Member
Статус: Не в сети Регистрация: 01.07.2003 Откуда: Москва
не кричите сильно, если чето не то сказал..
но знакомый предложил сделать мне регулятор скорости для 4-х вентилей, я ему только должен сказать "имя" регулятора напряжения 12-5вольт, он его купит и все остальное сам наваяет.
правильно ли я его - он меня понял?
есть еще вот такая шняжка http://www.oldi.ru/catalog/show.php?idx=9037 можно ли ее распаять на 4 вентиля или доработать до такой потребности?
вентили по ходу все 0,25А 120-ки,, т.е. в сумме макс 1А.
Я просто этот залман не разбирал не смотрел, но он был бы удобным в эстетическом и функциональном плане )
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Mafia, а зачем вообще делают ШИМ? ... ради красивого слова?? На регуляторе падает мощность. Если для одного кулера это порядка 1W, то для 4х кулеров надо рассеить 4W. Здесь не обойтись без радиатора и весьма значительной площади.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2008 Откуда: Zelenograd
StormZel писал(а):
Прошу прощения , но можно уточнить где взять тот самый силовой дросель ?
Цитата:
вот докупил...нашёд силовой дросель с заявкой на 5 а и 220 мкг, меньше был тока 100 мкг....
Добавлено спустя 33 минуты, 49 секунд заехал сегодня в Чип и Дип , закупился . Отсталось только дросель найти .... #77
Спустя некоторое время , собрал регулятор на "LM2576" вот что получилось: #77 работает и по сей день , а это как минимум пол года . дросель выпаял из старого б/п
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 03.10.2004 Откуда: Димитровград
Собрал регулятор, сразу заработал. Респект и уважуха автору, жаль фото выложить пока не получилось. Огорчает еще дороговизна микруха -220р. Минусов пока не нашёл, регулятор будет управлять 12-ю вентиляторами 80мм. постараюсь выложить фото.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2007 Откуда: скил в BF3?
Доброго времени суток всем! Особенно вам Serj!
Не давно смотрел результаты сравнения способов управления вентиляторов, проведённые одним известным (в основном за рубежом, но у нас его тоже знают и уважают) независимым тестером. Сравнивался режим Линейного управления и ШИМ управления. Причём применительно к 4-контактным вентиляторам. Автор собрал для этих целей ШИМ регулятор после чего произвёл необходимые замеры потребляемого напряжения, тока, воздушного потока, скорости вентилятора и шума. Замеры проходил с шагом в 1 вольт. После чего был сделан вывод что ШИМ регулирование добавляет некий шум в роботу моторчика вентилятора и так же незначительно, но всё же, увеличивает потребление мощности вентилятора при напряжениях меньше 12В в сравнении с Линейным управлением на при одинаковых уровнях напряжения.
Меня же удивило, что на протяжении тестирования, при ШИМ регулирования вентилятора на пониженных скоростях, вольтметр всё время показывал 12Вольт (напряжение снималось с красного и черного проводов вентилятора). Собственно, поэтому вышло что вентилятор потреблял больше мощности на пониженных оборотах при ШИМ в сравнении и Линейным методом управления. А вот то что при ШИМ было меньшее потребление тока по сравнению с Линейным методом управления, на одних и тех же уровнях напряжений меня как раз таки не удивило.
Но разве при ШИМ управлении на пониженных скоростях вентилятора, последний не питается неким "средним значением" напряжения зависящим от скважности ШИМ сигнала? или это как то связано с особенностью конструкции ШИМ вентиляторов?
Я полез немного глубже. Из известной статьи: "Управление скоростью охлаждающего вентилятора:как и зачем это делается" привожу рисунки конструктивных отличий 3 и 4 пиновых(они же ШИМ)вентиляторов: #77#77
Судя по ним, разница лишь в дополнительном Полевом транзисторе в схеме 4-пинового вентилятора, который непосредственно управляет питанием катушек двигателя вентилятора. Транзистор, работающий в ключевом режиме, управляется тем самым ШИМ сигналом от ШИМ контроллера. Как я понимаю, при открытии этого транзистора, схема превращается в схему для 3-пинового вентилятора. Но тогда никаких проблем со снятием питающего напряжения проблем не должно быть. или я что-то путаю?
И вообще, какого уровня напряжение подаётся на ключевой транзистор в схеме 4-пинового вентилятора т.е.какого уровня сам ШИМ сигнал от контроллера? такого же как и питающее, т.е. 12 Вольт, или значительно меньшее, достачное только лишь для открытия/закрытия Полевика? И как тогда удивить то среднее значение напряжение, котором питается вентилятор т.е. куда тыкать вольтметр?
З.Ы. извините, если где-то выразился не совсем корректно.
_________________ Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьёв, американцы так обрадовались, что закормили их всех до смерти
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
SpuTnick, я не понял, в чём именно вопрос? Дело в том, что эта тема практическая и првещеня разработке устройств. По теории есть отдельная объемная тема уважаемого xKVtor, ссылка. Если вопрос по теории, то потом я перемещу обсуждение.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2007 Откуда: скил в BF3?
serj да скорее вопросы по теории. и звучат они следующим образом: Почему вольтметр подключённый к ШИМ вентилятору (красному и черному проводам) показывает 12 В на пониженных скоростях? Это правильно? Куда нужно подключать вольтметр что бы увидеть текущее напряжение вентилятора, на пониженных скоростях? И ещё, какого уровня ШИМ сигнал от контроллера подаётся на ШИМ провод вентилятора, порядка 12В или значительно меньше?
Если считаете нужным, можете перенести обсуждение в соответствующую ветку.
_________________ Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьёв, американцы так обрадовались, что закормили их всех до смерти
Последний раз редактировалось SpuTnick 21.12.2010 0:12, всего редактировалось 1 раз.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
Суть проблемы ШИМ регулирования, и регулирования вообще, проистекает из необходимости запитывания контроллера оборотов. Без него данное устройство превратилось в 'лампочку' - крутилось при любом напряжении. Но, увы, вентилятор - это синхронный двигатель и ему надо иметь четкую привязку к положению ротора. Для чего ему жизненно необходим датчик положения ротора, что и выполняется на датчике Холла - его выходное напряжение имеет амплитуду и знак, зависящую от величины магнитного поля. Внешний контур привода вентилятора, который является 'ротором', состоит из многополюсного постоянного магнита. Когда он вращается, то величина магнитного поля около датчика Холла вызывает соответсвующее изменение выходного напряжение с него. Если это напряжение подать на ключи, коммутирующие обмотки, то система будет автоматически привязывать коммутацию обмоток к положению ротора. Отсюда мораль - датчик положения обязателен, его заменить нечем и его надо запитывать каким-то фиксированным напряжением. У вентилятора только два провода питания, поэтому chip контроллера питается от того-же напряжения, что идет на обмотки двигателя. При попытке уменьшить шумность снижением оборотов через уменьшение питающего напряжения приводит к уменьшению напряжения питания микросхемы датчика положения ротора. Она начинает ошибаться и давать неверный сигнал. Как следствие, вентилятор останавливается или ведет себя странно. Т.к. из этого-же сигнала формиуется и выход тахометра, то и там творится чер-те-что. Для уменьшения сего дефекта был предложен альтернативный вариант топологии - вентилятор с ШИМ сигналом. Фактически, это просто некоторый элемент, который включается между питанием и силовой частью, а контроллер всегда запитывается от неизменного напряжения. Такой прием позволит снижать напряжение на обмотках ниже и устойчевее, чем при аналоговом регулировании. Полный ШИМ преобразователь не делают, поэтому всё утрируется в банальное импульсное коммутирование напряжения питания на обмотки. Об этом ниже. Т.о., формально говоря, в ШИМ регуляторе нет ни одного аналоговой величины, померив которую можно точно сказать, что напряжение на вентиляторе 'столько-то'. Косвенно это можно посметреть по средней величене напряжения на входе управления нижнего ключа (если ШИМ подмешивается 'вниз') или по точке соединения обмоток и третьего ключа (см. правый рисунок выше) "Усредненное" означает, что перед измерением надо сигнал пропустить через R-C цепочку или использовать измерительный прибор с большим временем измерения (обычные тестеры на микросхемах с двойным интегрированием).
По импульсному регулированию. Для вращения мотора на его обмотки надо подавать напряжения нужной полярности в нужные моменты времени. За это отвечает датчик положения ротора на эффекте Холла. А для уменьшения оборотов испольуется прием коммутации напряжения питания. Например, для нормальной работы вентилятора надо подавать напряжения по 10ms на каждую его обмотку. Если, при этом, само напряжение питания дополнительно коммутировать, скажем каждую 1ms, то на обмотки пойдет не постоянное напряжение (квантами по 10ms), а пульсирующее. В результате, энергия вращения уменьшится. Что, собственно говоря, и добивались ШИМ регулированием. Чем меньше времени включено напряжение, чем дольше оно выключено, тем меньше энергии закачивается в обмотку и тем медленнее крутится вентилятор. Т.о., в системе присутствует 2 системы регилирования - четкая система слежения положения ротора на датчике Холла и ШИМ для уменьшения энергии. В данном примере я привел наличие две частоты коммутации - 10ms для вращения и 1ms для ШИМ. С т.з. акустики любое не_статическое воздействие в моторе приведет к акустическму шуму. В данном случае появился дополнительный 'писк' от ШИМ 1ms. В случае, если частота ШИМ будет ниже и примерно соответствовать частоте оборотов вентилятора, то наступит эффект стробоскопа. А это неизбежно вызовет призвуки и завывания. Вроде-бы, логичным было сделать ШИМ сигнал гораздо выше оборотов, а лучше вообще больше звукового диапозона, но здесь другая беда - придется ставить 'дорогие' быстродействующие ключи, усложнять схемотехнику. А т.к. вентилятор - устройство из разряда 'супербюджетных', то ставят что подешевле и частота ШИМ выбирается не слишком большой. Логичным и нормальным выходом из ситуации могло бы стать применение не утрированного, а нормального StepDown, только доп. индуктивность и конденсатор стоят денег, а 'чуть больше акустического шума' производителей не волнует. По поводу снижения КПД при импульсном режиме работы - схема управления должна и может формировать правильное управляющий сигнал для управления ключами коммутации обмоток. Но, если ШИМ не привязан по частоте к оборотам или просто к внутренней частоте контроллера, то возникающие биения напоминают удары кувалды по ротору. Ну, КПД тут явно страдает.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2007 Откуда: скил в BF3?
Спасибо за подробное объяснение. Насколько я понял использование ШИМ вентиляторов на сегодяшний день бессмыслено, ввиду некачесвенного исполнения ШИМ регулятора в последних. Вот только не пойму, что приходит если высокочастотный ШИМ сигнал подавать на ШИМ вентиляторс "дешёвым", не быстродействующим ключём? Насчёт сурербюжетносьти вентиляторов, позвольте немосогласится. Есть модели стоимостью в $30-50, в которых акцент сделан именно на аккустичекий шум. Но это тема отдельного разговора. P.S.вот собсвенно то самое видео, вызвавшее неподдельный интерес к воросу ШИМ регулирования. Вот схема, котороя была собрана для Шим управления Шим вентилятора. P.S.S Не смого найти видео сравнения двух режимов управления, где чётко слышет доп. рокото мотора на пониженных скоростях при высоко частотном ШИМ управлении.
_________________ Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьёв, американцы так обрадовались, что закормили их всех до смерти
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 10.04.2003 Откуда: Москва
SpuTnick писал(а):
высокочастотный ШИМ сигнал подавать на ШИМ вентиляторс "дешёвым", не быстродействующим ключём?
С точки зрения акустики 'мало что'. Изменится регулировочная кривая и сдвинутся границы регулирования. Честно говоря, кроме задувания микрофона я ничего не услышал. Писк при низких оборотах может быть вызван сбоем шибко умной схемой регулирования, которая пытается перезапустить вентилятор. Ну, ты наверно встречал такие - если его (вентилятор) остановить, то он постоит спокойно некоторое время, потом запустится (часто с писком). И этот писк, что называется, 'не лечится'. Поэтому я собираю отстойные и сдохшие вентиляторы с убитых старых БП - там стоит схема управления, которая не выпендривается. А вот сделать преобразователь из 3-выводного в 4-выводной не трудно. Т.к. поблемы с теплом не стоит, то можно слепить банальный линейный стабилизатор. Да, есть еще момент! Столкнулся с ним на видеокартах, но м.б. и в 'процессорных' вентиляторах. Дело в том, что там была не ШИМ регулировка, а нечто гораздо более нудное - входной сигнал управления был ШИМ, но он преобразовывался и использовался для собственного ШИМ сигнала, на другой частоте. Если вы подумали, что там было выпрямление/сглаживание, то 'увы'. Поначалу я тоже сделал похожее предположение, но турбина не регулировалась от постоянного уровня напряжения. Похоже, на входе стоит защелка. Конкретно, это была схема терморегулирования по собственному термодатчику, которая работала параллельно имеющеся в 8800GTX.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2007 Откуда: скил в BF3?
serj писал(а):
Честно говоря, кроме задувания микрофона я ничего не услышал.
там на первом видео меня привлекло постоянное напряжение при ШИМ (красный приборчик) А вот то видео, которое я искал. Тут отчётливо слышно дополнительное высокочастотное гудение при ШИМ регулировании 3-контактного вентилятора.
_________________ Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьёв, американцы так обрадовались, что закормили их всех до смерти
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 08.05.2007 Откуда: скил в BF3?
m0nty Нет, тут дело не в частоте ШИМ. В видео использовался ШИМ контролер с частотой 25кГц.
Возможная причина образование дополнительного шума это технология Растяжения импульса – импульс ШИМ удлиняется (то есть вентилятор полностью включается) на время, достаточное для измерения тахометрического сигнала. Это как раз таки актуально на пониженных оборотах из-за проблемы определения скорости вентилятора (т.е отслеживания угла поворота ротора), соответственно и шум проявляется на пониженных скоростях более заметно. Это лишь моё видение проблемы.
"А что скажет начальник транспортного цеха?" (с)
_________________ Когда в 1850 году из Европы в Америку привезли первую партию воробьёв, американцы так обрадовались, что закормили их всех до смерти
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения