✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
Hermes_Conrad писал(а):
Сказать то можно, а смысл? Здесь то народ более-менее шарит
Я вижу обратное. Нагрузка на процессор намного выше в определенных сценах. Там даже в 4к упор в процессор и фпс всего около ста. Речь шла о том, что не мало игр, которые упираются в процессор и в общем то это верно, их не так много, но они есть. Кстати там патчи выходят и это могут исправить, я не проверял на последних патчах.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 07.09.2022 Откуда: Крым
Hermes_Conrad писал(а):
Бенч Shadow Of The Tomb Raider
Раз уж вспомнили Про Ларку. Откопал древность, может кому будет интересно. Сравнивал в день покупки 13900KF. Ларка 1440p и 768p с dlss. На одинаковом видеодрайвере, на одинаковых других настройках, включая память. Процы на своих стоковых частотах в андервольте, HT ON, видеокарта в андервольте 0,945/2700. И, да, старый 12700К работал на стоковых частотах на 1,022В, проходил все праймы шмаймы на воздухе D15 в безлимитах на легке и в прохладе, и это ещё с запасом напряжения Если шо, 13900K тут тоже на воздухе Там в афтербёрнере забыл сменить наименование проца))
Кстати, надо упомянуть один нюанс. Я где-то об этом говорил, но кроме меня вроде больше никто не замечал. В Тенях Ларки скорее всего (не берусь утверждать) залочены максимальные 460фпс (вроде) и упор в них портит картину статистики. Упор в них зачастую в сцене, когда камера поднимается на горы и спускается с них на базар. Это надо учитывать, это загрязняет эксперимент. Может уже исправили.
Andy**Pro писал(а):
Речь шла о том, что не мало игр, которые упираются в процессор и в общем то это верно, их не так много, но они есть
Если не лочить фпс, то может и найдутся такие. Я всегда играю на ультрах 1440p при постоянном локе 235фпс- я не видел никогда и ни разу упора в проц. Видел только упор в 235фпс)) И, опять же, да, я знаю, что необязательно должно быть 100% загрузки проца, чтоб это был упор. Я на проценты загрузки проца уже давно не смотрю
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 23.10.2012 Откуда: Москва Фото: 1
Bergauf сделай фикс напряжение, ллс самый прямой без просадок. когда найдешь напряжение где все стабильно, можно уже баловаться с офсетом. офсет сложнее в настройке, тебе надо ловить напругу в нагрузке и в дропах проца. у каждого своя стабильность и настройки, копировать у кого то не правильно. скопировать можно общую настройку платы; типо поверлимит и энерго сберегалки и то потом фиксить под себя!
_________________ На горе сидит орел И клюет своя нога, Кровь течет с его нога: Ах, какой суровый птиц!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
Пенсионер600 писал(а):
Раз уж вспомнили Про Ларку. Откопал древность, может кому будет интересно. Сравнивал в день покупки 13900KF. Ларка 1440p и 768p с dlss. На одинаковом видеодрайвере, на одинаковых других настройках, включая память. Процы на своих стоковых частотах в андервольте, HT ON, видеокарта в андервольте 0,945/2700. И, да, старый 12700К работал на стоковых частотах
Ну вот же, если смотреть не на общий результат, а на "ЦП рендер", то путем несложных расчетов разницa между 768р и 1440р для 12700k и 13900k будет соответственно 5,7 и 1,2%, т.е. совсем немного. Такая разница похожа на правду
Andy**Pro писал(а):
Там даже в 4к упор в процессор и фпс всего около ста. Речь шла о том, что не мало игр, которые упираются в процессор и в общем то это верно, их не так много, но они есть.
Касаемо конкретно 4к. Мы что сразу думаем - упор в основном в ГП, иногда в проц, ну типа если не это значит то. Но помнишь историю когда nvidia выпустила 3060 на 8гб? Вроде ничего криминального, даже 3070 и 3070ti были на 8гб, а 3060 карта в основном для full hd. Но как показали тесты даже в full hd fps стал ниже чем у 12-и гиговой на 10-15%, ХОТЯ В ПОЛОВИНЕ ИГР ЗАГРУЗКА БЫЛА НИЖЕ 8гб! Вот и у 4090 24гб вроде всегда хватает, но в 4к то пропускная способность нужна намного выше чем full hd! А загрузка ГП в %-х показывает только загрузку чипа, если затык в памяти - это никак не увидеть. Вот выйдет 5090 с 32гб gddr7, тогда посмотрим что там в 4к...
_________________ https://valid.x86.fr/vynwaz
Последний раз редактировалось Hermes_Conrad 05.10.2024 11:15, всего редактировалось 1 раз.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 06.05.2005 Откуда: Moldova
Hermes_Conrad писал(а):
А загрузка ГП в %-х показывает только загрузку чипа, если затык в памяти - это никак не увидеть
Процент это просто обобщенные данные как у процессоров, так и у видеокарт. А упор в память тоже прослеживается по косвенным признакам. На данный момент без модов не видел игр, которые хотя бы приблизились к максимальному потреблению памяти.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.08.2009 Фото: 0
max77 писал(а):
Добавлено спустя 3 минуты 25 секунд:
Bergauf писал(а):
Можно пояснить ?
куда проще еще элементарные понятия хотя бы имеешь что для чего и зачем? Да. Добавлено спустя 3 минуты 43 секунды:
Bergauf писал(а):
Я понимаю, что завсегдатай или прям шарящий поймёт. Но проблема в том, что я таковым не являюсь...
тогда должен понимать что на пальцах тебе никто не обьяснит.ставь новый биос в дефолт память в хмр и просто пользуй
Так я и не просил на пальцах, просто не понял сокращений и выражения "безлимитный ллс". Зря Вы забываете , что большинство сюда за разьяснениями приходят и помощью, а не за тем, чтоб о чём то поболтать.
_________________ I7 13700KF Asus TUF Gaming Z790-Plus WiFi LianLI 360 Kingston Fury KF564C32-16 32 ГБ 6400 Palit RTX4080 GameRockOC 16Gb Seasonic PRIME Gold 850 W
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 19.12.2020 Откуда: Россия Фото: 0
Bergauf писал(а):
большинство сюда за разьяснениями приходят и помощью
большинство приходят скопипастить настройки нетратя время чтобы в рот положили. фишка в том что процы разные память разная.и начиная с sa-vddq-vdd2 вольтажи тоже разные.так что без почитать форум и немного вникнуть в азы настроить неполучиться
_________________ 13600kf@Arctic iii 360@Z790 AORUS ELITE AX-W@Adata-XPG@Asus_TUF_RX7900GRE
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
Andy**Pro писал(а):
А упор в память тоже прослеживается по косвенным признакам. На данный момент без модов не видел игр, которые хотя бы приблизились к максимальному потреблению памяти.
Ну а как понять по косвенным признакам? Вот я почему вспомнил историю с 3060, т.е. имеем две полностью одинаковые карты, на full hd память ни там ни там не загружена, а fps разный?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.08.2009 Фото: 0
max77 писал(а):
Bergauf писал(а):
большинство сюда за разьяснениями приходят и помощью
большинство приходят скопипастить настройки нетратя время чтобы в рот положили. фишка в том что процы разные память разная.и начиная с sa-vddq-vdd2 вольтажи тоже разные.так что без почитать форум и немного вникнуть в азы настроить неполучиться
Да я в курсе, на счёт того, что одинаковых настроек не будет. Мой изначальный вопрос был в том, чтоб подсказали что именно нужно менять. На что может быть большим или маленьким напряжение в моём случае. А не на какие цифры. Поставил синхронизацию всех ядер, частоты просаживаться перестали и ядра все грузятся на 100%. Правда теперь до 5.4 два ядра не бустятся лучших... На прошлом биосе вроде также стояло и бустились. Запутался нафиг уже..
_________________ I7 13700KF Asus TUF Gaming Z790-Plus WiFi LianLI 360 Kingston Fury KF564C32-16 32 ГБ 6400 Palit RTX4080 GameRockOC 16Gb Seasonic PRIME Gold 850 W
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
CHiCHo писал(а):
ЦП отстают от ВК просто на пропасть.
Э, брат! Давай-ка не путать принципиально разные вещи: (ЦП) решать максимально быстро любые задачи общего назначения (структурированные, не структурированные и т.д.) неизвестной заранее размерности и (ГП) распараллелить и конвейеризовать однотипный процесс (вершины в треугольники, отсечение, шейдеры, закраска, постэффекты...). Это совсем разное по сложности исполнения железо.
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
CHiCHo писал(а):
Ибо у него непостижимым образом самые плохие Р ядра.
Непостижимым??... Я же уже писал, почему. Это даже в шапку добавили.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.08.2021 Фото: 0
Hermes_Conrad писал(а):
Вот я почему вспомнил историю с 3060, т.е. имеем две полностью одинаковые карты, на full hd память ни там ни там не загружена, а fps разный?
С чего одинаковые? Шина памяти порезана у 3060 8 128bit у 3060 12 192bit, поэтому и не советуют первый обрубок брать. И в мониторинге уже 100 лет как есть % загрузки КП видеокарты. Кстати, почему такого нет у ЦП - тайна покрытая мраком, а ведь во многих случаях помогло бы в нахождении узких мест.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
rvspost писал(а):
С чего одинаковые? Шина памяти порезана у 3060 8 128bit у 3060 12 192bit, поэтому и не советуют первый обрубок брать.
Ну так то 8 gb не мало на full hd, я по крайней мере думал 3060 на 12 сделали специально для майнеров (30-я серия как раз же на второй бум майнинга вышла), а в играх я думал толку от 12gb не будет. Оказалось есть! И что получается - раз дело не только в объеме, то если 128bit не хватает на full hd, почему 384bit у 4090 не может не хватать для 4к?
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 21.08.2021 Фото: 0
Hermes_Conrad писал(а):
Ну так то 8 gb не мало на full hd, я по крайней мере думал 3060 на 12 сделали специально для майнеров (30-я серия как раз же на второй бум майнинга вышла), а в играх я думал толку от 12gb не будет. Оказалось есть!
Нет, если чип дохлый 4060ti 8 = 4060ti 16, вообще пофиг, если не порезана псп
Сейчас этот форум просматривают: 31337 и гости: 22
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения