✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Из игр у меня сейчас нет ничего серьезного. Посмотрю как будет в Форзе 2023, Хорайзон наверное поставлю тоже посмотреть. Эмулятор Yuzu работает великолепно просто - никаких догрузок, дорисовок, все мгновенно. Температура в нагрузке получилась даже ниже чуть чем была на 10700 (не знаю с чем это связано).
_________________ i5-13600KF, MSI B760 Gaming Plus WiFi, DDR-5 5600MHz 2х16Gb, Gigabyte Aorus Elite RX 9070XT, T. IRGB Plus 1000, Lancool 216. Win10/macOS Ventura
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
ДимON писал(а):
ты угараешь? а? в вин11 при ручном назначении потоков игры начинают статерить, в вин10 такого нет
ДимON писал(а):
возможность проверить забагована ли вин11, точнее её планировщик
MurkLyaMurk писал(а):
есть смысл, это показатель работы планировщика
плин, плин, ПЛИН... Ребята, вы меня только за дебила держите, или всех тут? Вы ТОЧНО хотите проверить работу ПЛАНИРОВЩИКА винды, выставляя приоритеты ядрам РУКАМИ? У вас самих идея не вызывает логического диссонанса? Ладно бы сказали: мы хотим проверить, что Ешки фигово работают в вин11. Оке, 0 вопросов. Но сломать руками планировщик, который майки типа пилили спецом для комбопроцов, через привязку приоритета, а потом восклицать "Я ж говорил - не работает" - это как вообще?!
Более того, у меня вопрос: а вы уверены, что в тонкостях познали логику работы планировщика и, главное, софта под вин11, как они взаимодействуют, и как они могут взаимодействовать, когда вы руками сломали планировщик? Вопрос второй: а можно тогда не киберпанк? Потому что именно рэды, именно в 2.12 допилили утилизацию ядер движком для литтл-биг дик, а мы тут ему такие: на, жри пынеядра...
Добавлено спустя 4 минуты 18 секунд: зы окей, я проведу тест на пынеядрах. Привязку делать в диспетчере, или как бы ученым мужам хотелось бы? Подсказка: без доп софта, плиз...
Alex TOPMAN писал(а):
Что за лайт лоад на асусе?
Да это ж просто, AC_LL, DC_LL. Если у мсины из нормал режима лайтлоада перейти в расширенный, именно они так же и появятся, как на асусе.
Alex TOPMAN писал(а):
например, на апексах, если тебе мешают именно шуты, то нужно стремиться к ллц6, где они самые низкие
не, отрицать, что овершуты есть - это как отрицать простые истины, они есть, и не могут не есть. А вот подтверждение факта, что именно андершуты козят проблему - для меня, например, вещь спорная.
Процессор 14600KF, материнка Asus TUF B760M-PLUS. Считаю, что утро пятницы прошло не зря. Мне не нравилось что проц греется в киберпанке до 75± и потребляет 135ватт, а при fpu в аиде мгновенно уходит в 100° и тротлит. Это учитывая что я выставил офсет мод на минус 0.1 и вроде как должно было снизить сильно темп, а почти ничего не поменялось. Я стал разбираться в чём причина.
В каком-то из биосов asus добавила функцию IA CEP и сразу сделала её включенной по умолчанию. Это что-то типа lite load на материнках MSI. То есть эта функция докидывает какое-то количество напряжения к процессору для его стабильности. И получается что докидывает очень даже дохера, потому что при нагрузке на все ядра проц работал при напряжении 1.350 в среднем, бывало и 1.4.
При отключении этой функции и при LLC 3(auto) проц в среднем стал потреблять 1.224-1.270. Выставил LLC на 2, теперь проц потребляет при нагрузке на все ядра 1.181-1.199(мульти кор в r24) и 1.243 сингл кор. В cinebench 24 тест весь прошел, зависона не было. Количество попугаев в R24 с включенным IA CEP и выключенным не поменялось: получается 1430 примерно(Мульти кор). R23 результат - 24724
В итоге, можно просто выключить СЕР и даже не трогать LLC и температура падает на больше, чем 10 градусов, частоты остаются теми же(р-кор - 5287, е-кор 3990).
На сколько правильно делать таким образом undervolt и стоит ли дальше что-то мучить или оставить так, если меня результат устраивает?
_________________ i5 14600KF, ASUS TUF B760M-PLUS, F5-6400J3239G16GX2-TZ5RK, Asus dual 4060 TI
Последний раз редактировалось etozhegodia 31.05.2024 12:12, всего редактировалось 1 раз.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
CEP это защита от пониженного напряжения, функция в интел, которая существует чёрт знает сколько. Андервольт с ней почти невозможен. Пока она включена "снижение" напряжения будет приводить к снижению производительности.
CEP это защита от пониженного напряжения, функция в интел, которая существует чёрт знает сколько. Андервольт с ней почти невозможен. Пока она включена "снижение" напряжения будет приводить к снижению производительности.
Так получается никакой андервольт не нужен, если выключить функцию? Температуры/потребление сильно ниже, частоты те же. В R23 сейчас макс потребление было 156(до этого 190), температуры максимум 87 на ядре(до этого 100).
_________________ i5 14600KF, ASUS TUF B760M-PLUS, F5-6400J3239G16GX2-TZ5RK, Asus dual 4060 TI
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
чет прочитал и ничего не понял. Для сравнения вин11 и вин10, разве не достаточно просто на чистом диске подкинуть чистую систему с парой игр и просто сравнить?
Согласен, что в вин11 некоторые действия происходят заметно медленнее, но этот же прием например используется в айфонах, что хорошо видно при сравнении с андроидами. Все действия сопровождаются долгими анимациями, в вин11 сначала идет анимация нажатия на иконку, после этого долгая анимация открытия проводника. При этом по ней нельзя оценить скорость самого открытия, потому что мы не можем узнать на каком моменте система уже всё просчитала, и мы ждем только анимации. Поэтому нельзя сказать, что вин11 именно более тормознутая из-за планировщиков, она просто обмазана анимациями. Следовательно, нужно сравнивать производительность там, где не будет влияния этих анимаций.
По играм тоже двояко. Я в вин11 тестил киберпанк. И с функцией для гибридных цпу, и без нее, и до патча, и после патча, и даже после патча, который исправил прошлый патч, где добавили функцию для гибридных ЦПУ. И без ХТ, и с ХТ, и с Е, и без Е ,и в своем основном режиме 8+8. Пришел к выводу, что результат больше зависит от кучерявости рук разрабов, чем от конфигурации процессора/планировщика/винды, потому что с каждым патчем был лучше тот или иной результат, а когда только-только ввели режим для гибридов, он был вообще неиграбельным днищем.
В то же время фар край 6 выдавал стабильные и ожидаемые результаты, не противоречащие здравому смыслу. Вот взять фар край 6 и еще пару игр, и прогнать на вин10 и вин11, не крутя никаких настроек и планировщиков. Я не сомневаюсь, что под криволапый киберпанк можно подобрать такие настройки ,что он будет подтверждать или опровергать ту или иную точку зрения, но очевидно, что всё упирается не в планировщики и тормознутость той или иной винды, а в криворукость разрабов игры. Если что, у меня на 13700к до сих пор игра лучше работает в обычном режиме, а не в режиме для гибридных ЦПУ, это по-моему отличный показатель их криворукости, ведь этот режим разрабатывался под вин11, по актуальной документации интела, а в итоге без их оптимизаций, всё в "авто" работает и раскидывается по ядрам лучше.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
etozhegodia не разгонял на 760, не знаю. CEP это не Lite load. На асусах Lite load уже много сокетов называется SVID Behaviour. Если честно, я так и не понял зачем оно надо, если на материнке доступны регулировки напряжения, но это не важно. CEP это защита от просадок, поэтому делая андервольт при включенном CEP, вы делаете просадку, а защита ее компенсирует. Она может как повысить напряжение, так и спровоцировать пропуск тактов.
Если у вас доступны оффсеты на вашем чипсете, то отключаете CEPы и настраиваете как и на Z чипсете, подбирая нужный оффсет. LLC на уровень повыше можно. Сток наверное 3, поставьте 4, от него пляшите.
Добавлено спустя 46 секунд:
Alex TOPMAN писал(а):
А отключить эффекты и выставить задержку открытия окон в 20...40мс не судьба?
меня этот вопрос вообще не парит, я в проводник захожу дай бог раз в неделю. пара сотен миллисекунд раз в неделю погоды не делает)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Alex TOPMAN писал(а):
Ты же сам выше ноешь про "не знаю как обеспечить сравнимые условия тестирования".
кому я ною? Я просто почитал ваш разговор и объяснил почему сравнение открытия окон в проводнике не релевантно. Для меня вообще этот вопрос на повестке не стоит. Вы еще не видели сколько эти окна на зен2 открываются, там даже успеваешь подумать что комп завис(когда регулярно юзаешь разные платформы), но очевидно что всем просто пофиг на это.
А если у вас стоит задача сравнить вин10 и вин11, то я посоветовал игры, именно там должна выскочить реальная разница, если она вообще есть.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Alex TOPMAN писал(а):
есть отдельный профиль "всё на Е"?
? Ето где, научи...
MurkLyaMurk писал(а):
про планировщик давно ясно еще с 2021 года, что тут расписывать-то?
Про планировщик? Ничего не надо расписывать. Прошу расписать логику ручной ассоциации игры с пынеядрами, при живом планировщике и больших ядрах. И какие выводы про планировщик от этого дополнительно планируется сделать.
Victor91rus писал(а):
Я не сомневаюсь, что под криволапый киберпанк можно подобрать такие настройки ,что он будет подтверждать или опровергать ту или иную точку зрения
Да проще найти условно универсальную формулу процессора. В кибере это ГТ офф и все ешки работают. У себя тестил, так макс результат. От включения оптимизации в игре становится хуже, вне зависимости от формулы ядер.
Вообще, проблема на стороне Интел. Вот раньше были драйвера для амд, все прекрасно работало с ними, Интел пытается в АРО, но очевидно, что драйвер должен был выйти еще для 12ген ТОГДА, на заре пынеядер, и такой драйвер, чтобы работал он и на в10, и на в11, и для любого софта. Ну а интел+майков иначе как рукожопами и не назвать...
Добавлено спустя 2 минуты 30 секунд:
Victor91rus писал(а):
На асусах Lite load уже много сокетов называется SVID Behaviour.
не. везде это AC_LL и DC_LL. свид поведение - отдельная опция.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
CHiCHo писал(а):
везде это AC_LL и DC_LL.
да, точно.
CHiCHo писал(а):
Да проще найти условно универсальную формулу процессора.
я тоже так считаю. Для меня это 8+8. Но вы киберпанке, по крайней мере на момент выхода той опции, оказалось что 8/16+8 было лучше, на 2 месте 8/16+0, на 3 месте 8+8. В следующем патче 8/16+8 и 8+8 были схожи и существенно лучше иных конфигураций. А должно быть 8+8 лучше, как и в любых играх, которые не прям супер многопоточные типа трои. Если сейчас 8+8 лучше, то могу поздравить криволапых с выпрямлением)
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения