Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
Чудны́е люди, пищу что на моем мониторе vrr фликера нет - не верят, видео выкладываю - не верят, пишу цену на озон глобал - не верят, выкладываю скрин - не верят, про сроки доставки пишу - не верят, скрин своего трека выкладываю - не верят. Нее, лично мне такое не надо, слишком токсично.
Эксперты, вы бы хоть осудили или подобрали мой выбор! Жду G6 Samsung Пара дней есть, если что, откажусь. Как думаете, g6 стоит своих денег?
У меня был неделю на тесте. По качеству изображения смутил матовый экран, глянец был бы лучше, картинка от этого плоская и не интересная, зато с отражениями борется очень неплохо. Srgb режим откалиброван хорошо, вопросов нет, по эргономике, ножка большая, для стола 60см однозначно многовато. Так же заметил шум около монитора, типа писка что ли, но это читал вроде нормально для него. Если для игр берется, то лучше глянец, имхо.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
VRR flicker зависит от всей системы, а не только монитора. У меня скажем появился после смены видеокарты.
ador писал(а):
c765 заявлен как фликер фри. мерцания, условно, есть с небольшой амплитудой и огромной частотой (несколько тысяч гц). не ловятся даже на камеру. моим глазам комфортно. я доволен.
dmush писал(а):
Чудны́е люди, пищу что на моем мониторе vrr фликера нет - не верят, видео выкладываю - не верят,
Это разные мерцания.
Мерцание ШИМ - есть постоянно, по всей картинке, на любой яркости ниже 100%, а на миниледах всегда даже на 100%, т.к. местное затенение, имеет амплитуду 100%, вызывает усталость глаз. Мерцание VRR - есть только при прыгающей частоте, только в темных областях экрана, только на OLED, имеет амплитуду менее 100%, не вызывает усталости глаз.
Но, хотя на здоровье и не влияет, но все равно выглядит некрасиво.
У меня был неделю на тесте. По качеству изображения смутил матовый экран, глянец был бы лучше, картинка от этого плоская и не интересная, зато с отражениями борется очень неплохо. Srgb режим откалиброван хорошо, вопросов нет, по эргономике, ножка большая, для стола 60см однозначно многовато. Так же заметил шум около монитора, типа писка что ли, но это читал вроде нормально для него. Если для игр берется, то лучше глянец, имхо.
Блин, короче, всё очень плохо, обалденный выбор я сделал!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
A224 писал(а):
что ты беспокоишься?
с чего бы мне беспокоится? просто удивляет позиция людей которые верят в бездоказательную чушь и воспринимают в штыки факты подкрепленные обоснованиями и доказательствами
Varg писал(а):
VRR flicker зависит от всей системы, а не только монитора. У меня скажем появился после смены видеокарты.
Я выкладывал видео с vrr фликером на моем прошлом va мониторе, и несколько видео с отсутствием фликера на новом oled. И написал что остальное железо за это время не поменялось.
Varg писал(а):
Это разные мерцания. Мерцание ШИМ - есть постоянно, по всей картинке, на любой яркости ниже 100%, а на миниледах всегда даже на 100%, т.к. местное затенение, имеет амплитуду 100%, вызывает усталость глаз. Мерцание VRR - есть только при прыгающей частоте, только в темных областях экрана, только на OLED, имеет амплитуду менее 100%, не вызывает усталости глаз. Но, хотя на здоровье и не влияет, но все равно выглядит некрасиво.
При чем тут вообще мерцание ШИМ? При чем тут минилед? Каждый раз отвечаешь невпопад.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
А какая вообще механика возникновения VRR фликера, если частота кадров не уходит ниже нижнего предела VRR (тут, понятно, может быть что угодно вплоть до ядерной войны)? Казалось бы, какая пикселям разница, обновляют их 50 раз в секунду или 150, если значение пикселя #0F0F0F и не меняется?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 02.02.2005 Откуда: СССР
vpoluektov писал(а):
А какая вообще механика возникновения VRR фликера, если частота кадров не уходит ниже нижнего предела VRR (тут, понятно, может быть что угодно вплоть до ядерной войны)? Казалось бы, какая пикселям разница, обновляют их 50 раз в секунду или 150, если значение пикселя #0F0F0F и не меняется?
Тут вроде пытались объяснить причины фликера: https://www.displayninja.com/what-is-vr ... lickering/ но описанные там методы борьбы через CRU нихрена не работали у меня на va, да и фликер был не только на низких fps или резких перепадах
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.07.2015 Откуда: Москва Фото: 684
dmush писал(а):
просто удивляет позиция людей которые верят в бездоказательную чушь и воспринимают в штыки факты подкрепленные обоснованиями и доказательствами
ну вот тебе и не верят я про другое, что если тебе норм со всеми недостатками которые многократно подтверждены в том числе в этой теме, ну тогда не парься и используй так для чего это вся борьба
_________________ https://overclockers.ru/blog/A224/ -- My life is an endless cistern of slaugher and my girlfriend name's Lyuda :D
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.01.2010 Откуда: Новосибирск Фото: 125
YakovDolgorukiy писал(а):
Я, конечно, крестьянский сын, по пояс деревянный. Толком ничего не проверил, выпучил глаза и побежал домой, а тут тебе нате, хрен в томате Теперь ехать менять
Походу норм так поюзали его
YakovDolgorukiy писал(а):
Zenux, будешь заказывать у китайских небратьев, проработай вопрос возврата заранее.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
dmush писал(а):
Тут вроде пытались объяснить причины фликера:
Так тут тоже обвиняют исключительно LFC. Причины появления фликера при LFC я, на самом деле, тоже не понимаю - но когда с одной проблемой одновременно независимо борятся с четырех сторон, то, действительно, что угодно может пойти не так. А если LFC даже не пытается сработать, например, потому, что включен фреймген, и видимый монитором fps даже близко даже к 60 не подходит? Возможен ли фликер, если fps (после генератора) плавает между 80 и 160? Или LFC - все-таки обязательное условие?
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
dmush писал(а):
С каких пор vrr фликер только на oled??? На всех va есть
Не на всех. https://www.rtings.com/monitor/tools/table/157447 Да, не только на OLED - просто на OLED он пока что есть всегда и не может быть полностью устранен, а на ЖК устранимая ошибка проектирования.
vpoluektov писал(а):
Казалось бы, какая пикселям разница, обновляют их 50 раз в секунду или 150, если значение пикселя #0F0F0F и не меняется?
Там же не навороченная цифровая память на каждом пикселе. В TFT слое всего один транзистор и один конденсатор на сабпиксел, вместо 6 транзисторов ддя настоящей SRAM. Получается что-то вроде DRAM, только полностью аналоговой, а не цифровой. Заряд конденсатора рассеивается со временем. В нормальной DRAM его обновляют с определенной частотой. VRR означает, что циклы обновления могут быть пропущены или отложены.
На ЖК пиксел после потери заряда постепенно возвращается в "родное" состояние, что довольно медленный процесс, на OLED транзистор подает питание и пиксел просто гаснет, а гаснет он мгновенно. Почему именно это мерцание особенно выражено на ЖК от Самсунга, и почему у одних все ОК, у других хуже чем на OLED, точно не знаю. Но наличие ЖК без мерцания VRR подтверждает, что там можно разработать матрицу (TFT часть), где проблема не выражается.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения