✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
POWER9 выпускается в 4 вариантах. два варианта по 12 ядер с 8 потоками на ядро (SMT8) — предназначены для платформ с расширенной виртуализацией два варианта с 24 ядрами с поддержкой 4 потоков на ядро (SMT4) — предназначены для решения обычных задач в среде Linux.
Цитата:
POWER10 Как и в POWER9, планируются два варианта процессоров — 15-ядерные с восемью потоками на ядро (SMT8) и 30-ядерные с четырьмя (SMT4). В каждом из SMT8-ядер по 8 SIMD-блоков и по 4 матричных блока, поддерживающих одновременные операции с различной точностью и 2 МБ кэша второго уровня. Кэш третьего уровня в процессоре — 128 МБ. Соединение с памятью — 16 линий OMI x8 суммарной пропускной способностью 1 ТБ/c;
Обратите внимание на года. И частоты. Десктопам до серваков - как до Луны на карачках... По сути - сейчас мы находимся где-то в районе POWER8(плюс минус 2013-2014 год "развития"). https://en.wikipedia.org/wiki/POWER8
_________________ Хочешь сделать людям хорошо — сделай плохо, а потом верни, как было. Hi Jack - Hi! Hijack - Hi! Broni всех стран объединяйтесь!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Megagad писал(а):
А в серверах сейчас до 8 потоков на ядро...
и чего? Причем тут HT? Там где он полезен там его и делают для максимальной утилизации блоков. Речь про директор потоков, который все таки далеко не везде работает адекватно. Это же надо писать софт так, чтобы наиболее выгодные для е-ядер операции ложились именно на них, при этом всем учитывать задержки и обеспечить синхронизацию между вычислениями. В десктопы вкинуть это относительно безболезненно, обкатать идею так сказать, но вот это засунуть в серверы, где совсем другие деньги и требования это самоубийство. Отказ от HT здравая идея для IPC, осталось только полирнуть кэшем.
Добавлено спустя 3 минуты 53 секунды:
Megagad писал(а):
Десктопам до серваков - как до Луны на карачках...
вообще не согласен, архитектуры те же самые, просто периферия на стероидах. Да и в десктопах оно не нужно, а кому нужно тот берет сервер естественно за другие деньги
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/RMx650W/ TT CORE P3 PRO
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
Garik14 писал(а):
Но минус НТ... Самый главный вопрос, что сможет в разгоне при паритете потребления с 14900К. Если будет гнаться, то куда ни шло
По текущей (да и по более старым) архитектуре если судить, однозначно я убедился что без ХТ и гонится чуть лучше и стабильности больше (в стресс-тестах и без них). Если те сливы в синтетике были без разгона, т.е 285k на 5,7ghz, то это +- как 6300 на 12/13/14 gen. А то что даже тупо отключение ХТ во многих играх сказывается положительно, то по идее очень неплохие игровые процы должны получиться!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 13.07.2023 Фото: 19
Megagad писал(а):
А в серверах сейчас до 8 потоков на ядро...
Это всё мусор . Ничего лучше Epic сейчас всё равно нет . И система с 8 потоками на ядро говорит лишь о низкой загрузке главного конвейера компилятором.
Отключение HT на 13th/14th в играх полезно только при включенных E ядрах,
Что вы сконцентрировались на отключении HT на 13th/14th. Сам не отключал, так как не вижу смысла. Смотрел чужие ролики на Ютубе. Отключение HT может повлиять всего в пару игор в худшую сторону, и то на пару процентов производительности. А в массовости в играх HT или ничего не добавляет (так как нормальных ядер достаточно) или может значительно повысить производительность, речь идет более 5%. Поэтому нет смысла отключать, разве что хочется сделать более прохладный процесор. Современные игры сейчас стараются разрабатывать уже с учетом большого количества процессорных потоков. Счас игры уже сами умеют использовать правильную планировку. Возможно из-за программы ""Intel® Application Optimization". Технология реально работает (ну или игры нормально понимают данные процы). Даже в тех играх которые не заявлены в перечне программы. Самое главное чтобы игра была свежая или разработчики внесли в старую игру дополнения, чтоб проц видел данную технологию. Реально работает. Вначале грузит чистые Р-ядра, во вторую очередь Е-ядра, а уже затем в третью очередь, загружает самые медленные потоки гипертрейдинга больших Р-ядер. Это лично моё мнение. Вот счас играю "God of War Ragnarok". Проц 13600кф. Большие шесть ядер грузятся на 60-85 %, малые ядра в количестве 2 штук грузятся на 30-40% , малые ядра в количестве 6 штук грузятся на 0-1%, гипертрейдинг на шести больших ядрах -0% (очень редко могут на 1% подскочить). Тоесть как видно игра старается использовать имено большие ядра, а всё остальное только в виде дополнительной помощи. От этого ФПС в играх только более стабильный. "Intel® Application Optimization" , для выполнения нужно шесть условия: 1. Проц 13/14 поколения с минимум 6 производительными ядрами. 2. Установленная программа ""Intel® Application Optimization" 3. ДТТ драйвер должен быть равен "Intel DTT 9.0.11405.42569" или более свежий, со старим драйвером может не работать. 4. В биосе материнки нужно включить технологию "Intel Dynamic Tuning Technology = enable " 5. В самой программа ""Intel® Application Optimization" нужно поставить "enable" 6. Обязательно в самой программа ""Intel® Application Optimization" нужно поставить галочку на "Advanced Mode". При установке галочки технология будет поддерживается даже в играх которых нет в перечне, конечно с учетом, что это игры вышедшие недавно или если разработчики игор внесли дополнения в свою игру для того, что бы игра понимала данную технологию.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
forcestrat писал(а):
вопрос только сколько комплект всего будет стоить
ХЗ, я лично пока переходить не собираюсь, даже еще один i9 заказал по дешману.
Q1LP i9-13950HX (ES)
Вложение:
Screenshot_1.jpg [ 51.83 КБ | Просмотров: 1607 ]
И с новым поколением инженерники тоже наверняка будут!
Добавлено спустя 6 минут 43 секунды:
smash94 писал(а):
Отключение HT на 13th/14th в играх полезно только при включенных E ядрах, как это ни парадоксально. И это даже там, где 8 P ядер (i7/i9).
Vik321 писал(а):
Что вы сконцентрировались на отключении HT на 13th/14th. Сам не отключал, так как не вижу смысла. Смотрел чужие ролики на Ютубе. Отключение HT может повлиять всего в пару игор в худшую сторону, и то на пару процентов производительности
Вот, я сам видос тут уже скидывал:
Why Intel is Abandoning Hyperthreading - 40 GAMES TESTED P-Cores vs E-cores vs Hyperthreading
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Vik321 писал(а):
Счас игры уже сами умеют использовать правильную планировку. Возможно из-за программы ""Intel® Application Optimization". Технология реально работает
фигня все это. Я проверил у себя. Даже там, где обещан ультра прирост с АРО, этот прирост не выше, чем если использовать отключение НТ, та же Исход. Более того, минимальный фпс лучше без НТ. Да, макс чуть выше с АРО, но АРО можно применить и без НТ Я вообще вырубил его нафик, кое-где провалы даже с ГТ.
Vik321 писал(а):
Проц 13600кф
не то, чтобы игровой проц, из-за 6 ядер. Там вообще мало ядер, поэтому нужно максимум потоков. А на и9, где 32 потока и небольшой кэш, распараллеливание только вредит
Заблокирован Статус: Не в сети Регистрация: 24.08.2023 Фото: 1
Возвращаясь к статье: https://videocardz.com/newz/intel-admit ... -in-gaming Если оба процессора (14900К и 285К) тестировали на DDR5 5600 (или 5200?), то 285К конечно мягко говоря не впечатляет. Но если 285К вытянет память 9000+ то есть вероятность что он обгонит 14900К (который может вытянуть по памяти не больше 8000 и только на Апексе). В целом мы видим там паритет в КП2077 и это конечно рука-лицо. Поэтому когда начнут продавать планки 9000-10000 то возможно мы получим небольшой прирост относительно 14900К при меньшем тепловыделении.
Но есть нюанс Дело в том, что сейчас идет подготовка к выпуску CUDIMM - оперативки со встроенным clock driver, который будет компенсировать слабый КП процессора. А что если CUDIMM планки можно будет вставить в Z790? Тогда 14900К поедет на 9200 и 285К снова соснет.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 28.04.2012 Откуда: Москва Фото: 31
Exolon нет, проблема не только в КП, а в помехах и потерях в текстолите платы. Волшебства не будет. Нужны и новые платы на неэпоксидном текстолите с оптимизированными слотами и оптимизированной трассировкой
_________________ Z690 TUF/14700K DELID+LM5.5/4.3/4.9/ALF III 360 PRO/64Gb@4133CL18/MSI RTX4080S/RMx650W/ TT CORE P3 PRO
Нт отрубаем, частоту прибавляем. Но если ты тру овер, а не даунвольтер
Да куда уже дальше гнать то, поднятие частоты больших ядер на дополнительные 100 МГц влечет уже дополнительное поднятие напряжения на проц в районе 0,045 В, что уже сильно греет проц. Материнка Асус z790, проц 13600kf , стандартные частоты 5100/3900, разгон: P-core- 57x/3c, 56x/5c, 54x/ALLc ; E-core- 44x/3c, 44x/5c, 42x/ALLc; Результат : в синебенче_23 выдаёт около 25600 попугаев, мощность выдает около 180 ватт, температура меньше 90 градусов, воздушный кулер АК620, напряжение 1,199-1,225 В. В играх напряжение проца около 1,252 В с постоянной частотой P-core- 54x/ALLc ; E-core- 42x/ALLc.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 16.11.2007 Откуда: Крым, Земля! Фото: 4
lucul писал(а):
Ничего лучше Epic сейчас всё равно нет .
где? Какие процы сейчас на "эпике"? Помнится Итаниум давным давно "кончился"... Может вы попутали с АМДшними EPYC?? так они на "разяни" сделаны - всё тот-же "кривоватый" х86 сов семи "вытекающими"...
Garik14 писал(а):
Нужны и новые платы на неэпоксидном текстолите с оптимизированными слотами и оптимизированной трассировкой
дык - многослойки на "роджерсе" будут стоить как крыло от боинга. А то и как два крыла... Но они возможны и при желании там полосу частоты/тактования можно будет поднять до десятков ГИГАГЕРЦ! И упор уже будет тут в сокет проца - "пружинки" не очень подходят для беспроблемной передачи таких широкополосных сигналов... Скорее всего ЛГА сокет медленно превратится в нечто со "скользящими" микрополосковыми линиями и жирными-жирными силовыми вводами.
_________________ Хочешь сделать людям хорошо — сделай плохо, а потом верни, как было. Hi Jack - Hi! Hijack - Hi! Broni всех стран объединяйтесь!
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 24.03.2006 Откуда: Moscow Фото: 263
Hermes_Conrad писал(а):
Вот, я сам видос тут уже скидывал:
там есть нюансик один, большой такой - билд 23H2 А значит, все это уже нерелевантно. 24Н2 настолько сильно бустанула и амд, и интелы в играх, что надо тест переделывать.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 04.05.2024 Фото: 16
CHiCHo писал(а):
там есть нюансик один, большой такой - билд 23H2 А значит, все это уже нерелевантно. 24Н2 настолько сильно бустанула и амд, и интелы в играх, что надо тест переделывать.
Дааа, странная история конечно с виндой... Как бы то ни было, ядра без ХТ для игр лучше. Во первых небольшой халявный прирост в части игр. Плюс еще такой момент, многие же добавили скажем 200-300 mhz и тестируют на стаб в тажелых стресс-тестах (в т.ч. R23). И тут с включенным ХТ приходится или откатываться назад или сильно задирать напругу, т.е. если не кастом, практически смысл теряется!
Сейчас этот форум просматривают: fenixgold и гости: 27
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения