в моем старом oled tv их раза в 2 больше, но это в общем не критично
dmush, понял, спасибо. Я в основном на srgb и сижу, на моем dell он хорошо откалиброван, но для игр скорость матрицы слабовата, а рцо переношу, слишком все перенасыщенно. А мерцания при плавающий частоте кадров, сильно заметно?
43 и 50, 4к, я подхожу к ним когда, и менее метра, почти метр, уже вижу эти огромные пиксели, так как плотность пикселей падает, а размер пикселя увеличивается.
4к 43 дюйма это ппи почти как у 27 дюймового 1440п. как же тогда народ массово сидит на 27/1440п и не видит огромных пикселей с 70-80см расстояния, а тут аж с метра и аж "огромные". сейчас выяснится, что и этот товарищ является носителем очков/линз.
человек писал про 43 дюйма, у вас на скрине 49... к слову даже разница между ppi 108 и ppi 90 довольно мала, надеюсь знаете, что при такой разнице ppi оптимальное расстояние просмотра отличается всего-лишь на 20%.
dmush писал(а):
прям отчетливо видна разве что с 20-30см
dmush писал(а):
в статике я не видел на нем пиксельную сетку уже с 40 см
dmush писал(а):
что-то не пойму - где логика?
логика простая. решетка пикселей это видимая группа светящихся пикселей с видимыми черными межпиксельными расстояниями. когда условную букву можно рассмотреть и посчитать, сколько пикселей в нее входит. на 49 4к я вижу отчетливо решетку на расстоянии 20-30см, и посчитать пиксели на буквах могу примерно с этого расстояния, а уже с 40-50см точно не вижу решетку отчетливо и точно не могу сказать из какого кол-ва пикселей состоит буква, а с метра так и намека на пиксели не вижу, какие там буквы. но лесенки в играх даже при нативном 4к с метра вижу, поэтому обычно смотрю контент с расстояния 1.3-1.5 метров т.е. с запасом именно из-за проблемного контента, а не пикселявой матрицы.
на 27 1440п я пиксельную решетку отчетиливо вижу с 15-25см, а уже с 40см точно не вижу решетку отчетливо и точно не могу сказать из какого кол-ва пикселей состоит буква. а с 80см (оптимальное расстояние для такого экрана при единице зрения) и намека на пиксели не вижу. но как выше писал, это в статике. в динамике вижу решетку, но не пиксельную. и что самое главное, мои метрики 1 к 1 бьются с калькуляциями на основе углового разрешения.
Последний раз редактировалось carsar1 24.05.2025 16:44, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
carsar1 писал(а):
человек писал про 43 дюйма, у вас на скрине 49...
угу, не заметил, я то думал ты опять про свои 49
carsar1 писал(а):
и что самое главное, мои метрики 1 к 1 бьются с калькуляциями на основе углового разрешения.
я тоже провел калькуляции, при сохранении углового размера пикселя 0°1'35" это соответствует: 0,18мм (32"@4K) на расстоянии 39см 0,23мм (27"@2K) на расстоянии 50см 0,28мм (49"@4K) на расстоянии 61см ну грубо говоря по расчётам с этого расстояния можно увидеть пиксельную решетку на мониторах разных диагоналей
а ты писал:
carsar1 писал(а):
если у меня с регулярно проверяемой единичкой пиксельная сетка на 49 дюймовом экране прям отчетливо видна разве что с 20-30см
carsar1 писал(а):
у меня как-то был 1440п 27 дюймовый моник. в статике я не видел на нем пиксельную сетку уже с 40 см
вообще не соответствует реальности
meckalito1986 писал(а):
Можно и не протирать, просто пыль сдувать
пробовал сдувать отпечатки пальцев - не сдуваются
ego0550 писал(а):
Типичные подводные камни оледа - будешь бояться выгорания, но теперь еще и поцарапать экран.
Провожу эксперимент, у меня на oled не только неубираемая панель задач, светлая тема, но еще и неубираемая панель с ярлыками приложений Linkbar посмотрим что будет с выгоранием
Тогда придется и в маске сидеть, чтобы невзначай не чихнуть на монитор...
dmush писал(а):
Провожу эксперимент, у меня на oled не только неубираемая панель задач, светлая тема, но еще и неубираемая панель с ярлыками приложений Linkbar посмотрим что будет с выгоранием
Ну я около полугода пользовался LG C1 48 в качестве монитора, тоже ничего не убирал - выгорания нет. Правда по тестам rtings qd-oled сильнее подвержен выгоранию. Современные WOLED от LG судя по всему лучше в этом плане, так и по выгоранию, но где их купишь? МСИ можно купить за 65-68к, а с LG там 150+
Последний раз редактировалось ego0550 24.05.2025 17:31, всего редактировалось 1 раз.
при сохранении углового размера пикселя 0°1'35" это соответствует:
почему столько, когда
Цитата:
При зрении 20/20 (или 6/6) угловое разрешение составляет одну угловую минуту
0,28мм (49"@4K) становится ретиной на расстоянии 1 метр, как я говорю. и тут как в анекдоте, не "еще можно увидеть ", а "уже нельзя увидеть", и не пиксельную решетку, а сами пиксели как отдельные источники информации. т.е. с этого расстояния глаз видимт 100% детализации, передаваемой экраном.
А пиксельная решетка это решетка МЕЖДУ пикселями, ячейки этой решетки - пиксели. пространство между пикселями МЕНЬШЕ, чем размер самих пикселей, т.е. чтобы при 1 угловой минуте, пикселе 0.28 и меджпиксельном расстоянии 0.05 мм это самое расстояние (решетку) было видно, нужно сидеть с расстояния 17см по вашему же калькулятору. ну вот, опять бьется почти идеально с наблюдениями. вот пиксельная решетка моего 49 экрана, решетку если и можно как-то разглядеть, то только горизонтальную https://i.rtings.com/assets/products/uQ ... ormat=auto
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
meckalito1986 писал(а):
Режим srgb хорош в нём?
Откалиброванный моник, по умолчанию, (в дровах полный цвет, 10бит), переводишь в режим srgb, и все становится светлее, цвета более приглушенными, бледнее, темный также бледнее и в играх из-за этого полосатости на темных переходах становится больше. Имхо. Спорить не буду. Все вижу своими глазами. Как можно пользоваться этим режимом srgb в оледе я не понимаю, с визуальной точки зрения, ОСОБЕННО когда везде и во всем используются темные темы. С таким же удовольствием, цветностью, можно было оставаться на старых добрых ТN.
carsar1 писал(а):
как же тогда народ массово сидит на 27/1440п и не видит огромных пикселей с 70-80см расстояния, а тут аж с метра и аж "огромные". сейчас выяснится, что и этот товарищ является носителем очков/линз.
Когда контент на телеке строго 4к, то да, на 43-4к с метра ситуация лучше, согласен. Но все равно не такая, четкая, имхо, как на 26.5-1440р с расстояния 60см.
_________________ ☆ UE5, Ray tracing, and DLSS4 are currently the best in gaming graphics ☆
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
ev_rus писал(а):
Откалиброванный моник, по умолчанию, (в дровах полный цвет, 10бит), переводишь в режим srgb, и все становится светлее, цвета более приглушенными, бледнее, темный также бледнее и в играх из-за этого полосатости на темных переходах становится больше. Имхо. Спорить не буду. Все вижу своими глазами. Как можно пользоваться этим режимом srgb в оледе я не понимаю, с визуальной точки зрения, ОСОБЕННО когда везде и во всем используются темные темы. С таким же удовольствием, цветностью, можно было оставаться на старых добрых ТN.
Слушай, у тебя ведь другой монитор, возможно просто на 27" ставят другие матрицы или там другие настройки, но на 32" такого нет. Вот что написано на rtngs про 32"
Вложение:
Снимок экрана 2025-05-24 201256.png
или на русском:
Вложение:
Снимок экрана 2025-05-24 201311.png
и я вижу то же самое, в srgb - более точные цвета и максимально плавные переходы, в user - повышенная контрастность, перенасыщенные цвета, картинка визуально типа "красивее", но и артефактов больше - градиенты на цветовых переходах, красноватые лица в видосах, потеря деталей в тенях, да ты и сам вроде писал про эти же проблемы у себя
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. _________________ 14900k / ASRock Z790 Taichi / DDR5 48Gb 7600cl34 / Asus TUF RTX 4080s / Corsair MP700 PRO 2Tb / Corsair HX1000i / Thermaltake Core P8 / MSI MAG 321UP QD-OLED
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
dmush писал(а):
да ты и сам вроде писал про эти же проблемы у себя
Так если темные делать светлее, что и делает режим srgb, то полосок становится больше, разводов, на темных всяких переходах. От этой большей белесости. Вот в чем прикол. А что цветность становится более блеклой это уж не говорю. Причем например на Айфоне, в темных темах, показывает все именно так, как и мне нравится. И тут на монике у меня получается также. Но не при режиме srgb, который для многих типа эталонный, у меня также вложена с ним табличка калибровки, но на деле это визуальный откат к простым допотопным изображениям на ips. Имхо.
_________________ ☆ UE5, Ray tracing, and DLSS4 are currently the best in gaming graphics ☆
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения