✔️ Увеличенное число ядер по сравнению с Alder Lake-S (теперь до 16 Е-ядер), число Р-ядер остается прежним ✔️ Новые чипсеты - Z790, H770, B760 (новых чипсетов более не ожидается, но производители обновят свои линейки на текущих хабах) ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 5.8 ГГц в качестве турбобуста на 1 ядро
UPD от 17.10.2023 (вышли Raptor Lake-S Refresh)
✔️ Число ядер в процессорах не увеличилось, исключение - семейство i7-14700, в них активировали 3-ий кластер с Е-ядрами, теперь ядерная формула идет как 8Р+12Е ✔️ Повышенные частоты новых процессоров - вплоть до 6.0 ГГц в качестве турбобуста на 2 ядра (i9-14900K фактически становится аналогом i9-13900KS)
♻️ Processor Cores (P+E) В новых процессорах сохраняется гибридная архитектура ядер. P - ядра, Perfomance - производительность, т.е. высокопроизводительные (Raptor Cove) и E - ядра, Efficiency - эффективность, т.е. энергоэффективные (Gracemont) Высокопроизводительные ядра в свою очередь имеют технологию Hyper Threading (в скобках указано количество потоков) Процессоры серии i9 имеют 8 P-ядер и 16 E-ядер (8P+16E), т.е. производительных и эффективных соответственно. В общей сложности 24 ядра (32) Процессоры серии i7 (семейство i7-14700) имеют 8 Р-ядер и 12 Е-ядер (8Р+12Е). В общей сложности 20 ядер (28) Процессоры серии i7 (семейство i7-13700) имеют 8 P-ядер и 8 E-ядер (8P+8E). В общей сложности 16 ядер (24) Процессоры серии i5 (i5-14600K(KF)/13600K(KF)/14600/14500/13600/13500) имеют 6 P-ядер и 8 E-ядер (6P+8E). В общей сложности 14 ядер (20) Процессоры серии i5 (только i5-14400(F)/13400(F)) имеют 6 Р-ядер и 4 Е-ядра (6Р+4Е). В общей сложности 10 ядер (16) => аналог i5-12600K, но с заблокированным множителем и сниженными частотами.
Однако есть нюанс - действительно новыми могут считаться только процессоры i5-13600K/KF и старше, все остальные фактически используют разные версии отбраковок на основе кристаллов i9-12900.
Принадлежность линеек к архитектуре: Все i9 13/14 Gen - Raptor Lake Все i7 13/14 Gen - Raptor Lake i5-13600K(KF)/14600K(KF)/14600 - Raptor Lake i5-13400(F)/14400(F)/13500/13600/14500 - Alder Lake i3-13100(F)/14100(F) - Alder Lake
♻️ PL1=PL2 Изменения, присущие Alder Lake, сохраняются и для новых процессоров - теперь они могут постоянно работать на максимальном уровне потребления, который еще и был несколько повышен относительно предшественников, если позволяет СО и материнская плата. Период Tau для PL2 уже не предусмотрен. i9-14900K(KF)/13900K(KF) и i7-14700K(KF)/13700K(KF) - 125-253W i9-14900(F)13900(F) и i7-14700(F)/13700(F) - 65-219W i5-14600K(KF)/13600K(KF) - 125-181W i5-14600/14500/13600/13500 - 65-154W i5-14400(F)/13400(F) - 65-148W i3-14100(F) - 60-110W i3-13100(F) - 60-89W UPD от 17.10.2023 - лимиты по потреблению в процессорах Raptor Lake-S Refresh по большей части остались прежними, в той же зависимости от класса процессоров.
♻️ Про кэш уровень Если L2-кэш у Alder Lake был равен 1.25 Мбайт, то у Raptor Lake/Raptor Lake Refresh он был повышен до 2 Мбайт на одно Р-ядро. На один кластер с Е-ядрами приходится теперь по 4 Мбайт кэша L2 (удвоение по сравнению с предшественниками). Увеличился и L3-кэш. Теперь он составляет: 36 МБ для процессоров i9 33 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-14700) 30 МБ для процессоров i7 (для семейства i7-13700) 24 МБ для процессоров i5-14600K(KF)/14600/14500/13600K(KF)/13600/13500 20 МБ для процессоров i5-14400(F)/13400(F) 12 МБ для процессоров i3-14100(F)/13100(F)
♻️ Техническая информация о процессорах семейства Часть 1 Часть 2
Степени удачности процессоров в зависимости от вендора материнской платы
Корреляция между ASUS SP и MSI CPU Force P-Core SP124 = Force 109 P-Core SP123 = Force 112 P-Core SP122 = Force 115 P-Core SP121 = Force 118 P-Core SP120 = Force 121 P-Core SP119 = Force 124 P-Core SP118 = Force 127 P-Core SP117 = Force 130 P-Core SP116 = Force 133 P-Core SP115 = Force 136 P-Core SP114 = Force 139 P-Core SP113 = Force 142 P-Core SP112 = Force 145 P-Core SP111 = Force 148 P-Core SP110 = Force 151 P-Core SP109 = Force 154
Какой процессор лучше всего взять, чтобы были максимально удачные P-ядра
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 12.06.2006 Откуда: Уссурийск
тут уже как-то обсуждали эффект отключения HT в играх, какой-то портал делал исследование и в большинстве случаев была просадка по фпс. Т.е. даже если игра крутится на паре ядер, она всё равно работает лучше с включенным HT, такой парадокс. Исключения были, но какие-то единичные, либо просто разницы не было.
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
HertZ писал(а):
в киберпанке отключение HT это сразу минус 17-20 fps на ровном месте.
Не подтверждаю. Там тест каличный, поэтому трудно сказать что там убавило или прибавило чисто HT, результат +- один, но точно можно констатировать, что в результате отключения хт убавилась температура, и +мегагерцы прибавились, и от этого прибавка есть. Еще я тестил фаркрай и бателфилд, там прибавка есть просто от отключения HT. Но это всё незначительно. Имхо, главная суть в заметном снижении температуры/напряжения, а прибавка это просто мини-бонус
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 22.03.2005 Откуда: Уфа Фото: 0
Xenosag писал(а):
такой парадокс
Нет тут никаких парадоксов. Данные из одного и того же кэша обоими потоками тянутся и нет накладных-перекладных расходов на перемещение между L2/L1 кэшами. Правильные разрабы это понимают и учитывают. Потанцевал, я видел, до 30%+ могут дать такие оптимизации.
Victor91rus писал(а):
+мегагерцы прибавились
У людей с разгоном фикс в основном. Нечему там "прибавляться". Герцы выжаты в упор уже.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
https://www.ibm.com/docs/en/aix/7.3.0?t ... ithreading Там нет реального и виртуального. Два потока одного ядра. Нужно, чтобы добиться максимальной загрузки ядра полезной нагрузкой. Это максимально эффективно когда не стоит задача максимально быстро выполнить одну маленькую задачу. Почти во всех остальных случаях это будет эффективно. Включая игры. Поэтому в играх, цп которые загружены полностью или почти полностью, HT почти всегда даёт производительность. Если в игре костыли кривые или планировщик работает не оптимально, то пользы нет. Если загрузка цп "незначителньна", то польза стремится к 0 или более выражено влияние кривых костылей. Попробуйте потестировать влияние SMT при дефиците ресурсов там всё сразу на свои места встаёт. Например: 2 ядра и 2 потока, 2 ядра и 4 потока.
в киберпанке отключение HT это сразу минус 17-20 fps на ровном месте.
Не подтверждаю. Там тест каличный, поэтому трудно сказать что там убавило или прибавило чисто HT, результат +- один, но точно можно констатировать, что в результате отключения хт убавилась температура, и +мегагерцы прибавились, и от этого прибавка есть. Еще я тестил фаркрай и бателфилд, там прибавка есть просто от отключения HT. Но это всё незначительно. Имхо, главная суть в заметном снижении температуры/напряжения, а прибавка это просто мини-бонус
Смотри результаты в соответствующем треде. Воспроизводится на раз-два. Только надо выключить E-ядра (или настроить так чтобы их не использовало) и поставить минимальные настройки, чтобы исключить все остальные факторы.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Alex TOPMAN писал(а):
Потанцевал, я видел, до 30%+ могут дать такие оптимизации.
Пиковая производительность это полностью занять одно ядро одним потоком. Недостижимо в большинстве приложений. А если бы занимали то одноразовый разгон бы исчез как вид. Потому что там будет нагрузка МИНИМУМ как у прайма в самом тяжёлом режиме.
Agiliter, HT предназначен в первую очередь для того чтобы эффективнее выполнять кривой код, который вызывает затыки в конвейере. Чем эффективнее архитектура и чем более оптимизирован код, тем меньше прирост от HT. В идеальном случае прирост стремится к нулю, но его никогда не достигнет, потому что простои ядер всегда будут, хотя бы из-за того что у памяти и кэшей ненулевая латентность. Хотя в отдельных случаях возможны конфликты из-за доступа к ресурсам и тогда прирост будет отрицательным.
Самый гигантский прирост можно пронаблюдать на атомах, он там практически 100%. На втором месте будет P4, там это дает порой по 20-40%. Как раз по этой причине в обоих случаях.
Advanced member
Статус: Не в сети Регистрация: 29.03.2017
Вся эта теоретическая белиберда проверяется очень легко и я написал как. Запускаете задачу на 2\2 и 2\4 и вперёд сравнивать. можно и на 4 ядрах если на 2 не запускается. Потери производительности на большом количестве ядер при малой нагрузке в первую очередь связаны с кривыми костылями для распределения потоков на уровне приложения или операционной системы. Все остальные потенциальные штрафы блекнут на их фоне.
Добавлено спустя 4 минуты 21 секунду: А если кто-то не может руками аффинити повесить на задачи, то, пожалуйста, ничего не пишите по данной теме. Как минимум пока вы не сможете этого сделать. Это настолько элементарное действие, что его не знание, сводит все ваши "знания" по теме к попытке школьника который не может поделить в столбик рассказать, с умным видом, как считать дифференциальные уравнения.
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
Agiliter писал(а):
Запускаете задачу на 2\2 и 2\4 и вперёд сравнивать. можно и на 4 ядрах если на 2 не запускается.
Гениально. Обязательно применю эти знания, когда со своего 16-ядерника перейду на 2-ядерник)
Balthazar писал(а):
Только надо выключить E-ядра
Обязательно, и еще 7 Пядер, чтобы уж точно получить прирост от ХТ)
Перечитайте друг друга еще раз, и тогда поймете, почему при условии "а вы на шкаф залезьте" у вас одни результаты, а когда нищие игрушки крутятся сразу на всех 16 ядрах , резалты другие. Как раз смысл отключения HT SMT в том, что ядер МНОГО. Также было несколько лет назад с 8-ядерниками, а до этого с 6, а до этого с 4, когда их ядер хватало. Когда-то перестанет хватать и 13700к, когда я буду на неi7 585k ultra, или 12800X3D, в которых буду отключать HT SMT на 32 ядрах, так как 20-поточные игрушки в нем также не нуждаются, как и всегда на актуальном железе.
Обязательно, и еще 7 Пядер, чтобы уж точно получить прирост от ХТ)
Речь об исключении факторов, которые могут помешать или мешают увидеть изменения измеряемой величины.
Чтобы было проще всего увидеть разницу и ничего не мешалось, а не использовать так на постоянку. Думать надо хоть иногда, хоть чуть-чуть, раз так не терпится ценное мнение оставить. Ну обычная логика же, не, неочевидно? Или ты из тех, что процессоры тестируют в 5К с 16х сглаживанием?
Victor91rus писал(а):
Перечитайте друг друга еще раз, и тогда поймете, почему при условии "а вы на шкаф залезьте" у вас одни результаты, а когда нищие игрушки крутятся сразу на всех 16 ядрах , резалты другие. Как раз смысл отключения HT SMT в том, что ядер МНОГО
Я могу понять, когда выключают ради снижения нагрева, потому что СО не тянет, или ради выжимания 200 МГц. Это тоже где-то может иметь смысл. Но отключение ради отключения, с мотивацией "я тут прикинул к носу и решил что потоков и так норм, я умный" - это бред. Полный.
Victor91rus писал(а):
Когда-то перестанет хватать и 13700к, когда я буду на неi7 585k ultra, или 12800X3D, в которых буду отключать HT SMT на 32 ядрах, так как 20-поточные игрушки в нем также не нуждаются, как и всегда на актуальном железе.
На этом потоке сознания мой парсер русского языка сломался.
Последний раз редактировалось Balthazar 24.05.2025 2:35, всего редактировалось 1 раз.
max1g, чтобы разницу какую-то на современном железе увидеть конкретно в игрульках, их надо заставить затянуть потуже пояса. В противном случае им в общем-то без разницы, ведь 9800X3D неспроста на данный момент самый популярный для гейминга. Другое дело, что для фоновых задач мало потоков не бывает, как и ядер.
Victor91rus, гей-мод не забудь включить в биосе, это очень важно.
P.S. У кого какой минимально рабочий VCCSA для DDR5 на 6800 MHz? Что-то на любопытство пробило.
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 14.03.2007 Откуда: СПБ Фото: 2
Exolon писал(а):
Э-э... асус выпустили новый биос с микрокодом 0x12F. Что то новое?
Может и новое, но обновляться не рекомендую, я поставил себе, сбросил биос в дефолт, выставил свои обычные настройки. В системе постоянно непонятные лаги, курсор на секунду замирает, потом отвисает, в браузере, в играх, просто на рабочем столе. Я какие настройки только не крутил. Откатился до 1805 биоса, сразу все норм стало. Я предупредил
Member
Статус: В сети Регистрация: 04.06.2017 Фото: 6
max1g писал(а):
HT on/off, E cores on/off
Примерно также и у меня вышло, только более ярко выражено, разница между вариантами повыше получилась. Особенно сильно отключение Едер ударило по перформансу. Но там от игр зависит, у них 40шт, а у меня дай бог 7 было, и все экшены, без стратежек)
Member
Статус: Не в сети Регистрация: 15.09.2008 Фото: 0
Xenosag писал(а):
эффект отключения HT в играх
Недавно проверял, в PUBG (он на старом UE4) отключение HT на 13700К даёт бонус. Играм на UE5 наоборот отключение HT снижает фпс и делает фреймтайм более рваным, поэтому для них лучше Е-ядра софтово отрубать. В видео только Сталкер 2, но и в ремастере Oblivion такой же эффект. https://www.youtube.com/watch?v=UiZpRsZ5zDA
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения