Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
FAQ Мониторы
По мониторам я рекомендую отталкиваться от этой таблицы, ограничив выборку OLED и QD-OLED: https://www.rtings.com/monitor/tools/table/156467 Однако в ней приведены не все марки. Чистые мониторы есть в размерах 27"-34", плюс редкие сверхширокие 49" (половинка 65"). Остальные основаны на ТВ. Во время создания FAQ мониторов было мало, сейчас выходят каждый месяц.
OLED-мониторы - настоящие, а не переделанные из телевизоров - на массовом рынке появились только в 2022 году, это пока новая технология. Хотя референс-монитор Sony вышел еще в 2018 году, это проф техника с проф ценой.
Модели на RGB сейчас не производятся, все используют технологию LG WOLED или Samsung QD-OLED. Практически я лично 8 лет пользуюсь OLED-телевизорами в качестве мониторов, выгораний пока 0. С первыми моделями нужно было соблюдать осторожность. С последними не особо. Если что, могу помочь советом по своему и чужому опыту.
Целесообразность использования OLED-монитора зависит от диагонали. На мелком экране разница между OLED и лучшими ЖК нивелируется. На 13-16" хорошие IPS в Surface Book или Macbook Pro на свету визуально очень похожи на OLED в топовых Dell XPS или Gigabyte Aero. В крупном формате и затемненном помещении разница значительная.
Телевизоры
OLED оптимально раскрывается на большом экране - глубина черного с широким углом обзора дает эффект "окна в мир". Для ПК можно использовать LG 42C4. В С1-С4 встроен режим Game Optimizer, превращающий ТВ в 120 Гц игровой монитор, 144 Гц для С4. Топ 3 больших ТВ для игр - Samsung S95C и D до 77" (осторожно, D матовый), и LG G4 до 83". На 83" самсунгах матрица LG, на 97" LG нет MLA. Sony и другие в играх отстают.
2К модели сняты с производства, новые только 4К. Сейчас иногда можно относительно недорого найти 8К модели, такие как 77Z2. Они менее яркие, чем 4К, и держат только 60 Гц в 8К, но это все равно лучшее на 8К рынке. Инновации первыми приходят в 4К модели.
WOLED vs QD-OLED
Есть три способа воспроизвести цвета на OLED: 1) RGB OLED. Используется только в телефонах и ноутбуках. 2) Белая матрица и светофильтры. Это WOLED технология LG, дающая WRGB пикселы. 3) Синяя матрица и квантовые точки (они понижают частоту света). Это QD-OLED Samsung.
WOLED лидируют по яркости белого и сохранению черного при засветах. QD-OLED лидируют по яркости насыщенных цветов, однако отстают по четкости текста и линий из-за пикселов в виде GBR-треугольника. Несмотря на "правильность" RGB, на 2024 это самая слабая технология - качество изображения на OLED-ноутбуках намного ниже OLED TV в плане яркости.
Производители
Существует 2 крупных производителя матриц: 1. LG. Размеры - 5-8", 27", 32", 42", 48", 55", 65", 77", 83", 88", 97". Технология WOLED. 2. Samsung. Размеры - от 1" до 16" RGB-OLED, недавно добавились 49", 55", 65", 77" QD-OLED. Все самсунги больше 77" используют матрицы LG или вообще LCD.
Почти все матрицы для других брендов производятся LG (у Sony только Samsung), им принадлежат патенты на WOLED, а это основная технология для телевизионных размеров. Другие производители, которых несколько (крупные BOE и TCL) выпускают только RGB OLED, в небольших размерах, этой технологии много лет и она общедоступна.
По состоянию на 2023 большинство обзоров сходится в том, что технология WOLED дает чуть лучшее качество изображения, чем QD-OLED. Однако некоторым наоборот нравится QD-OLED. Это может меняться от модели к модели.
Выгорание
1. От фильмов OLED не выгорает. Ни от каких, никакой, даже старые. Выгорание происходит от эфирного ТВ. В штатах в основном CNN, в России первый канал, где ярко-красный логотип. Случается от долгой (сотни часов) игры в платформеры с красными элементами. В 2020 году выгорел OLED, который поставили в аэропорту Сеула показывать рейсы, остальные 20+ в том же а/п в порядке.
ULED, QLED (переименованный Triluminos), Nanocell и прочие вариации являются ЖК-дисплеями и не имеют отношения к OLED. Между QD-OLED и QLED нет ничего общего.
2. OLED-телевизоры начиная с 2017 года (для LG это все кроме С6 и EG****) редко выгорают в нормальных домашних условиях. Там есть развитая программная защита от выгорания. Та же точно защита стоит у всех, кто покупает матрицы LG - защитное ПО идет в комплекте с ними и обязательно к использованию. Более старые (LG до 6 серии и с 3-4-значными номерами типа 9300) от выгорания не защищены никак. Встречаются только б/у.
3. Даже лучшие модели OLED все равно выгорают, если используются на витрине магазина - там высокая яркость и насыщенный цветами контент. Старайтесь брать экземпляры из коробки, а не с витрины. Можно относительно смело брать ТВ у мелких контор, где нет большого зала с ТВ: нет витрины, нет выгорания.
4. LG неофициально предоставляет одну бесплатную замену ТВ или матрицы в случае выгорания. Это не гарантировано, так что надо звонить официалам и договариваться по-доброму. Другие производители в целом следуют той же политике, once per customer per lifetime, not guaranteed. Замена производится в том числе после гарантийного срока, но не более 3-5 лет.
5. С разбитыми матрицами (к сожалению, экран боится даже легких ударов) лучше сперва обратиться к неофициалам на предмет (платной) замены матрицы. После обращения в официальный сервис этот вариант может стать недоступным. Матрицы меняются только на оригинал, неоригинальных нет в природе, чужие установить невозможно. Пишите в теме.
6. Для б/у ТВ, если видимого выгорания нет, то износ матрицы не накапливается. У нового покупателя будет другой контент, поэтому нагрузка пойдет на другие пиксели. Контроллер учитывает износ по каждому отдельному сабпикселу. Это как аллергия, возникает от постоянного контакта с одним и тем же.
7. Если выгорание уже можно заметить - это конец матрице (2017+). У каждого пиксела есть 20-50% (зависит от модели) резерва на выгорание. Яркость падает только тогда, когда он весь исчерпан. После этого состояние пиксела будет ухудшаться даже на обычном контенте, т.к. он уже работает на пределе и этого не хватает. Исправить выгоревшие матрицы нельзя, только заменить.
8. Если страха выгорания нет, можно отключить защиты в сервисном меню: https://www.patreon.com/posts/68768852 - крайне осторожно, может привести к отказу в гарантии, особенно при выгорании - с эфирным ТВ не использовать никогда!
Цена/качество
Все OLED очень похожи по картинке. Разница между самыми дешевыми и лучшими моделями значительно меньше, чем отрыв от любых LCD (в их число входят и LED, и mini-LED, и QLED, это просто брендинг). В неяркой комнате, разумеется.
Разница в изображении между разными моделями сводится к максимальной яркости в HDR, в диапазоне 600-1200 cd/m2. Общая яркость изображения примерно одинакова. Если не стесняться в средствах, максимальную яркость дают Evo панели с MLA, установленные в LG G3, Sony A95K.
Если бюджет ограничен, дешевле всего LG B и C серий и их аналоги, которые начинаются с 42". Если хочется приобщиться подешевле к ТВ, можно рассмотреть б/у 55СХ и выше, просто потому что самый дешевый из современных, поддерживает 120 Гц в 4К. Модели старее С7 почти наверняка имеют выгорание.
Покупать б/у можно, после проверки на отсутствие выгорания и других проблем (см. 6-7 выше). Более того, износ панели у прошлого пользователя не будет влиять на нового, так что OLED страдают от вторичности даже меньше, чем LCD.
Для игр
Для игр OLED стали популярны благодаря высокой скорости - время отклика пикселов в тысячу раз быстрее ЖК. Плюс, в играх часто встречается чистый черный цвет.
Но в играх важен низкий входной лаг, с чем у мониторов всегда хорошо, у телевизоров не всегда. Самый низкий из ТВ - у LG и Samsung, от 6 мс, что соответствует игровым мониторам, причем этот режим можно включить во всех настройках картинки, выбрав входом ПК. В других вариантах лаг остается ниже других даже при включении "улучшалок".
У остальных производителей входной лаг в большинстве режимов значительно выше, а низкий доступен только в одном игровом режиме. Кроме того, все модели LG сейчас идут с HDMI 2.1 и максимально широкой поддержкой режимов. Поэтому для игр сейчас целесообразно смотреть только на LG / Samsung. Другие производители не исключают легкие игры на консолях/мультиплатформе, RPG/Adventure, и т.д., разумеется, просто нет гарантии низкого лага.
Так стандарт - этот тот максимум, который монитор технически может выдать. Разве нет?
Нет, это некий уровень, который заложен в стандарт.
Условно, при HDR400 яркость монитора выставляется в соответствующее 400 нит белому пятну, а сама настройка яркости блокируется. Про точные цифры утверждать не берусь.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Куратор темы Статус: Не в сети Регистрация: 30.12.2004 Откуда: У зайца яйца
Lurk писал(а):
У лампочки одно правило - чтоб мне удобно было.
И что в итоге - тебе удобно? Если нравится понижать яркость, то каждый сам себе хозяин.
Здесь публичный форум, у меня нет цели переубедить лично тебя, я сообщаю другим, как справиться с проблемой. Если от HDR устают глаза, значит освещение комнаты недостаточно. Есть специальные подсветки, сзади монитора, которые подстраивают общую яркость в зависимости от контента на экране. Ну или за 300 рублей лампа с пультом. Можно также понизить APL, снизив среднюю точку кривой тонмапа.
Сам по себе HDR бывает слишком ярким разве что на G5 или S95F, но здесь вряд ли про них речь, там уже нужна адаптация глаз, достигаемая частым контактом с солнечным светом (что к сожалению не всегда и не везде возможно). В играх HDR часто неправильно настроен, он не должен быть сверхярким кроме местных огоньков. Здесь как ни странно лажают даже Киберпанк (вид из машины днем) и Ассасин (вообще дневные сцены, если не в дождь, причем кстати в сюжетных роликах все хорошо). Мониторы чаще всего так ярко просто не умеют.
С SDR и 80 лм при режиме единой яркости на всё поле да, с HDR 400 и живущим своей жизнью монитором нет.
Varg писал(а):
Здесь публичный форум, у меня нет цели переубедить лично тебя, я сообщаю другим, как справиться с проблемой.
Так и у меня нет. Собсна, информирую что на практике, несмотря на высокую стоимость вхождения в OLED, он не прям во всём лучше того же IPS, да с HDR против SDR не всё однозначно.
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
Нефига себе сколько выдумок то набралось всего за день.
xBeast писал(а):
HDR скорее просто как приятный бонус
Без HDR ты используешь OLED менее чем на половину его возможностей. А так конечно все приятный бонус. Можно вообще обратно на TN 60 герц пересесть. Разрешение выше 1280x1024 - приятный бонус.
Lurk писал(а):
Ну, честно говоря, изображение на втором фото всё ещё полный привет по сравнению с хорошим IPS. Бонусом на картинке с большим количеством статики оно ещё и мерцать любит. Всякие экраны загрузок в игрушках, карты, пейзажи в стратежках, окна браузерах в тёмных тонах...
Возможно, дальше лучше будет. На QD у меня из коробки не было такого.
Мерцание на статике - это конечно фантазии. Мерцает экран загрузки (и то далеко не в каждой игре) при включенном VRR не потому что там статика, а потому что фпс в это время сильно скачет. Движок игры обычно занят чем-то более важным, чем обновление картинок на экране. При этом внутриигровые ограничители часто на таких экранах не действуют, что и приводит к огромному плечу от 0 до 1000 фпс. Впервые слышу, чтобы окно в браузере мерцало. Хотя я не включаю VRR для оконных приложений и делать этого не советую никому.
Lurk писал(а):
Нет, это некий уровень, который заложен в стандарт.
Условно, при HDR400 яркость монитора выставляется в соответствующее 400 нит белому пятну, а сама настройка яркости блокируется. Про точные цифры утверждать не берусь.
Совершенно не так это работает.
Это в SDR у тебя есть яркость белого как референс. Все значения всех цветов - это доли этой яркости, где 255-255-255 - это она и есть, а 127-127-127 - половина.
В HDR софт оперирует абсолютными значениями яркости в нит. Он прямо просит "нарисуй мне тут точку на 27 нит", и монитор должен подчиниться. Для значений около его максимальных возможностей обычно используется тон-маппинг. Это надо чтобы была зрительная разница между яркостью в 500 и 1000 в режиме 400. Для этого 1000 показывается как 450 (реальный максимум для режима 400), а 500 в районе 400 (зависит от EOTF-кривой, которую можно посмотреть в тестах монитора). Но если на экране нет 1000, а максимальное значение яркости пикселя в сцене равно 500, то уже 500 будет показан как 450. Т.е. тон-маппинг как правило динамический. При смене режима монитора никакая яркость ему не выставляется. Меняется именно EOTF-кривая. В режиме peak 1000 (на твоей картинке из мануала Асус это режимы gaming/cinema/console) EOTF позволяет добивать до 1000. Но если контент просит 50, то он будет 50 в любом режиме* * - на самом деле зачастую в режиме 1000 на OLED будет меньше. Связано это как раз с необходимостью вывести пиковые 1000 где-то. Если они присутствуют на экране, то для их показа надо где-то убавить, чтобы вписаться в общий лимит по питанию. Поэтому общая яркость сцены часто ниже в режимах peak 1000, а ABL достаточно сильно гуляет. Для большинства OLED "нативом" является TB400 (для WOLED v4 - TB500), в нем ABL куда меньше выражен. И раз уж ты постишь картинки с инструкций Асус, то вообще-то на их мониторах яркость HDR можно разблокировать. Монитор выругается, но кнопочки вернет.
Lurk писал(а):
Если технология ХДР требует чтобы для использования её в предполагаемом виде человек использовал менее комфортные для себя условия - это на данный момент сырая, неудобная технология.
О каких некомфортных условиях вообще разговор? Большинство HDR контента спокойно смотрится при слабом свете часами без дискомфорта. В ярких играх типа Ghost of Yotei на улице средняя яркость пикселя в сцене 80-100 нит. В играх потемнее типа дум так вообще 25-40. Это с учетом того, что в этой же самой сцене горит огонь, где на отдельных языках пламени до 800. Но 800 на небольшой кучке пикселей смотрятся прекрасно, они не слепят. Зато огонь выглядит как настоящий огонь. Дискомфорт может быть если средняя яркость сцены переваливает за 150, но такое крайне редко встречается и как правило очень кратковременно.
Добавлено спустя 4 минуты 34 секунды:
Varg писал(а):
ночных играх типа Метро
Не помню, был ли HDR в первых двух играх, а в третьей нет ночей как таковых. Т.е. условно ночь есть, но это какой-то полярный день.
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
А если vrr (фри-синк и пр.) всегда включен на постоянку в дровах и мониторе, вне зависимости Винды, игр, почему это не правильно, постоянно включать выключать чтоль синхронизацию?
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
ev_rus писал(а):
А если vrr (фри-синк и пр.) всегда включен на постоянку в дровах и мониторе, вне зависимости Винды, игр, почему это не правильно, постоянно включать выключать чтоль синхронизацию?
Зачем? В панели nvidia есть выбор включения gsync - для полноэкранных или для оконных и полноэкранных программ. По дефолту стоит только для полноэкранных. Игры в псевдополноэкранном сюда тоже почти все подпадают. Включение gsync для оконных программ ничего кроме потенциальных проблем не дает. Интерфейс винды, браузеры и плееры спокойно обойдутся и без VRR. А вот пользоваться им они не приспособлены, часто обновляют картинку только когда есть что обновлять (что как бы логично, но для VRR проблемно).
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Member
Статус: В сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
4e_alex писал(а):
В панели nvidia есть выбор включения gsync - для полноэкранных или для оконных и полноэкранных программ. По дефолту стоит только для полноэкранных. Игры в псевдополноэкранном сюда тоже почти все подпадают.
Уже давно ставлю полноэкранный + оконный режим. Так как думал, что игры с оконным режимом без рамок попадают под этот режим синхронизации. Пока проблем нигде не было. Не в windows, не в браузерах.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Member
Статус: В сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
Вон в Arc Raiders вообще полноэкранный режим без рамок. Хз к какому режиму его вообще относить. Есть ещё эксклюзивный полный экран. Я так понимаю он и считается правильным полноэкранным. Но почему то его игра не рекомендует.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
shuler37 писал(а):
Уже давно ставлю полноэкранный + оконный режим. Так как думал, что игры с оконным режимом без рамок попадают под этот режим синхронизации. Пока проблем нигде не было. Не в windows, не в браузерах.
В windows 10/11 нет классического fullscreen, а для старых игр он эмулируется. Новые в большинстве своем уже делаются с учетом этого, там полноэкранный режим = окно без рамки. И VRR в таких будет работать, даже если выбран он только для полноэкранных программ. При сомнениях можно проверить в меню монитора герцы, это самый надежный способ.
A224 писал(а):
это я лично снимал
Я не знаю, что, как и чем ты там снимал, но они так не мерцают. Никакие. Вообще.
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
Может быть проблема с источнике сигнала. Я этим летом рассматривал этот моник как один из возможных кандидатов, даже к себе таскал, ничего не мерцало, VRR не проверял (и так понятно, что будут мерцания при рывках). В итоге взял асус на той же матрице (за более функциональные настройки меню и лучшую настройку цвета из коробки), и в нем разумеется тоже ничего не мерцает.
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
На очень темных тонах там пересекаются периоды обновления экрана с затвором камеры. Так не у всех моделей, в основном именно у мониторов. Вживую проблема заметна только в сверхтемных сценах, т.к. в остальных эти темные тона почти не видно, но когда снимаешь камерой, она подстраивает выдержку под освещение.
Но это даже не близко к мерцанию ШИМ. Минус только в том, что оно именно по темным тонам, а не по всем. Можно было бы настроить, чтобы так мерцало везде - перестанет быть заметным совсем и даже улучшится четкость в движении.
Member
Статус: В сети Регистрация: 20.08.2012 Откуда: Иваново Фото: 27
4e_alex писал(а):
В windows 10/11 нет классического fullscreen, а для старых игр он эмулируется. Новые в большинстве своем уже делаются с учетом этого, там полноэкранный режим = окно без рамки. И VRR в таких будет работать, даже если выбран он только для полноэкранных программ. При сомнениях можно проверить в меню монитора герцы, это самый надежный способ.
Понял. Спасибо.
_________________ Судить меня дано лишь Богу а остальным я укажу дорогу.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.02.2006 Откуда: Поволжье Фото: 6
shuler37 писал(а):
Понял. Спасибо.
Да вот и я поэтому спросил, так как все стояло на полный и оконный, везде все включено и забыл. Теперь как Алекс говорит можно попробовать оставить лишь полноэкранный, тем более в меню монитора и правда синхронизация видна.
4e_alex писал(а):
В итоге взял асус
Varg писал(а):
Это другое.
А224 если он в чем то убедился, что с оледами что-то не то у него, то мерцания, то градиенты, то обратное доказать невозможно.
То как бы и так понятно, что олед на каждый герц рефреша (даже при неизменном цвете и яркости) реагирует небольшим провалом длительностью около 0.5мс. Это и ближе к концу тестов в разделе Image Flicker отражено. При этом у него 10 баллов. Ну потому что надо суперменом быть, чтобы 0.5мс разглядеть. Их не на каждую камеру видно.
Кстати я не совсем понимаю авторский прикол, но у другого моника с той же матрицей и герцовкой они рисуют ровную линию, хотя сырые данные (светлоголубой график) похожи.
Если ты не супермен, то это либо не увидишь, либо как писал Varg будет только в плюс для четкости движения. Так то в мониках иногда добавляют BFI чтобы при небольшом fps иметь визуально четкость как на куче герц. Я свой в том числе брал так, чтобы у него был такой режим в меню (у 271QRX на тот момент не было).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. _________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Advanced guest
Статус: Не в сети Регистрация: 03.12.2004
A224 писал(а):
это они ещё не сделали 0 to 15, там было бы ещё жестче
Не было бы. Этот тест вообще сделан не совсем для этого. Он должен показывать время реакции OD, его овершут, затем время на доводку до требуемого значения. На олед же все скучно, за 0.2-1мс без всякого OD просто берет и переключается. Вся правая половина графика - это то, как он показывает статику. Ровно на частоте герц идет провал яркости длительностью 0.5мс в худшем случае. Его видно при любом "to". Не понятно, почему он заглажен на синем графике, но на светлоголубом (сырые данные без фильтра) он есть везде. Если любишь смотреть только на синий, то вторая картинка в моем сообщении выше для тебя. Вариант "to 31" уже худший возможный, т.к. дроп в нижней точке добивает до нуля. Дальше уже не будет ничего меняться, все остальные будут выглядеть так же.
A224 писал(а):
я не знаю какой я супермен не супермен но после двух часов за этим монитором, который на моём видео, двое суток болели глаза
Просто ты привык смотреть на тину со дна всякую
_________________ Да не убивайся ты так! Ты же так никогда не убьёшься.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения