✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
POWER9 выпускается в 4 вариантах. два варианта по 12 ядер с 8 потоками на ядро (SMT8) — предназначены для платформ с расширенной виртуализацией два варианта с 24 ядрами с поддержкой 4 потоков на ядро (SMT4) — предназначены для решения обычных задач в среде Linux.
Цитата:
POWER10 Как и в POWER9, планируются два варианта процессоров — 15-ядерные с восемью потоками на ядро (SMT8) и 30-ядерные с четырьмя (SMT4). В каждом из SMT8-ядер по 8 SIMD-блоков и по 4 матричных блока, поддерживающих одновременные операции с различной точностью и 2 МБ кэша второго уровня. Кэш третьего уровня в процессоре — 128 МБ. Соединение с памятью — 16 линий OMI x8 суммарной пропускной способностью 1 ТБ/c;
Обратите внимание на года. И частоты. Десктопам до серваков - как до Луны на карачках... По сути - сейчас мы находимся где-то в районе POWER8(плюс минус 2013-2014 год "развития"). https://en.wikipedia.org/wiki/POWER8
_________________ Хочешь сделать людям хорошо — сделай плохо, а потом верни, как было. Hi Jack - Hi! Hijack - Hi! Broni всех стран объединяйтесь!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Megagad писал(а):
А в серверах сейчас до 8 потоков на ядро...
и чего? Причем тут HT? Там где он полезен там его и делают для максимальной утилизации блоков. Речь про директор потоков, который все таки далеко не везде работает адекватно. Это же надо писать софт так, чтобы наиболее выгодные для е-ядер операции ложились именно на них, при этом всем учитывать задержки и обеспечить синхронизацию между вычислениями. В десктопы вкинуть это относительно безболезненно, обкатать идею так сказать, но вот это засунуть в серверы, где совсем другие деньги и требования это самоубийство. Отказ от HT здравая идея для IPC, осталось только полирнуть кэшем.
Добавлено спустя 3 минуты 53 секунды:
Megagad писал(а):
Десктопам до серваков - как до Луны на карачках...
вообще не согласен, архитектуры те же самые, просто периферия на стероидах. Да и в десктопах оно не нужно, а кому нужно тот берет сервер естественно за другие деньги
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/LIANLI SX 1200P/ TT CORE P3 PRO
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Откуда: Futurama Фото: 27
Garik14 писал(а):
Но минус НТ... Самый главный вопрос, что сможет в разгоне при паритете потребления с 14900К. Если будет гнаться, то куда ни шло
По текущей (да и по более старым) архитектуре если судить, однозначно я убедился что без ХТ и гонится чуть лучше и стабильности больше (в стресс-тестах и без них). Если те сливы в синтетике были без разгона, т.е 285k на 5,7ghz, то это +- как 6300 на 12/13/14 gen. А то что даже тупо отключение ХТ во многих играх сказывается положительно, то по идее очень неплохие игровые процы должны получиться!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.07.2023 Фото: 19
Megagad писал(а):
А в серверах сейчас до 8 потоков на ядро...
Это всё мусор . Ничего лучше Epic сейчас всё равно нет . И система с 8 потоками на ядро говорит лишь о низкой загрузке главного конвейера компилятором.
Отключение HT на 13th/14th в играх полезно только при включенных E ядрах,
Что вы сконцентрировались на отключении HT на 13th/14th. Сам не отключал, так как не вижу смысла. Смотрел чужие ролики на Ютубе. Отключение HT может повлиять всего в пару игор в худшую сторону, и то на пару процентов производительности. А в массовости в играх HT или ничего не добавляет (так как нормальных ядер достаточно) или может значительно повысить производительность, речь идет более 5%. Поэтому нет смысла отключать, разве что хочется сделать более прохладный процесор. Современные игры сейчас стараются разрабатывать уже с учетом большого количества процессорных потоков. Счас игры уже сами умеют использовать правильную планировку. Возможно из-за программы ""Intel® Application Optimization". Технология реально работает (ну или игры нормально понимают данные процы). Даже в тех играх которые не заявлены в перечне программы. Самое главное чтобы игра была свежая или разработчики внесли в старую игру дополнения, чтоб проц видел данную технологию. Реально работает. Вначале грузит чистые Р-ядра, во вторую очередь Е-ядра, а уже затем в третью очередь, загружает самые медленные потоки гипертрейдинга больших Р-ядер. Это лично моё мнение. Вот счас играю "God of War Ragnarok". Проц 13600кф. Большие шесть ядер грузятся на 60-85 %, малые ядра в количестве 2 штук грузятся на 30-40% , малые ядра в количестве 6 штук грузятся на 0-1%, гипертрейдинг на шести больших ядрах -0% (очень редко могут на 1% подскочить). Тоесть как видно игра старается использовать имено большие ядра, а всё остальное только в виде дополнительной помощи. От этого ФПС в играх только более стабильный. "Intel® Application Optimization" , для выполнения нужно шесть условия: 1. Проц 13/14 поколения с минимум 6 производительными ядрами. 2. Установленная программа ""Intel® Application Optimization" 3. ДТТ драйвер должен быть равен "Intel DTT 9.0.11405.42569" или более свежий, со старим драйвером может не работать. 4. В биосе материнки нужно включить технологию "Intel Dynamic Tuning Technology = enable " 5. В самой программа ""Intel® Application Optimization" нужно поставить "enable" 6. Обязательно в самой программа ""Intel® Application Optimization" нужно поставить галочку на "Advanced Mode". При установке галочки технология будет поддерживается даже в играх которых нет в перечне, конечно с учетом, что это игры вышедшие недавно или если разработчики игор внесли дополнения в свою игру для того, что бы игра понимала данную технологию.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Откуда: Futurama Фото: 27
forcestrat писал(а):
вопрос только сколько комплект всего будет стоить
ХЗ, я лично пока переходить не собираюсь, даже еще один i9 заказал по дешману.
Q1LP i9-13950HX (ES)
Вложение:
Screenshot_1.jpg [ 51.83 КБ | Просмотров: 1653 ]
И с новым поколением инженерники тоже наверняка будут!
Добавлено спустя 6 минут 43 секунды:
smash94 писал(а):
Отключение HT на 13th/14th в играх полезно только при включенных E ядрах, как это ни парадоксально. И это даже там, где 8 P ядер (i7/i9).
Vik321 писал(а):
Что вы сконцентрировались на отключении HT на 13th/14th. Сам не отключал, так как не вижу смысла. Смотрел чужие ролики на Ютубе. Отключение HT может повлиять всего в пару игор в худшую сторону, и то на пару процентов производительности
Вот, я сам видос тут уже скидывал:
Why Intel is Abandoning Hyperthreading - 40 GAMES TESTED P-Cores vs E-cores vs Hyperthreading
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Vik321 писал(а):
Счас игры уже сами умеют использовать правильную планировку. Возможно из-за программы ""Intel® Application Optimization". Технология реально работает
фигня все это. Я проверил у себя. Даже там, где обещан ультра прирост с АРО, этот прирост не выше, чем если использовать отключение НТ, та же Исход. Более того, минимальный фпс лучше без НТ. Да, макс чуть выше с АРО, но АРО можно применить и без НТ Я вообще вырубил его нафик, кое-где провалы даже с ГТ.
Vik321 писал(а):
Проц 13600кф
не то, чтобы игровой проц, из-за 6 ядер. Там вообще мало ядер, поэтому нужно максимум потоков. А на и9, где 32 потока и небольшой кэш, распараллеливание только вредит
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 24.08.2023 Фото: 1
Возвращаясь к статье: https://videocardz.com/newz/intel-admit ... -in-gaming Если оба процессора (14900К и 285К) тестировали на DDR5 5600 (или 5200?), то 285К конечно мягко говоря не впечатляет. Но если 285К вытянет память 9000+ то есть вероятность что он обгонит 14900К (который может вытянуть по памяти не больше 8000 и только на Апексе). В целом мы видим там паритет в КП2077 и это конечно рука-лицо. Поэтому когда начнут продавать планки 9000-10000 то возможно мы получим небольшой прирост относительно 14900К при меньшем тепловыделении.
Но есть нюанс Дело в том, что сейчас идет подготовка к выпуску CUDIMM - оперативки со встроенным clock driver, который будет компенсировать слабый КП процессора. А что если CUDIMM планки можно будет вставить в Z790? Тогда 14900К поедет на 9200 и 285К снова соснет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Exolon нет, проблема не только в КП, а в помехах и потерях в текстолите платы. Волшебства не будет. Нужны и новые платы на неэпоксидном текстолите с оптимизированными слотами и оптимизированной трассировкой
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/LIANLI SX 1200P/ TT CORE P3 PRO
Нт отрубаем, частоту прибавляем. Но если ты тру овер, а не даунвольтер
Да куда уже дальше гнать то, поднятие частоты больших ядер на дополнительные 100 МГц влечет уже дополнительное поднятие напряжения на проц в районе 0,045 В, что уже сильно греет проц. Материнка Асус z790, проц 13600kf , стандартные частоты 5100/3900, разгон: P-core- 57x/3c, 56x/5c, 54x/ALLc ; E-core- 44x/3c, 44x/5c, 42x/ALLc; Результат : в синебенче_23 выдаёт около 25600 попугаев, мощность выдает около 180 ватт, температура меньше 90 градусов, воздушный кулер АК620, напряжение 1,199-1,225 В. В играх напряжение проца около 1,252 В с постоянной частотой P-core- 54x/ALLc ; E-core- 42x/ALLc.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.11.2007 Откуда: Крым, Земля! Фото: 4
lucul писал(а):
Ничего лучше Epic сейчас всё равно нет .
где? Какие процы сейчас на "эпике"? Помнится Итаниум давным давно "кончился"... Может вы попутали с АМДшними EPYC?? так они на "разяни" сделаны - всё тот-же "кривоватый" х86 сов семи "вытекающими"...
Garik14 писал(а):
Нужны и новые платы на неэпоксидном текстолите с оптимизированными слотами и оптимизированной трассировкой
дык - многослойки на "роджерсе" будут стоить как крыло от боинга. А то и как два крыла... Но они возможны и при желании там полосу частоты/тактования можно будет поднять до десятков ГИГАГЕРЦ! И упор уже будет тут в сокет проца - "пружинки" не очень подходят для беспроблемной передачи таких широкополосных сигналов... Скорее всего ЛГА сокет медленно превратится в нечто со "скользящими" микрополосковыми линиями и жирными-жирными силовыми вводами.
_________________ Хочешь сделать людям хорошо — сделай плохо, а потом верни, как было. Hi Jack - Hi! Hijack - Hi! Broni всех стран объединяйтесь!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Hermes_Conrad писал(а):
Вот, я сам видос тут уже скидывал:
там есть нюансик один, большой такой - билд 23H2 А значит, все это уже нерелевантно. 24Н2 настолько сильно бустанула и амд, и интелы в играх, что надо тест переделывать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Откуда: Futurama Фото: 27
CHiCHo писал(а):
там есть нюансик один, большой такой - билд 23H2 А значит, все это уже нерелевантно. 24Н2 настолько сильно бустанула и амд, и интелы в играх, что надо тест переделывать.
Дааа, странная история конечно с виндой... Как бы то ни было, ядра без ХТ для игр лучше. Во первых небольшой халявный прирост в части игр. Плюс еще такой момент, многие же добавили скажем 200-300 mhz и тестируют на стаб в тажелых стресс-тестах (в т.ч. R23). И тут с включенным ХТ приходится или откатываться назад или сильно задирать напругу, т.е. если не кастом, практически смысл теряется!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения