Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Bromka На 40% чего, где? Статика всегда влияет.
Виндовый HDR предназначен исключительно для игр и фильмов, как Алекс сказал 0-10% ставить, работать в нем - "а зачем было покупать сабж", т.к. все серое и выцветшее.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Если используется профиль в rgb, в Винде, с например яркостью по умолчанию как у меня в Мси в 50. При авт управлении цветом и hdr400. То в Винде если сделать калибровку профиля hdr, и при этом если желать, чтобы не слишком стало ярко и цветасто, то придётся это делать при яркости там (в Винде в настройках hdr) примерно при 35. И опять же при настройке в мониторе hdr400. Иначе при переключении в Винде на hdr становится чрезмерно ярко и цветасто, тем более если при hdr1000.
_________________ ☆ Ray tracing and UE forever ☆
Последний раз редактировалось ev_rus 22.11.2025 17:18, всего редактировалось 1 раз.
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
Bromka писал(а):
значит если яркость на 40%, по умолчанию установлена, то и статика не страшна?
Снижение яркости сильно снижает износ, так что и риск выгорания намного ниже становится. Да и сидеть на большой яркости постоянно не полезно для глаз. SDR для затененной комнаты принято калибровать на 100 нит. Я себе сделал чуть побольше, на глаз чтобы и красиво и не уставать. В итоге 30%, что около 120-130 нит. Яркость HDR в меню монитора снижать не надо, даже если монитор это делать позволяет. Во-первых, сильно испортишь сам HDR. Во-вторых HDR обычно и так менее яркий, чем SDR (при 100%) по среднему показателю яркости.
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 25.12.2015 Откуда: мск
а эти хдр в винде и в настройках монитора без перезагрузок включаются?включил на старом мониторе все, в винде ползунок sdr на максимум все равно бледно, в игре тоже бледно, это значит что игра не поддерживает?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.10.2012 Фото: 0
trofey На твоём профильном AcerXF253QX от HDR толку нуль, на IPS матрицах с обычной led подсветкой получишь вырви глаз картинку. А по поводу бледности надо наоборот убавлять, а не прибавлять sdr.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
Когда включаешь профиль например srgb, то часть функций, контраст, температура цвета, еще некоторые закрываются. Когда переключаешь в hdr (и в Винде, игре) то также.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 18.10.2012 Фото: 0
trofey Я вот HDR на своём oled даже не пробовал, картинка и в SDR просто космическая, я к тому что HDR скорее просто как приятный бонус нежели необходимость.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.06.2013 Фото: 11
На реддите пользователь приобрёл XG27AQWMG (WOLED).
Сначала у него был грязный экран на сером фоне, но через пару часов работы и одного цикла обновления пикселей проблема практически ушла. Видимо проблема не смертельная. Хотя кто-то пишет, что проблема не у всех уходит.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. _________________ Ryzen 7 5800X + 32 ГБ ОЗУ + RX 6700 XT + Full HD
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
xBeast писал(а):
я к тому что HDR скорее просто как приятный бонус нежели необходимость
Соглашусь. Олед отлично показывает при всех раскладах, не как экраны прошлого. И hdr у него более прикольный. Тем не менее вообще в Винде нет желания пользовать hdr. А в играх, и всякий контент, на сегодня далеко не весь корректно сделан под hdr. В итоге переключаюсь на hdr вообще не часто. Да и зрению мягче.
Сначала у него был грязный экран на сером фоне, но через пару часов работы и одного цикла обновления пикселей проблема практически ушла.
Ну, честно говоря, изображение на втором фото всё ещё полный привет по сравнению с хорошим IPS. Бонусом на картинке с большим количеством статики оно ещё и мерцать любит. Всякие экраны загрузок в игрушках, карты, пейзажи в стратежках, окна браузерах в тёмных тонах...
ev_rus писал(а):
Тем не менее вообще в Винде нет желания пользовать hdr.
Особенно вечером, при низкой яркости и приглушённом внешнем освещении HDR по дефолту бьёт по глазам. Его можно перевести в кастомный режим и снизить яркость, но тогда отличия от SDR почти пропадают.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Яркость фонового освещения всегда должна быть в районе 0.5-1.0 средней яркости дисплея, кроме как в очень темных сценах (APL<0.05). При низком APL оптимум даже 0, но такое бывает только в кино или ночных играх типа Метро, где проблемы лишней яркости точно нет.
Это не зависит от HDR/SDR, типа дисплея, или контента. Надо не яркость резать, а фон лучше освещать. Филипс специально сделал амбилайт, есть подсветки для мониторов, самый бюджетный вариант лампочка с диммером на ПДУ.
Техника должна подстраиваться под человека, а не человек под технику. Вечерами и ночью человеки (особенно если они не в одиночку обитают) берут наушники, приглушают освещение, выбирают для всего этого комфортное место и так далее. Если технология ХДР требует чтобы для использования её в предполагаемом виде человек использовал менее комфортные для себя условия - это на данный момент сырая, неудобная технология.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Lurk писал(а):
бьёт по глазам
Lurk писал(а):
Техника должна подстраиваться под человека, а не человек под технику.
Varg писал(а):
Яркость фонового освещения 0.5-1.0 средней яркости дисплея
Фоновое освещение - это техника. Если ты ее настраиваешь не по правилам, то либо тебе боль нравится, либо как плоскогубцами себе яйца прищемить и бежать в магазин жаловаться.
От SDR на тысячу нит у тебя еще больней глазам будет. Просто там для защиты юзера (и его кошелька) столько и не делают. В HDR тоже можно понизить пик, но лучше сделать амбилайт, он мешает другим не больше, чем сам дисплей. Это не относится к играм с кривым мастерингом типа AOE4, где HDR это просто SDR с задранной яркостью.
Lurk писал(а):
Бонусом на картинке с большим количеством статики оно ещё и мерцать любит. Всякие экраны загрузок в игрушках, карты, пейзажи в стратежках, окна браузерах в тёмных тонах...
Мерцает темный контент при включенном VRR, если видеокарта не справляется с поддержанием примерно постоянного фпс. Динамика тоже, там просто не видно. Для предотвращения в стратегиях включают VSync, а не G-sync/adaptive. В браузерах я ни разу не видел мерцания, хотя регулярно смотрю темный контент, вплоть до видосов Mentour Pilot, а там в ночных авариях APL в районе 0.001 бывает.
Фоновое освещение - это техника. Если ты ее настраиваешь не по правилам
У лампочки одно правило - чтоб мне удобно было.
Varg писал(а):
От SDR на тысячу нит у тебя еще больней глазам будет. Просто там для защиты юзера (и его кошелька) столько и не делают.
SDR даёт возможность мне самому установить комфортную яркость и на ней работать\играть. Хоть 50 нит, хоть 350. HDR такой не-не-не, плевать мне на твои глаза, мне по стандарту 400 положено - получите, распишитесь.
Varg писал(а):
Мерцает темный контент при включенном VRR, если видеокарта не справляется с поддержанием примерно постоянного фпс.
60 ФПС на постоянку в геншине - есть мерцания, 100+ в no rest for the wicked, при открытии карты мерцания, TWH3 60+ на глобальной карте - есть мерцания. Это как-то неправильно, совершенно нормальные режимы и они должны нормально отрабатываться.
Varg писал(а):
В браузерах я ни разу не видел мерцания, хотя регулярно смотрю темный контент, вплоть до видосов Mentour Pilot, а там в ночных авариях APL в районе 0.001 бывает.
У меня в гугл хроме есть мерцания на тёмных фонах. Не всегда и не одинаково, но есть.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.06.2013 Фото: 11
Lurk писал(а):
HDR такой не-не-не, плевать мне на твои глаза, мне по стандарту 400 положено
Так стандарт - этот тот максимум, который монитор технически может выдать. Разве нет?
А сколько разработчик заложит нит в самом контенте, в той или иной сцене - вопрос. Я так полагаю, HDR контент кажется и будет ярче хотя бы потому, что пользователи всю свою жизнь в SDR режиме ставят пониженную яркость. А когда врубается HDR и он начинает отрабатывать хотя бы те же стандартные 100 нит - начинаются крики "как же ярко" (хотя это ещё не ярко). Дело привычки скорее всего.
_________________ Ryzen 7 5800X + 32 ГБ ОЗУ + RX 6700 XT + Full HD
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 69
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения