Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
кстати да и будет больше чисток, так как монитор будет работать дольше.
Скорее всего наоборот будет меньше, т.к. чистка идет когда дисплей неактивен, и судя по количеству чисток и таймеру на счетчике - делает оно это раз в ~4-8 часов. Условно говоря - пошел попить чаю, дисплей вырубился, и даже если максимальный таймер для чистки еще не созрел, он все равно сделает чистку. Тогда как заставка будет мешать этому и только увеличит количество банеров о том, что пора сделать чистку, но не их количество. В общем незачем вмешиваться в стандартную работу устройства, в которой ее и тестировали разработчики. Заставок в настройках по умолчанию уже давно ни у кого нет, а типичное время выключения дисплея - 15 минут.
Ну так поставь. У меня стоит одна минут - черный экран. К слову я работаю за моником. Нет проблем. Зато отшел экран черный. Пс Чистки - не чистят. А компенсирую яркость. Считай выравниваю. Он не зависит от количества чисток. Условно, если у вас будет постоянно черный. То все чистки по итогу ничего делать и не будут ( имею виду выравнивать хоть и будет уходить в режим чистки). -- Для олед монитора главное не гонять его на макс яркости, оледу хорошо. И вашим глазам.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Что-то уже какие то загоны пошли. Ладно там стараются без статики, на экране, темная тема, с яркостью не на макс. Но зачем включение\выключение моника, постоянное, чем заставка пузыри на черном\темной теме плохи через 5 мин бездействия?
Что-то уже какие то загоны пошли. Ладно там стараются без статики, на экране, темная тема, с яркостью не на макс. Но зачем включение\выключение моника, постоянное, чем пузыри на черном\темной теме плохи через 5 мин бездействия?
Ну включить - выключать тут дело каждого. Тут главное остальное сделать. И можно пользоваться и не парится. Получать удовольствие. Лет 5 проработает. А то и больше. Вун на кухте CX стоит каждый день 1-2 часа кручу. Пока кушаю и готовлю. 5 лет cтукнет. Тускней не стал. Ничего не выгорело. Но там тока кино. Аниме. И тд теле порнография). Год только первый играл активно + просмотры. Пока не купил другой олед по больше ).
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.03.2010 Откуда: Серов
Надеюсь к Asus XG27AQDMG выпустят в ближайшее время прошивку, градиенты порой сильно заметны в некоторых играх, по цветовой насыщенности тоже есть к нему вопросы в режиме srgb совсем бледные цвета если яркость ставить ниже 80. В данный момент использую novideo_srgb и цветовой профиль BT.2020 так он хоть как то насыщает цвета. Скорее всего после выхода новых поколений олед рассмотрю вариант его замены.
Elongated Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2015 Откуда: Москва Фото: 1
Ребята, а чем енто чудо то протирать. Есть какие тряпки проверенные?
По поводу VRR flicker. Имеется и, ожидаемо, зависит от игры. Вчера было время парочку быстренько проверить. Хорошо оптимизированная игра (вчера посмотрел Дум и КП2077, там очень ровный фреймтайм) не фликерит. По крайней мере, я не заметил. Вуконг в первой локации, где много traversal stutters, фликерит в момент появления этих статтеров. Кингдом Кам 2, начало игры, где привал. Небольшая пещера с бочками. Там тени ощутимо фликерят, но переключение в режим 165гц полностью решает проблему.
В целом, для себя решил не придавать этому особого значения. Там, где будет сильно фликерить план действий такой - переключение в режим 165гц, если не помогло, то отключение VRR и использование старичка V-Sync.
В остальном, качество изображения - отвал башки. Запустился в режиме дублирования экрана с G7 и прифигел.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
YakovDolgorukiy писал(а):
Там тени ощутимо фликерят, но переключение в режим 165гц полностью решает проблему.
А вот с этого момента можно поподробнее? Я был уверен, что выбор между VRR и фиксированной герцовкой делается в операционке, а монитор употребляет то, что на него приходит - или у монитора в меню тоже есть настройка, позволяющая ограничить максимальный рефреш (и, вероятно, передать это по DDC в компьютер)? Что именно было сделано - переключение в мониторе или ограничение рефреша в 165Hz в винде, не отключая g-sync compatible? Настройки же были experimental, то есть fps близко не доставал и до 165?
Классная выжимка всей инфы. А вот и тот самый фиолет, который я увидел тогда. Ужс.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. _________________ 9800x3d l X870 ASUS TUF plus WiFi l asus strix 3080 oc 10GB l Corsair RM1000X l frozen guardian 360 l Team Group 32GB 6000MHz CL30 l Enthoo Pro 2 TG l LG 55G5
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 15.09.2008 Фото: 0
caliskan писал(а):
я думал ты достал qd-oled и сравнил в живую со своим.
Да, получается немного ввёл в заблуждение превьюшкой, учитывая что прошлые сравнения были мои личные... Возможно в будущем, когда буду обновляться до WOLED 4 gen 27" 4К 240 Гц в первой половине 26 года, приобрету (с возвратом) актуальный на тот момент QD-OLED 27" и сравню сразу их все с XG27AQDMG.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
YakovDolgorukiy писал(а):
чем енто чудо то протирать
Я неск страниц назад подробно описал методу протирки ) В целом да, одна тряпка мягкая чистая микрофибра совсем чутка влажная дистиллированной водой. Вторая тряпка такая же сухая, которой протираешь от своего дыхания ртом на монитор ) Влажной лучше протирать в одном направлении равномерно нежно горизонтальными полосами. Сухой от дыхания можно хоть круговыми.
Andrevlin писал(а):
тот самый фиолет
Сегодня при средне освещенном помещении, глянце, его просто нет, не заметно ни на каком темном\черном. Только когда выключен монитор, косо присмотреться, по краям рамка экрана темно-фиолетовая. == Кстати такой вопрос, у кого Мси. Там настройки профилактики, а описания этих пунктов нигде нет, кто знает, как это понимать:
Определение статики экрана, вкл.: 1.Начало в 2.Требуемое время 3.Уменьшение уровня ?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.11.2016 Откуда: Питер
ev_rus писал(а):
А оно будет ли.
stiffmaster писал(а):
Решение отключение VRR
Именно - решения нет. Все с чем борется VRR это тиринг экрана, и по сути это нивелируется ограничением FPS в игре/драйвере. Товарищ ego0550 тоже непонятно с чем борется. Статтеры можно было убрать только с помощью аппаратного G-Sync. А их в природе уже больше нет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.12.2015 Откуда: Москва Фото: 4
crossfade3 Не только с тирингом. С всинк намного менее плавная картинка при скачках фпс, а они во всех играх всегда есть. Ограничивать фпс по минимальной границе довольно глупо. Мерцания слишком редко мешают чтобы из за них от VRR отказываться
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.07.2011 Откуда: Москва Фото: 70
crossfade3 писал(а):
Все с чем борется VRR это тиринг экрана, Бои по сути это нивелируется ограничением FPS в игре/драйвере.
Борется да, только с тирингом. Но вот ограничением fps это фиксится... не настолько просто. Как пример. Возьмем типичную современную игру, в которой fps плавает... несильно, между 70 и 120. Только ограничить fps на 70 - будет недостаточно, если ограничение fps не кратно частоте монитора (которая при отключенном VRR фиксирована), тиринг останется. Понадобится еще создавать кастомное разрешение с 70 Hz рефрешем, и включать vsync: adaptive. И потерять в задержке. А потом все это переделывать, если в игре появится место, где fps таки проседает ниже 70.
Именно - решения нет. Все с чем борется VRR это тиринг экрана, и по сути это нивелируется ограничением FPS в игре/драйвере. Товарищ ego0550 тоже непонятно с чем борется. Статтеры можно было убрать только с помощью аппаратного G-Sync. А их в природе уже больше нет.
Глупости. VRR, он же freesync со статтерами справляется точно так же как и аппаратный Г-сник, проблема только в том, что адекватно он работает только на IPS, на всех остальных типах матриц есть мерцания в той или иной мере.
Elongated Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2015 Откуда: Москва Фото: 1
caliskan писал(а):
Ограничивать фпс по минимальной границе довольно глупо.
Да даже если ограничить и не использовать в-синк, то jitter очень заметен. Альтернативы у VRR нет, как ни крути. Я пока решил, что в особо тяжелых случаях (если таковые будут), там, где не помогает 165гц, то буду играть как 10 лет назад, с в-синком Но глянцевый олед я уже не готов менять на lcd, всё, поздно. Уже увидел, как могут игры выглядеть.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Никакой проблемы нет использовать только фри-синк в играх, с ограничением в дровах и игре потолка фпс от макс частоты монитора на -5, что и для видеокарты, нагрузки\температур, приятно. Плюс рефлекс\низкая задержка строго на вкл. (не ультра+буст) в игре и дровах. При этом старая в-синк везде выключена. В итоге отличная работа фри-синка\г-синка в играх с низкой задержкой и без визуальных проблем даже в большинстве игр с генератором (только не мульти-геной х3х4, а лучше со стандартным игровым). Все давно уже оттестировано по сто раз.
Конечно бывают случаются мелкие погрешности, редко. Внизу например экрана при горизонтальном движении. И то не такие заметные, чтобы дополнительно переходить на использование более вязкой в-синка.
YakovDolgorukiy писал(а):
Но глянцевый олед я уже не готов менять на lcd, всё, поздно. Уже увидел, как могут игры выглядеть.
Альтернативы визуальной на сегодня просто нет у прошлых матриц. (Как и у прошлого растра, прошлого таа и т.д. в сравнении с Нв длаа и хардовой трассировкой).
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения